Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
С целью предупреждения недопонимания
обязательности проведения профилактических
мероприятий в системе
В комплексе условий, повышающих эффективность противодействия пенитенциарной преступности, важное место занимают профилактические меры оперативно-розыскного характера.
Все объекты профилактического воздействия можно разделить на следующие группы: причины преступности в целом; условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений; личность и поведение правонарушителя75.
Для устранения либо нейтрализации причин преступности возможностей отдельного сотрудника оперативного аппарата колонии-поселения недостаточно. Для этого необходим комплекс общепрофилактических мероприятий, лишь отдельной частью которого будет участие сил и средств оперативного подразделения колонии-поселения. Поэтому оперативно-профилактическое воздействие осуществляется в отношении двух последующих групп.
Так, оперативно-розыскные возможности позволяют выявить ранние стадии развития противоправного поведения и своевременно начать оперативную профилактику с целью:
- выявить лиц, от которых можно
реально ожидать совершения
- осуществить постановку указанн
- оказать на них
- в необходимых случаях пресечь преступление.
При этом в силу специфики условий
отбывания наказания
- максимальное использование
- тесное взаимодействие
- широкое использование
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок исполнения наказания, является УИК РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся как нормы, непосредственно регулирующие порядок исполнения наказаний, так и нормы, значительным образом ограничивающие возможность реализации осужденными своих гражданских прав (свобода передвижения, выбор места жительства и т.п.). Целью подобных ограничений является обеспечение осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, личная безопасность и т.д.
Однако УИК РФ является не единственным нормативным актом, содержащим ограничения гражданских прав. В соответствии со ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти также имеют право принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Данные нормативные акты самым непосредственным образом затрагивают способы реализации осужденными лицами своих гражданских прав, а также налагают некоторые ограничения при их реализации76.
Так, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные в форме приказа Минюста. В качестве примера норм, ограничивающих круг гражданских прав осужденных, можно привести норму, которая запрещает осужденным продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании (п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Однако само закрепление вышеуказанных норм в подзаконных нормативных актах противоречит положению ч. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которой ограничение гражданских прав допустимо только на основании норм, установленных федеральным законом. Данное положение обнажает несоответствие положений ч. 2 ст. 1 ГК РФ и ст. 4 УИК РФ. По нашему мнению, федеральные органы исполнительной власти некомпетентны в издании подобных актов, а соответственно, данные акты не должны иметь юридической силы в той части, в которой они ограничивают гражданские права.
Таким образом, акты, содержащие нормы,
которые в той или иной мере
ограничивают гражданские права
лиц, в отношении которых
Система исполнения наказаний России выполняет свою специфическую функцию по исполнению вступивших в законную силу решений суда. В своей деятельности пенитенциарная система подвержена криминогенному влиянию со стороны криминальной среды, так как эта самая среда структурно наполняет места лишения свободы и воздействует как на самих осужденных, так и на администрацию исправительных учреждений.
В литературе отмечается, что "к пенитенциарной преступности относятся преступления, совершаемые осужденными во время отбывания лишения свободы"77, "под пенитенциарными следует понимать такие преступления, которые посягают на общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний в условиях изоляции от общества"78.
С.А Сивцов отмечает, что "пенитенциарная преступность представляет собой совокупность преступлений, совершаемых ограниченным кругом субъектов на территориальном пространстве исправительного учреждения, образующих наиболее общественно опасный вид преступности, а также социальное негативное явление, опосредовано оказывающее влияние на криминогенную среду через процессы, происходящие в период исполнения и отбывания наказаний, и представляющая угрозу пенитенциарной безопасности государства"79.
Таким образом, пенитенциарную преступность можно рассматривать как подвид рецидивной преступности.
Преступность в местах лишения свободы специфична по своим причинам и характеру и отличается существенными особенностями по сравнению с преступностью в целом. Во-первых, однотипностью мотивации, целей и средств. Преступления, совершаемые осужденными, связаны главным образом либо с неудачной адаптацией к новой социальной среде (получение низкого статуса), либо со стремлением сохранить или повысить свой статус в групповой иерархии. Главным средством самоутверждения (достижения цели) в этой среде является насилие.
Во-вторых, относительной стабильностью основных показателей, свидетельствующей об устойчивости и консерватизме основных социальных детерминант преступности в исправительных учреждениях. Структура преступности состоит всего из нескольких составов (менее десятка), абсолютное большинство составляют преступления против личности, хулиганство и побеги. Побег — самое распространенное преступление: его доля в структуре пенитенциарной преступности стабильно составляет около одной трети, а вмести с уклонением — более половины всех преступлений. На втором месте ранее находились преступления против личности, сейчас они переместились на третье, а на второе вышли преступления, связанные с наркотиками.
Определенной проблемой является внеслужебное взаимодействие осужденных с сотрудниками оказывает отрицательное влияние как на оперативную обстановку, так и на режим исправительного учреждения в целом, являющийся, в свою очередь, фактором, обеспечивающим защиту от пенитенциарных опасностей, однако уровень организации борьбы с ними не адекватен предъявляемым требованиям.
Следующей проблемой, способствующей
совершению правонарушений и преступлений
осужденными, содержащимися в колониях-
По нашему мнению, для решения задачи предупреждения преступлений необходимо на законодательном уровне предусмотреть ответственность должностных лиц указанных предприятий за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по контролю за соблюдением осужденными, работающими на указанных предприятиях, требований Правил внутреннего распорядка.
В.А. Поникаров и Т.В. Поникарова отмечают, что "обеспечить законность в административной деятельности учреждений и органов УИС можно только при использовании развернутой системы взаимодополняющих друг друга гарантий. Чем больше будет правовых гарантий, тем выше станет степень обеспечения законности в административной деятельности пенитенциарных учреждений России"81.
Нами было отмечено, что, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет две основные цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Реализация второй цели в отношении осужденных к лишению свободы не вызывает особых трудностей и состоит в изоляции осужденных от общества, соблюдении ряда режимных ограничений, связанных с их специальным статусом. Что касается исправления осужденных как цели уголовно-исполнительного законодательства, то здесь возникают большие проблемы. Причин этому несколько: сложный состав спецконтингента (более 80% осужденных содержатся в исправительных учреждениях за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, половина осужденных отбывают лишение свободы второй раз), непонимание администрацией исправительных учреждений значения цели исправления осужденных, механизма ее реализации82.
В предоставлении выездов осужденным очевидна, отношение администрации к подобным выездам в целом положительное, основания для отказа в предоставлении выездов не носят массового характера. Несмотря на это, практика предоставления выездов отсутствует. Это вызвано тремя основными причинами:
1) опасения администрации
2) нежелание руководства
3) недооценка роли выездов
Практика предоставления выездов осужденным в целом по стране свидетельствует о значительном сокращении предоставления выездов при одновременном существенном снижении количества осужденных, которые своевременно не прибыли в колонию.83
Как видим, число осужденных, не вернувшихся своевременно обратно из выезда, является весьма незначительным и не должно служить поводом для отсутствия практики их предоставления. Кроме того, в качестве меры, способствующей предупреждению нарушений порядка выезда, уклонения от отбывания наказания, может служить использование электронных средств слежения (электронных браслетов) за осужденными во время их выезда. Такая практика будет эффективным образом стимулировать их правопослушное поведение во время выезда.
Вторая и третья причины отсутствия
практики предоставления выездов связаны
между собой. К одной из важных
целей наказания уголовно-
Обращает на себя внимание тот факт,
что каждый третий осужденный не знает
о наличии возможности получени
Проблема привлечения
Имеющаяся материальная база каждого отдельно взятого исправительного учреждения, организационно-правовая база морально устарели, не соответствуют сегодняшним реалиям и требуют всестороннего пересмотра на самом высоком уровне. Решение проблемы организации труда в местах лишения свободы само по себе приведет к решению ряда насущных проблем. Во-первых, это стабилизация оперативной обстановки учреждения. Во-вторых, это нормализация морально-психологической обстановки в учреждении. В-третьих, эффективная трудовая деятельность на конкурентоспособном предприятии ведет к соответствующему уровню благосостояния осужденного, что, в свою очередь, позволит осужденным осуществлять материальную помощь семье или ликвидировать исковую задолженность. В-четвертых, трудовая занятость и трудовое воспитание являются гарантией предупреждения рецидивной преступности после освобождения84.
Разработку концепции