Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, комплексный подход к реализации новой концепции трудовой деятельности осужденных должен учитывать самую важную составляющую любой реформы - человеческий фактор.

Непосредственными и главными исполнителями  намеченных мероприятий по реформированию производственного сектора УИС и созданию подразделений трудовой адаптации осужденных являются инспекторы отдела организации труда осужденных. Успех в достижении поставленных целей зависит, прежде всего, от их профессиональной компетенции. Вне всякого сомнения, персонал учреждений должен обладать комплексом специфических знаний и определенными нравственными качествами.

Для привлечения инвестиций и реанимирования производства в учреждениях УИС, для восстановления и закупки  современных производственных мощностей  необходимо проведение целенаправленной государственной политики по вопросу предоставления льготного режима налогообложения и создания облегченных условий кредитования, для деятельности предпринимателей, готовых сотрудничать с учреждениями УИС.

В целях эффективной организации труда в УИС необходимо изучить и использовать передовой зарубежный опыт.

Организация трудовой деятельности в  местах лишения свободы должна осуществляться по всем требованиям рыночной экономики. Не меньшее значение должно придаваться  социальной составляющей. Трудовая адаптация осужденных должна быть ориентирована на востребованные за пределами мест лишения свободы специальности. Кроме этого, нельзя забывать и об экономической составляющей трудовой адаптации. С одной стороны, люди, задействованные в трудовых процессах, должны получать достойную заработную плату, что всегда рассматривалось в качестве одного из побудительных стимулов человека к труду. С другой - подразделения трудовой адаптации должны быть способны окупать затраты на организацию труда осужденных.

Решение вышеобозначенных проблем  позволит организовать трудовую деятельность в местах лишения свободы на принципиально  новом уровне и в соответствии с международными стандартами.

О несовершенстве российской уголовно-исполнительной системы, грубых нарушениях законодательства и произволе сотрудников ФСИН говорят многие общественные и политические деятели85.

Одной из основных целей  Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. является гуманизация условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.86

В свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года87 в России появятся воспитательные центры – учреждения европейского типа для содержания несовершеннолетних осужденных.

Разработка модели воспитательного  центра будет осуществлена с учетом рекомендаций международных нормативных правовых актов по обращению с лицами, осужденными в несовершеннолетнем возрасте, и международного опыта работы по исполнению наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц.

Воспитательный центр – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Безусловно, заслуживает положительной  оценки тот факт, что в рамках Концепции предусматривается создание двух видов воспитательных центров: с обычным и усиленным наблюдением.

Несомненно, верно отмечает В. П. Большаков, что главная идея создания воспитательного центра – вернуть подростков, преступивших закон к нормальной жизни, помочь им встать на путь исправления, исключить рецидивы, помочь преодолеть кризисный возраст. Для этого будут созданы все условия88.

Преобразование воспитательных колоний  в воспитательные центры имеет целый  ряд преимуществ, поскольку предусматривает89:

- создание структуры воспитательного  центра, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения, оградить несовершеннолетних от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры (за счет включения в структуру воспитательного центра помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора - ПФРСИ; участка для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированного участка, функционирующего в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима; социально-реабилитационного центра);

- обеспечение раздельного содержания  несовершеннолетних осужденных, имеющих  наибольшую степень криминальной  зараженности, и остальной части  воспитанников (за счет создания  воспитательных центров с обычным  и усиленным наблюдением);

- оптимизацию численности несовершеннолетних осужденных в коллективах, создание мультидисциплинарных групп осужденных (вместо отрядов), что позволит обеспечить индивидуализацию процесса исправительного воздействия, приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных;

- обеспечение условий отбывания  наказания, позволяющих стимулировать  правопослушное поведение осужденных  путем последовательного снижения  уровня правоограничений (система  "социального лифта");

- создание целостной эффективной системы подготовки осужденных к освобождению посредством включения в структуру воспитательного центра соответствующего подразделения - социально-реабилитационного центра;

- минимизацию в работе воспитательных  центров элементов, характерных  для тюремного учреждения;

- наличие в штатах воспитательного  центра значительно большей численности сотрудников, осуществляющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, а также функции медицинского обслуживания (с одновременной их специализацией в зависимости от категорий осужденных, участка воспитательного центра, этапа отбывания наказания);

- специализированную подготовку  основных категорий сотрудников  по работе с несовершеннолетними  осужденными, в том числе на  базе высших образовательных  учреждений ФСИН России.

Однако, наряду с положительными моментами, возникает ряд вопросов, которые  требуют более детального изучения и анализа.

По данным Концепции развития УИС  до 2020 года, количество воспитательных колоний составляет – 62, но планируется  создание 33 воспитательных центров. То есть наблюдается тенденция к  укрупнению и сокращению исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Руководство Российской Федерации  достаточно много внимания уделяет  развитию семьи и поддержанию  материнства, что предполагает повышение  рождаемости, и, соответственно, в ближайшее  десятилетие количество подростков будет увеличиваться. Можно предположить, что увеличение количества подростков может повлечь и увеличение количества преступлений, совершенных в несовершеннолетнем возрасте

Бесспорно, такое видение не является безусловным, но учитывать возможное  увеличение количества преступлений несовершеннолетних все же стоит. Если планируется сокращение количества исправительных учреждений для несовершеннолетних, то получается, что подобные учреждения буду не в каждом субъекте, а вероятнее – одно учреждение на 2–3 субъекта. Специалисты не раз говорили о том, что осужденные, в том числе и несовершеннолетние, должны отбывать наказание максимально приближенно к месту своего жительства, что облегчает контакт с родственниками и улучшает дальнейшею социализацию осужденных. Однако часть несовершеннолетних осужденных будут отбывать наказание в воспитательных центрах в ином субъекте Российской Федерации, что в целом может отрицательно сказаться на исправлении несовершеннолетних осужденных.

Однако изучение практики работы воспитательных колоний в настоящее время показывает, что реально значение сохранило только указание на разделение несовершеннолетних осужденных по полу. Требование изоляции осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, от основной массы осужденных повсеместно не исполняется.

Гуманизация уголовной политики и  соответствующие тенденции судебной практики обусловили концентрацию в  воспитательных колониях наиболее сложной  в педагогическом отношении категории  правонарушителей90.

С.Б. Рябых отмечает, что "если для взрослых осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления существуют исправительные учреждения с разными видами режима, то на основании ч. 3 ст. 58 УК РФ все лица, не достигшие к моменту вынесения судом восемнадцатилетнего возраста, отбывают наказания в воспитательных колониях. В связи с этим можно сделать вывод о том, что положения уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании осужденных не исполняются, что наносит невосполнимый вред делу исправления несовершеннолетних преступников"91.

По нашему мнению, тяжесть совершенного преступления и наличие рецидива преступлений, характеризуя общественную опасность содеянного и личность виновного, должны являться основным критерием при назначении вида воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает совершенствование  обеспечения режима и безопасности.

Размещение осужденных в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между  ними. Установленные в настоящее  время законом принципы раздельного  содержания осужденных не позволяют  эффективно решать эту проблему.

В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных  осужденных и лиц, содержащихся под  стражей, действий, дезорганизующих  деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц.

С учетом этого предлагается:

дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под  стражей, с целью обеспечения  выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы  изучения факторов, способствующих эксцессам  со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;

создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к  законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных;

совершенствование системы мер  взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения;

повышение эффективности надзора  за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы;

разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений;

создание системы противодействия  преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;

применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;

введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.);

повышение уровня организации специальных  перевозок путем оптимизации  маршрутов конвоирования и улучшения  взаимодействия с государственными органами и организациями, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

использование спутниковых систем глобального позиционирования для  мониторинга за передвижением специальных  автомобилей и специальных вагонов  для перевозки осужденных, оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе исследования мы пришли к  следующим выводам.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы