Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

1. Правовое регулирование исполнения  и отбывания наказания обеспечиваются  в рамках режима, содержащего  в себе не только элементы  карательного воздействия на  осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.

2. Режим в исправительных учреждениях  есть установленный законом и  соответствующими закону нормативными  правовыми актами порядок исполнения  и отбывания лишения свободы.  В режимных требованиях и ограничениях воплощается кара, составляющая сущность наказания. В установленных правоограничениях и обязательных правилах поведения реализуются карательная и воспитательная функции режима, относящиеся к осужденным.

3. К основным функциям режима  следует отнести: 1) карательную; 2) обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; 3) воспитательную; 4) регулирования уголовно-правовой кары; 5) частного предупреждения; 6) общего предупреждения.

Все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.

4. Правила внутреннего распорядка  исправительных учреждений обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.

5. Средствами обеспечения режима  в исправительных учреждениях   являются технические средства  надзора и контроля и  оперативно-розыскная деятельность.

6. Основанием для введения режима  особых условий в исправительных  учреждениях является наличие  внешних либо внутренних причин. Внешние причины - это, как правило,  стихийные бедствия (пожары, ураганы,  наводнения, землетрясения и т.д.). Внутренние - массовые неповиновения, массовый отказ от работы, массовые беспорядки, бунты, захват заложников, угроза террористических актов и т.д.

И внешние, и внутренние причины  угрожают не только нормальной деятельности исправительных учреждений, но и жизни, здоровью и безопасности как самих осужденных, так и представителей администрации и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений.

7. В случаях оказания осужденными  сопротивления персоналу исправительных  учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие. Порядок применения указанных мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Предлагаем.

1. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В последующих нормах кодекса вместо термина "режим" часто встречается выражение "порядок исполнения наказания". Полагаем, такой прием усложняет осмысливание текста, а следовательно, противоречит требованиям законодательной техники.

2. Глава 12 УИК РФ регламентирует режим в исправительных учреждениях (местах лишения свободы), но ряд режимных требований лишения свободы содержится и в главе 11. Полагаем, было бы целесообразно все режимные правила включить в одну главу.

3. На сегодняшний день правовой статус пенитенциарных больниц до конца и не определен; лечебно-профилактические учреждения как места отбывания лишения свободы до сих пор не упомянуты ни в ст. 56, 58 УК РФ, ни в ч. 9 ст. 16 УИК РФ, а по ч. 8 ст. 74 УИК РФ они только выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

Дальнейшее развитие организации  медицинского обеспечения осужденных к лишению свободы, должно привести к изменению организационно-правового статуса лечебно-профилактических учреждений, что потребует внесения изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России.

4. Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин "технические средства надзора и контроля" фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах.

С целью совершенствования правового регулирования использования научно-технических достижений в исправительных учреждениях предлагаем изложить ст. 83 УИК РФ в следующей редакции

Ст. 83 "Применение инженерно-технических  средств обеспечения охраны и надзора

1. Администрация исправительных  учреждений вправе использовать  инженерно-технические средства охраны и надзора для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений режима и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц.

2. Администрация исправительных учреждений обязана обеспечить  техническую  эксплуатацию инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы, в строгом соответствии с требованиями Руководства "Об утверждении руководства по технической эксплуатации  инженерно-технических средств охраны и надзора,  применяемых для оборудования объектов  уголовно-исполнительной системы".

3. Администрация исправительных  учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении инженерных и технических средств охраны и надзора.

4. Перечень инженерных и технических  средств охраны и надзора устанавливается  Правительством Российской Федерации.  Порядок применения указанных  средств регламентируется нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний".

5. При отсутствии специальных средств или оружия сотрудникам УИС в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости разрешается использовать любые подручные средства. При их выборе следует руководствоваться нормами уголовного законодательства как о пределах необходимой обороны или крайней необходимости, так и о превышении этих пределов (ст. 37, 39, 108, 114 УК РФ).

Представляется, что норму ч. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"  необходимо распространить и на институт причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).

Предлагаем изложить ст. 38 УК РФ  в следующей редакции.

"Ст. 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

1. Не является преступлением  причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

1.1. Правомерные действия должностных  лиц, находящихся при исполнении  своих служебных обязанностей, даже  если они сопряжены с причинением  вреда или угрозой его причинения, состояние необходимой обороны  не образуют (применение в установленных  законом случаях силы сотрудниками правоохранительных органов при обеспечении общественной безопасности и общественного порядка и др.).

1.2. При защите от общественно  опасного посягательства, сопряженного  с насилием, опасным для жизни  обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (часть 1 статьи 37 УК РФ), а также в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 37 УК РФ, обороняющееся лицо вправе причинить любой по характеру и объему вред посягающему лицу.

2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда".

5. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.  обращено внимание на то, что действующая УИС сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. В ее работе мало учитываются нынешнее состояние экономики, интеграция РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Процесс исполнения наказания должен реализовывать цели действия УИС, доведения ее работы до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Потребности общественного развития диктуют ФСИН проведение целенаправленной работы по обеспечению трудовой занятости осужденных таким образом, чтобы они были заинтересованы в работе. Для этого необходимо повышать конкурентоспособность продукции, выпускаемой в УИС, и размещать там муниципальные и государственные заказы. Это заложено в содержание большинства видов наказания, в том числе сравнительно нового наказания в виде принудительных работ, которое заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

ФСИН предстоит разработать и вводить в действие новые принципы привлечения осужденных к труду в условиях тюремного содержания (к которому предполагается перейти в свете Концепции), создавать там небольшие рабочие камеры-мастерские и активно внедрять индивидуальные формы занятости осужденных, что возможно при постоянном взаимодействии территориальных органов УИС с органами местного самоуправления.

Пора уже на государственном уровне решить вопрос об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания.

ФСИН в соответствии с Концепцией следует активизировать работу по привлечению коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях, расширению производства сельскохозяйственной продукции и стимулированию создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями. Вместе с тем службам ФСИН следует сохранять и обновлять уже имеющиеся производственные базы своих учреждений. Решение этих вопросов неразрывно связано с оптимизацией системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечения работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью. Необходимо в целях повышения заинтересованности осужденных в трудовой занятости осуществлять своевременный пересмотр расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, пропорционально изменяя размер части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного.

Реализация перспективных направлений  производственной деятельности учреждений УИС, повсеместное создание дополнительных рабочих мест для осужденных на разные наказания (обязательные, исправительные, принудительные работы и лишение свободы, в т.ч. и пожизненное лишение свободы) существенно помогут решению триединой задачи УИС: воспитывать осужденных в духе необходимости прежде всего трудом искупить свою вину, а вернее, таким образом возместить хотя бы частично причиненный преступлением вред и не жить в местах изоляции за счет общества; содействовать повышению уровня профессиональной подготовки виновных, необходимой как для производства в зонах, так и после освобождения от наказания; содействовать решению экономических задач государства.

В свете Концепции особое внимание в работе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) следует уделять повышению эффективности социальной и психологической работы с осужденными, не только содержащимися в местах лишения свободы и в исправительных центрах, но и с осужденными условно и с отсрочкой отбывания наказания.

Следовало "еще вчера" оптимизировать работу по созданию и развитию системы  постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным  из исправительных, воспитательных и  лечебных учреждений. Рецидив среди  этих лиц составляет 37%. Большая часть новых преступлений совершается в течение первого года после освобождения. Сокращение рецидива преступлений среди лиц, отбывших реальный срок лишения свободы, напрямую связано с повышением эффективности социальной и психологической работы в УИС и развитием системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

В истории Российского государства  уже имелся опыт организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения  свободы. В частности, согласно положениям ст. 227 ИТК РСФСР 1924 г. освобожденным заключенным, не имеющим жилья, должны были предоставляться на первое время помещение и питание на льготных условиях. В этих целях использовались рабочие общежития. Закон рекомендовал предоставление освобожденным ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода, устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; подыскание им занятий; оказание юридической и медицинской помощи; профессиональное и общеобразовательное их развитие.

В современный период к решению  проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им в первую очередь реальной психологической помощи и помощи в трудовой занятости, устройстве быта, особенно в первые полгода после освобождения. В этой работе важно взаимодействие органов и учреждений ФСИН с органами местного самоуправления, отдельными предпринимателями, гражданами. Заслуживают внимания предложения о создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, о подготовке специальных кадров, об оснащении этих органов современными техническими средствами наблюдения за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало опасения.

Вместе с тем политическая и  экономическая неопределенность современной  России не позволяет в полной мере реализовывать высказанные предложения, а порой даже способствует усилению неизбежных негативных последствий отбывания наказания. А ведь в учреждениях уголовно-исполнительной системы, несмотря на линию государства по сокращению применения наказаний в виде реального отбывания лишения свободы, отбывают наказание тысячи людей, среди них - несовершеннолетние, женщины с малолетними детьми, лица пожилого возраста. Все они когда-то выйдут на свободу.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы