Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
1. Правовое регулирование
2. Режим в исправительных
3. К основным функциям режима следует отнести: 1) карательную; 2) обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; 3) воспитательную; 4) регулирования уголовно-правовой кары; 5) частного предупреждения; 6) общего предупреждения.
Все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.
4. Правила внутреннего
5. Средствами обеспечения режима
в исправительных учреждениях
являются технические средства
надзора и контроля и
6. Основанием для введения
И внешние, и внутренние причины угрожают не только нормальной деятельности исправительных учреждений, но и жизни, здоровью и безопасности как самих осужденных, так и представителей администрации и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений.
7. В случаях оказания
Предлагаем.
1. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В последующих нормах кодекса вместо термина "режим" часто встречается выражение "порядок исполнения наказания". Полагаем, такой прием усложняет осмысливание текста, а следовательно, противоречит требованиям законодательной техники.
2. Глава 12 УИК РФ регламентирует режим в исправительных учреждениях (местах лишения свободы), но ряд режимных требований лишения свободы содержится и в главе 11. Полагаем, было бы целесообразно все режимные правила включить в одну главу.
3. На сегодняшний день правовой статус пенитенциарных больниц до конца и не определен; лечебно-профилактические учреждения как места отбывания лишения свободы до сих пор не упомянуты ни в ст. 56, 58 УК РФ, ни в ч. 9 ст. 16 УИК РФ, а по ч. 8 ст. 74 УИК РФ они только выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.
Дальнейшее развитие организации медицинского обеспечения осужденных к лишению свободы, должно привести к изменению организационно-правового статуса лечебно-профилактических учреждений, что потребует внесения изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России.
4. Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин "технические средства надзора и контроля" фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах.
С целью совершенствования правового регулирования использования научно-технических достижений в исправительных учреждениях предлагаем изложить ст. 83 УИК РФ в следующей редакции
Ст. 83 "Применение инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора
1. Администрация исправительных
учреждений вправе
2. Администрация исправительных учреждений обязана обеспечить техническую эксплуатацию инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы, в строгом соответствии с требованиями Руководства "Об утверждении руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы".
3. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении инженерных и технических средств охраны и надзора.
4. Перечень инженерных и
5. При отсутствии специальных средств или оружия сотрудникам УИС в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости разрешается использовать любые подручные средства. При их выборе следует руководствоваться нормами уголовного законодательства как о пределах необходимой обороны или крайней необходимости, так и о превышении этих пределов (ст. 37, 39, 108, 114 УК РФ).
Представляется, что норму ч. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" необходимо распространить и на институт причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).
Предлагаем изложить ст. 38 УК РФ в следующей редакции.
"Ст. 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
1.1. Правомерные действия
1.2. При защите от общественно
опасного посягательства, сопряженного
с насилием, опасным для жизни
обороняющегося или другого лиц
2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда".
5. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. обращено внимание на то, что действующая УИС сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. В ее работе мало учитываются нынешнее состояние экономики, интеграция РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Процесс исполнения наказания должен реализовывать цели действия УИС, доведения ее работы до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Потребности общественного развития диктуют ФСИН проведение целенаправленной работы по обеспечению трудовой занятости осужденных таким образом, чтобы они были заинтересованы в работе. Для этого необходимо повышать конкурентоспособность продукции, выпускаемой в УИС, и размещать там муниципальные и государственные заказы. Это заложено в содержание большинства видов наказания, в том числе сравнительно нового наказания в виде принудительных работ, которое заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
ФСИН предстоит разработать и вводить в действие новые принципы привлечения осужденных к труду в условиях тюремного содержания (к которому предполагается перейти в свете Концепции), создавать там небольшие рабочие камеры-мастерские и активно внедрять индивидуальные формы занятости осужденных, что возможно при постоянном взаимодействии территориальных органов УИС с органами местного самоуправления.
Пора уже на государственном уровне решить вопрос об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания.
ФСИН в соответствии с Концепцией следует активизировать работу по привлечению коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях, расширению производства сельскохозяйственной продукции и стимулированию создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями. Вместе с тем службам ФСИН следует сохранять и обновлять уже имеющиеся производственные базы своих учреждений. Решение этих вопросов неразрывно связано с оптимизацией системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечения работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью. Необходимо в целях повышения заинтересованности осужденных в трудовой занятости осуществлять своевременный пересмотр расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, пропорционально изменяя размер части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного.
Реализация перспективных
В свете Концепции особое внимание в работе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) следует уделять повышению эффективности социальной и психологической работы с осужденными, не только содержащимися в местах лишения свободы и в исправительных центрах, но и с осужденными условно и с отсрочкой отбывания наказания.
Следовало "еще вчера" оптимизировать работу по созданию и развитию системы постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным из исправительных, воспитательных и лечебных учреждений. Рецидив среди этих лиц составляет 37%. Большая часть новых преступлений совершается в течение первого года после освобождения. Сокращение рецидива преступлений среди лиц, отбывших реальный срок лишения свободы, напрямую связано с повышением эффективности социальной и психологической работы в УИС и развитием системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
В истории Российского
В современный период к решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им в первую очередь реальной психологической помощи и помощи в трудовой занятости, устройстве быта, особенно в первые полгода после освобождения. В этой работе важно взаимодействие органов и учреждений ФСИН с органами местного самоуправления, отдельными предпринимателями, гражданами. Заслуживают внимания предложения о создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, о подготовке специальных кадров, об оснащении этих органов современными техническими средствами наблюдения за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало опасения.
Вместе с тем политическая и экономическая неопределенность современной России не позволяет в полной мере реализовывать высказанные предложения, а порой даже способствует усилению неизбежных негативных последствий отбывания наказания. А ведь в учреждениях уголовно-исполнительной системы, несмотря на линию государства по сокращению применения наказаний в виде реального отбывания лишения свободы, отбывают наказание тысячи людей, среди них - несовершеннолетние, женщины с малолетними детьми, лица пожилого возраста. Все они когда-то выйдут на свободу.