Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Граница режимной территории ограждается  и обозначается предупредительными знаками. На внешней от основного ограждения учреждения линии границы прилегающей территории устанавливается и оборудуется контрольно-пропускной пункт.

По согласованию с органами Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации при подъезде к режимной территории учреждения могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки. 

На режимной территории осуществляется патрулирование сотрудниками учреждения.

По согласованию с органами внутренних дел может осуществляться совместное патрулирование с сотрудниками милиции.

При патрулировании допускается использование  служебных собак.

На режимной территории запрещается:

без разрешения руководства учреждения находиться и передвигаться посторонним  лицам;

производить без специального разрешения начальника учреждения земляные, строительные, взрывные, технические и изыскательские работы;

осуществлять без соответствующего допуска руководства учреждения ремонт инженерно-коммуникационных, энергетических сетей, средств связи, установку  оборудования;

проводить без согласования с администрацией учреждения линии электропередач;

устанавливать гаражи, тенты-укрытия  для автотранспорта и другие сооружения;

размещать торговые точки и осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин);

проводить митинги, демонстрации, собрания, шествия и другие массовые мероприятия;

осуществлять кино-, фото- и видеосъемки, звукозаписи;

вести переговоры через ограждение с лицами, находящимися в учреждении;

передавать либо пытаться передать через ограждение на территорию учреждения любые вещи и предметы, продукты питания;

размещать и оставлять свертки, сумки, иные вещи и предметы;

загрязнять территорию, а также  осуществлять на ней выпас, выгул  скота и других животных;

заниматься огородничеством, садоводством, рыбной ловлей;

разводить огонь, а также производить салюты и фейерверки.

Информация о действующих режимных требованиях помещается в доступных  для граждан местах (на контрольно-пропускном пункте, установленных щитах и  т.д.).

Администрация учреждений вправе на режимных территориях учреждений с целью соблюдения режимных требований:

временно ограничивать или запрещать  движение транспорта, не допускать  граждан на режимную территорию или  обязывать их там остаться либо покинуть ее;

осуществлять досмотр и обыск  лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка учреждений;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

применять физическую силу, специальные  средства, газовое и огнестрельное оружие в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При применении физической силы, специальных  средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1) предупредить о намерении их  использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

2) обеспечить наименьшее причинение  вреда осужденным и заключенным,  предоставление пострадавшим медицинской  помощи;

3) доложить непосредственному начальнику  о каждом случае применения  физической силы, специальных средств  и оружия.

В состоянии необходимой обороны  или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при  отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

О фактах их применения сотрудники УИС  обязаны информировать своих  руководителей. Эта обязанность  конкретизируется указанием на два  условия:

1) необходимость докладывать о  каждом случае использования физической силы, специальных средств и оружия;

2) необходимость докладывать об  этом непосредственному начальнику.

Реализация первого условия  призвана гарантировать обеспечение  принципа гласности как предпосылку  соблюдения законности при использовании  физической силы, специальных средств или оружия. Второе условие связано со служебной субординацией, поскольку непосредственный начальник - это ближайший к подчиненному прямой начальник, а последнему все сотрудники УИС подчинены по службе.

При отсутствии специальных средств или оружия сотрудникам УИС в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости разрешается использовать любые подручные средства. При их выборе следует руководствоваться нормами уголовного законодательства как о пределах необходимой обороны или крайней необходимости, так и о превышении этих пределов (ст. 37, 39, 108, 114 УК РФ). Представляется, что норму ч. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"  необходимо распространить и на институт причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).

Закон обязывает начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения  свободы, сообщать прокурору о случаях  ранения или смерти осужденных, заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств и оружия. Под прокурором здесь подразумевается должностное лицо районной, городской прокуратуры по месту дислокации учреждения УИС. Хотя законодатель не определяет форму сообщения, вполне очевидно, что оно должно быть письменным и содержать подробное изложение обстоятельств происшедшего.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять  физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Ст. 30 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривает дифференцирование применения   специальных средств в местах содержания под стражей (см.: Таблица 2).

Таблица 2

Применение   специальных  средств в местах содержания под  стражей

Ст. 30

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях

В качестве специальных  средств могут применяться

ч. 1

1) для отражения нападения  на работников уголовно-исполнительной  системы, осужденных, заключенных  и других граждан;

- резиновые палки;

- светозвуковые средства  отвлекающего воздействия;

- служебные собаки

ч. 2

2) для пресечения массовых  беспорядков, групповых нарушений  общественного порядка осужденными  и заключенными, а также задержания  правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;

- резиновые палки;

- наручники;

- светозвуковые средства  отвлекающего воздействия;

- водометы и бронемашины;

- служебные собаки

ч. 3

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

- светозвуковые средства  отвлекающего воздействия;

- средства разрушения  преград;

- водометы и бронемашины;

- служебные собаки

ч. 4

4) при конвоировании  и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

наручники

ч. 5

5) для задержания и  возвращения осужденных и заключенных,  бежавших из-под стражи или  из учреждения, исполняющего наказания.

- светозвуковые средства  отвлекающего воздействия;

- средства разрушения  преград;

- водометы и бронемашины;

- служебные собаки


 

Виды специальных средств и  газового оружия, а также интенсивность  их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные  средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы62.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

1) для защиты от нападения,  угрожающего жизни и здоровью  граждан;

2) для отражения нападения, угрожающего  жизни и здоровью работников  уголовно-исполнительной системы,  осужденных заключенных и иных  лиц, а также для отражения  нападения с целью завладения оружием;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений  и транспортных средств;

4) для отражения группового или  вооруженного нападения на охраняемые  объекты, помещения и сооружения  учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;

5) для задержания лица, оказывающего  вооруженное сопротивление, застигнутого  при совершении тяжкого преступления  против жизни, здоровья граждан,  собственности и пытающегося  скрыться, совершающего побег, либо  для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

1) для остановки транспортного  средства, с использованием которого  совершается побег осужденным  или заключенным;

2) для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о  намерении применить огнестрельное  оружие, подачи сигнала тревоги  и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что  в создавшейся обстановке могут  возникнуть предусмотренные настоящей  статьей основания для его  применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1) при отражении нападения с  использованием оружия или транспортных  средств;

2) при побеге осужденных и  заключенных из мест лишения  свободы, предварительного заключения  или из-под стражи с оружием,  при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

3) при попытке осужденного или  заключенного, а также иного лица  приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной  системы с обнаженным огнестрельным  или холодным оружием либо  предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное  оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с  момента его применения обязаны  доложить непосредственному начальнику.

Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора.

Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных  средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Законодательство РФ устанавливает  в отношении некоторых категорий граждан обязанность бережно относиться к своей жизни (и здоровью). Так, согласно п. 9 ст. 36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": "Подозреваемые и обвиняемые обязаны не совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью". Ч. 2 ст. 102  УИК РФ предусматривает, что осужденный к лишению свободы должен возместить исправительному учреждению затраты, связанные с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ63 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы