Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Вывод осужденных на прогулку осуществляется с учетом их желания, за исключением  случаев, необходимых для технического осмотра камер.

Распорядок выходных и праздничных  дней устанавливается с учетом воспитательных, культурно-массовых, спортивно-массовых и других мероприятий и утверждается приказом за подписью начальника ИУ.

Не реже одного раза в месяц в  нерабочее время организуются проверки-смотры всех осужденных, во время которых проверяется их внешний вид, состояние одежды и обуви. Проверки наличия осужденных в исправительных учреждениях осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток.

Проверки проводятся в установленном  месте на общем построении путем  количественного подсчета и пофамильной  переклички. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды I или II группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по местам пребывания.

В ненастную погоду и при низкой температуре, когда работы вне помещений, в соответствии с Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года, не допускаются, проверки проводятся в помещении.

Проверки наличия осужденных в  штрафных изоляторах, ПКТ колоний, ЕПКТ, в тюрьмах проводятся покамерно, а отбывающих наказание в строгих  условиях, содержащихся в безопасных местах, пользующихся правом передвижения без конвоя и освобожденных из-под стражи под надзор администрации исправительного учреждения, - в местах их проживания.

Передвижение групп осужденных по территории колонии (за исключением  колонии-поселения) осуществляется строем в установленном администрацией учреждения порядке.

В личное время осужденные могут  передвигаться вне строя в  пределах изолированного участка, определенного  администрацией учреждения, а по остальной  части территории исправительного  учреждения - с разрешения представителей администрации.

Правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию  в исправительном учреждении вещей  (см.: Приложение 7) обладают представители администрации учреждения. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника исправительного учреждения.

Изъятые у осужденных деньги не позднее  чем в суточный срок (исключая выходные и праздничные дни) сдаются в финансовую часть либо в бухгалтерию, где зачисляются на лицевой счет осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания.

Изъятые ценные бумаги и иные ценности хранятся в бухгалтерии или на складе исправительного учреждения, о чем владельцу выдается квитанция.

Изъятые у осужденных запрещенные  вещи, не относящиеся к ценным, сдаются  на склад для хранения либо уничтожаются по решению начальника исправительного  учреждения, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись.

Такое же решение принимается и  в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. Вещи, имеющиеся у осужденных сверх  установленной нормы, изымаются  и сдаются на склад для хранения. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осужденным и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам.

Таким образом, правила внутреннего  распорядка исправительных учреждений обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них  осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.

2.2. Средства обеспечения режима 

 

 

Технические средства надзора и  контроля. Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом исправительного учреждения, реализующего единые режимные требования, разработанные и установленные в данном учреждении. В надзоре за осужденными участвует и служба охраны, которая сейчас полностью находится в ведении исправительного учреждения.

Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна  и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Эти функции осуществляет специальная служба безопасности.

Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические  средства надзора и контроля для  предупреждения побегов и в других целях.

На практике технические средства стали использоваться прежде всего в целях профилактики и пресечения побегов осужденных. Они защищали границы зоны исправительных учреждений от попыток пересечения их как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства для обнаружения различных предметов (особенно металлических), промышленное телевидение, различные запорные устройства, системы связи и оповещения и иные электронные приборы, с помощью которых можно было более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, более надежно обеспечивая и их безопасность, и безопасность персонала.

Широкое применение находят приборы  дистанционного управления, особенно по открыванию дверей в штрафных изоляторах, в помещениях камерного типа и  аналогичных объектов, что существенно  повышает надежность охраны и надзора, профилактирует возможность правонарушения со стороны осужденных, а также не позволяет без контроля войти в особо охраняемое помещение.

Хорошо отлаженная и надежно  функционирующая система технических  средств обеспечивает высокую эффективность надзора и контроля за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, в локальных зонах, при проведении различного рода массовых мероприятий культурно-просветительного или спортивного характера (особенно когда присутствует много приглашенных, родственников), помогает выявлять случаи недозволенных контактов осужденных с иными лицами, пресекать случаи передачи запрещенных предметов.

Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в целях предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также получения необходимой информации об их поведении.

Сегодня в рамках программы использования спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в исправительных учреждениях ФСИН РФ проходит эксперимент - некоторые категории российских осужденных, а также лица, находящиеся под домашним арестом, будут снабжены электронными браслетами. Электронный браслет - электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса для перепрограммирования. Их планируется использовать для контроля местонахождения осужденных к ограничению свободы, находящихся под домашним арестом, при конвоировании заключенных, а также для контроля за осужденными, которые склонны к нарушению порядка исполнения и отбывания наказаний в исправительных учреждениях47.

Применение специальной техники  в предупредительной деятельности может осуществляться по следующим  основным направлениям:

во-первых, проведение организационно-технических  мероприятий, направленных на укрепление охраны объектов ИУ, повышение эффективности  надзора за осужденными, их изоляции, что в конечном счете исключает  неконтролируемость поведения осужденных со стороны администрации, создает условия, при которых противоправные деяния своевременно будут раскрыты и пресечены;

во-вторых, разработка и применение тактико-технических рекомендаций, направленных на усиление защиты от преступных посягательств отдельных объектов ИУ, исключение их использования в преступных целях. Например, совершенствование функционирования конкретных инженерно-технических средств охраны и надзора, в том числе повышение эффективности инженерных заграждений, средств охранно-тревожной сигнализации, методики их использования;

в-третьих, применение специальной  техники для сбора оперативной  информации, имеющей важное значение для предупреждения и пресечения готовящихся преступлений, в том  числе и побегов;

в-четвертых, умелое использование  специальной техники позволяет обеспечить быстрое раскрытие преступлений (правонарушений), установить причастных к ним лиц, своевременно пресечь противоправный замысел. Этим достигается устранение одного из важнейших условий, способствующих преступлению (правонарушению), - безнаказанности за содеянное. Кроме того, в некоторых случаях знание фактов эффективного применения специальной техники в предупреждении и пресечении противоправных действий удерживает психологически неустойчивых лиц от совершения побегов. В связи с этим важное значение в предупредительной деятельности приобретает широкая пропаганда результативности применения технических средств в борьбе с побегами.

Говоря о предупредительном  аспекте использования технических  средств в борьбе с побегами, подчеркнем, что основным резервом в данном направлении является их комплексное применение. Эта проблема постоянно остается актуальной, рассматривается применительно к различным сферам оперативно-служебной деятельности, осуществляемой в ИУ. Имеющиеся научные и учебно-методические разработки не раскрывают предупредительного аспекта комплексного использования технического потенциала в борьбе с побегами48.

Например, в специальной литературе имеется весьма узкое определение  комплексного использования технических  средств в оперативно-розыскной деятельности как совокупности применения двух или более технических средств, подобранных для максимального приближения к цели оперативно-розыскного мероприятия или ее достижения и характеризующихся скоординированностью и направленностью применения.

Следует отметить, что персонал ИУ посредством разработанных в  теории и практике методов и тактических  приемов применения технических  средств оказывает определенное воздействие на осужденных с целью  поддержания правопорядка в ИУ, недопущения побегов. Соответственно осужденные под влиянием применения специальной техники вырабатывают ответную реакцию (обратная связь) на действия персонала по обеспечению правопорядка. Она может быть как отрицательная, так и положительная.

Отрицательная обратная связь характеризуется тем, что часть осужденных, противодействующих процессу исполнения наказания, находят способы совершать правонарушения, в том числе побеги, как бы "в обход" функционирующих технических средств, то есть создают условия (за счет различных ухищрений), при которых их противоправные действия не фиксируются с помощью техники, остаются не замеченными персоналом. Это объясняется тем, что среди осужденных имеются лица с большим криминальным опытом, полученным в местах лишения свободы. Они знают технические возможности действующих средств специальной техники, существующие и вероятные места их размещения.

Ситуация осложняется и тем, что ряд осужденных на свободе  входили в состав организованных, технически оснащенных преступных групп. Определенная часть осужденных, содержащихся в ИУ, знают основные технические характеристики, владеют тактическими и методическими навыками применения даже более совершенных технических средств (радиомикрофоны и иные прослушивающие устройства, зарубежные средства охранной сигнализации и связи, аппаратура для видеосъемки и звукозаписи и т.д.), чем используемые в настоящее время персоналом ИУ. Такие знания и умения обусловливают деятельность осужденных по конспирации своих преступных намерений в отношении применяемых к ним средств специальной техники. Более того, отдельные лица, отбывающие наказание, являются специалистами в различных областях радиоэлектроники, в связи с чем не исключена возможность оказания добровольной или принудительной помощи (консультации) другой части осужденных с целью противодействия существующим техническим средствам и системам охраны, надзора и контроля, совершения побега.

Проблема технического противодействия  осужденных процессу исполнения наказания, включая их деятельность по маскировке своих противоправных действий от используемых средств специальной техники, требует отдельного научного исследования. Результаты ее изучения, вне всякого сомнения, должны учитываться при разработке новых технических средств, тактики применения специальной техники в условиях ИУ.

Наряду  с отрицательной существует и  положительная обратная связь. Она  определяется тем, что осужденные, зная факт использования администрацией технических средств для контроля их поведения и их возможности, корректируют свое поведение в позитивную сторону. Определенная часть осужденных отказываются от совершения противоправных действий, поскольку они знают, что за ними ведется постоянный надзор и контроль. Возможности технических средств высоки, в связи с чем правонарушение будет раскрыто персоналом, а лицо, его совершившее, понесет наказание. Таким образом, комплексное применение инженерно-технических и оперативно-технических средств является одним из важных факторов предупреждения правонарушений, в том числе побегов.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях. Ст. 84 УИК РФ устанавливает, что "в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются... выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания". Таким образом, законодатель вменил в обязанность и одновременно предоставил право исправительным учреждениям на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В то же время ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"49 недвусмысленно гласит, что вся оперативно-розыскная деятельность должна проводиться только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 6 данного Закона. Тем самым законодатель отдельно выделил один из субъектов предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях - оперативные аппараты, строго регламентируя при этом возможные "инструменты" осуществления данного вида деятельности50.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы