Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
При осуществлении оперативно-
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
-
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
-
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
-
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
-
установление имущества, подлежащего конфискации.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 УИК РФ задачами оперативно-розыскная деятельность являются:
- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим рассматриваемый вид деятельности, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. N 33351, который регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью.
Законодательные акты наряду с допустимостью
использования научно-
В уголовно-исполнительном законодательстве
отсутствует аналогичное требов
По нашему мнению, в уголовно-исполнительном
законодательстве целесообразно нормативное
закрепление требования, связанное
с тем, что использование научно-
Совершенно очевидно, что одним из основных условий, гарантирующих правомерность применения научно-технических достижений в УИС, является их использование исключительно в целях, определенных законом, и только уполномоченными на то субъектами. Так, применительно к сфере укрепления правопорядка в исправительных учреждениях использование научно-технических средств и методов должно иметь целью обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в исправительных учреждениях (ИУ), нарушений установленного порядка отбывания наказаний, раскрытие преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, а также розыск осужденных, совершивших побег, уклоняющихся от отбывания наказания. Достижение такой цели нередко требует решения задач, связанных с негласным проведением различных мероприятий, о существе которых должен знать строго ограниченный круг лиц (осуществление оперативно-розыскной деятельности). В силу этого ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих применение научно-технических достижений в УИС, регулирует вопросы использования технических средств и методов на конспиративной основе, а также получаемой при этом закрытой информации.
По нашему
мнению, оптимальное содержание правовой
основы использования научно-
- допустимость
использования научно-
- меры ответственности
за неправомерное
- вопросы организации, тактики и методики применения научно-технических достижений в управлении органами и учреждениями УИС, в оперативно-розыскной деятельности, охране и надзоре, осуществляемых в учреждениях УИС;
- использование
результатов применения научно-
- вопросы
обеспечения учреждений и
- порядок
и условия привлечения
- перечень квалификационных требований для персонала УИС по освоению и применению научно-технических достижений в своей профессиональной деятельности.
В настоящее время ряд нормативно-правовых актов регламентирует отдельные вышеперечисленные вопросы, связанные с процессом внедрения и использования научно-технических достижений в УИС, однако существующие пробелы в правовом регулировании обусловливают дальнейшую проработку проблемы совершенствования правовой основы этой деятельности.
Отмечая позитивные моменты, обусловленные самим фактом наличия ст. 83 в УИК РФ, заметим, что термин "технические средства надзора и контроля" можно трактовать неоднозначно. Одна из его составляющих - это технические средства надзора за осужденными, т.е. с практической точки зрения та техника, которая используется службой безопасности с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в ИУ. Другая составляющая - это технические средства контроля. В существующей редакции наименования ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы "на одной параллели": есть средства контроля и есть средства надзора. Вместе с тем понятия "контроль" и "надзор" могут соотноситься друг с другом как часть и целое. Известно, что надзор в исправительных учреждениях реализуется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных. Следовательно, технические средства, используемые в процессе организации надзора с целью гласного, открытого контроля за поведением осужденных, являются составляющими более широкого понятия "технические средства надзора".
Не следует забывать, что технические средства контроля могут использоваться на конспиративной основе для негласного получения информации, т.е. являться специальными техническими средствами оперативно-розыскной деятельности, задачи которой определены в ст. 84 УИК РФ.
В п. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что технические средства надзора и контроля используются "и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных". Вместе с тем представляется очевидным, что в качестве объекта применения технических средств наряду с осужденными могут быть и персонал ИУ, и иные лица, находящиеся на территории исправительных учреждений. Об использовании указанных технических средств в отношении персонала и иных лиц в ст. 83 ничего не говорится. Однако на практике используются, например, приборы непрерывного бесконтактного контроля физического состояния (уровня бодрствования) и присутствия на посту часовых, несущих службу по охране ИУ, или оператора пульта управления техническими средствами путем регистрации их двигательной активности и сердечной деятельности.
По нашему мнению, наличие в п. 1 ст. 83 УИК РФ словосочетания "аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля" представляет собой попытку неудачной, неоконченной и неверной классификации используемых в исправительных учреждениях технических средств. Что явилось основанием такой классификации, остается загадкой. По существу, аудиовизуальные средства отнесены к одной, а электронные средства - к другой категории техники. Вместе с тем совершенно очевидно, что, например, средства аудиозаписи или видеонаблюдения, невольно отнесенные законодателем в разряд аудиовизуальных средств, по своей сути являются электронными средствами. К тому же представляется нецелесообразным давать в законодательном акте подробную классификацию технических средств по физическому принципу их функционирования. В условиях научно-технического прогресса она всегда будет неполной и неоконченной.
Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин "технические средства надзора и контроля" фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах.
Представляется целесообразным нормативное закрепление в ст. 83 УИК РФ требования безопасности применения в ИУ инженерных и технических средств. Его суть сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какого-либо преднамеренного, умышленного вреда здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме этого, нельзя забывать и о субъектах применения техники в ИУ, остальном персонале и иных лицах, находящихся на территории исправительного учреждения. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья, а также не причинять вреда окружающей среде.
Следовательно, наличие в ст. 83 УИК РФ нормы, обязывающей администрацию ИУ под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, может означать, с одной стороны, не только закрепление факта того, что каждое действие осужденного находится в поле зрения администрации, которая применяет для этого соответствующие технические средства, но, с другой стороны, и то, что отдельные инженерные и технические средства при совершении, например, побега способны причинить вред здоровью правонарушителя.
В настоящее время фактически отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий "перечень технических средств надзора и контроля". Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативно-правовых актах Минюста России, а также далеко не полный Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный Приказом ФСИН России от 3 марта 2005 г. N 38. Но опять в указанных актах есть перечень и наименования инженерно-технических средств охраны и надзора, а не "технических средств надзора и контроля", как обозначено в УИК РФ.
Вместе с тем согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314) директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства РФ. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые названия, как, например, в Перечне специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 77052.
Таким образом, средствами обеспечения режима в исправительных учреждениях являются технические средства надзора и контроля и оперативно-розыскная деятельность.
УИК РФ (ст. 85) предусматривает положение о режиме особых условий в исправительных учреждениях. Так, в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ, Министра или руководителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором.
В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.
Стихийные бедствия могут быть природного (землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и др.) и техногенного характера (различного рода аварии и катастрофы).
Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении",53 Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении"54 (с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ). При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.
Согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В данном нормативно-правовом акте сформулированы основания введения режима чрезвычайного положения. Ими являются: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме этого, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии.