Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа
Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.
2) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
3) об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного;
4) об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
5) об изменении вида исправительного учреждения.
Указанным нормативным актом ст. 20 УИК РФ приведена в полное соответствие с требованиями ст. 397 УПК РФ "Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора" и ст. 398 УПК РФ "Отсрочка исполнения приговора". Согласно новой редакции ст. 20 УИК РФ суд обязан контролировать исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и ст. 398 УПК РФ.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав самих осужденных.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о нарушении законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других участвующих в процессе исполнения наказания субъектов.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 24 УИК РФ судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении своих служебных обязанностей вправе посещать указанные органы без специального на то разрешения.
Нормы УИК РФ устанавливают возможность суда осуществлять контроль за тем, чтобы назначенное уголовное наказание было исполнено в соответствии с действующим законодательством. Поэтому в ч. 3 ст. 20 УИК РФ содержится положение о том, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.
Контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, то есть судебный контроль за деятельностью персонала не исчерпывается сферой исполнения уголовного наказания. Он осуществляется при рассмотрении судом имущественных, хозяйственных, земельных споров, одной стороной из которых является учреждение или орган, исполняющий наказания. Например, при рассмотрении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 1 ст. 98 УИК РФ). Либо наоборот, согласно ст. 102 УИК РФ при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ). Так, согласно действующему положению, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН России обеспечивают законность деятельности подчиненных им подразделений, в том числе и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Кроме того, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН возлагается обязанность осуществлять ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных центров, а также судебных приставов-исполнителей.
Одной из форм ведомственного контроля является посещение и инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. "в" ч. 1 ст. 24 УИК РФ осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности персонала, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания.
Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос работников персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами.
Рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб на действия персонала также является действенной формой ведомственного контроля.
Инспектирование учреждений и органов ФСИН России осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, для чего в составе указанных органов создаются специализированные комиссии. В ходе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежат оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.
Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, гауптвахт контроль осуществляет командование воинских подразделений Министерства обороны РФ. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвахта.
В основном же на практике сложились две формы ведомственного контроля:
- отчетность нижестоящих учреждений и органов;
- инспектирование (плановое и внеплановое).
По результатам ревизии
или проверки производственной или
финансово-хозяйственной и иной
деятельности составляются аналитические
справки и формулируются
Прокурорский надзор за деятельностью учреждений
и органов, исполняющих наказания
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержится в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:
- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;
- в местах предварительного заключения под стражу;
- надзор при исполнении наказания;
- надзор за законностью
при применении иных мер
В соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
1) законность нахождения
лиц в исправительных и иных
учреждениях, исполняющих
2) соблюдение установленных
законодательством Российской
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Не менее важным является вопрос об определении полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В частности, в соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.
В процессе личных посещений прокурор:
1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;
2) проверяет документы,
на основании которых
3) знакомится с документами
осужденных, с оперативными материалами,
проводить личный прием
4) рассматривает поступившие
предложения, заявления и
5) устанавливает соответствие
законодательству приказов, постановлений,
распоряжений; отменяет незаконно
наложенные дисциплинарные
Мерой, направленной на предупреждение нарушений законности, является санкционирование прокурором некоторых документов, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:
1) о введении режима
особых условий в
2) о задержании осужденного,
уклоняющегося от получения
3) о задержании осужденного,
уклоняющегося от возвращения
в установленный срок в
4) о содержании осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ);
5) об оставлении осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и т.д.
Другой формой реагирования прокурора на нарушения законности служит представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица, в адрес которых было внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении, и принять меры к немедленному исполнению соответствующих нарушений.
Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Дополнительной гарантией устранения незаконных действий является то, что должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.
Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Общественный контроль - это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являющийся ярким свидетельством уровня демократизации общества.
На основании порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, общественные объединения не только принимают участие в процессе исправления осужденных, но и осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 23 УИК РФ).
Таким образом, деятельность
администрации находится под
контролем международных
Кроме того, в воспитательных колониях, в отличие от других исправительных учреждений, законом предусмотрено создание и функционирование попечительских советов, состоящих из представителей государственных организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ), а также родительских комитетов, создаваемых из числа родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Их основная цель состоит в оказании помощи администрации воспитательных колоний в исправлении осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Это не исключает и их участия в осуществлении контроля за соблюдением законов администрации колоний.
Представляется целесообразным принятие некоторых новых федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее расширение возможностей участия общественных объединений в контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания. В настоящее время система эффективного контроля находится на этапе становления. Формы участия общественности в контроле за соблюдением законности довольно разнообразны.
Контрольные функции могут также осуществлять в ходе реализации своих прав по оказанию помощи исправительным учреждениям в материально-бытовом обеспечении и воспитательном воздействии на осужденных, общем и профессиональном обучении осужденных, поддержании контактов с родственниками и другими лицами: органы местного самоуправления; общественные наблюдательные комиссии; отдельные граждане; общественные объединения; религиозные объединения; средства массовой информации; правозащитные неправительственные организации.
Контроль общественных формирований осуществляется при реализации и иных форм деятельности. Наиболее распространенной является деятельность представителей адвокатуры по защите прав и законных интересов осужденных. Адвокаты, представляющие интересы своих подзащитных, могут сообщать о ставших известными им случаях нарушений законов в прокуратуру и иные органы государственной власти.
Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы