Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Прокурор немедленно обязан освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Надзор за законностью и обоснованностью представления осужденных к переводам, условно-досрочному освобождению, освобождению по амнистии.

Перевод осужденного  для дальнейшего отбывания наказания  из одной исправительной (воспитательной) колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного, при реорганизации или ликвидации ИУ, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (наличие реальной угрозы личной безопасности осужденного; наличие об отрицательном влиянии осужденных на иных лиц, отбывающих наказание; привлечение осужденного в качестве обвиняемого по одному уголовному делу совместно с другим осужденным и др.

Вопрос о  переводе осужденных, рассматривается: по инициативе должностных лиц органов внутренних дел, по заявлениям осужденных и их родственников, других граждан.

Осуществляется  и перевод осужденных в места  лишения свободы более строгого режима.. Перевод осужденных, злостно  нарушающих установленный порядок отбывания наказания, из исправительных колоний в тюрьму осуществляется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь. При решении вопроса о переводе осужденного в тюрьму учитываются следующие условия: перевод должен применяться в отношении осужденных (состоящих на профилактическом учете, других лиц, оказывающих противодействие администрации ИУ), систематически злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, отрицательно влияющих на основную массу осужденных и оперативную обстановку, когда исчерпаны все меры и возможности воздействия (воспитательные, профилактические и дисциплинарные).

В процессе исполнения наказания, назначенного приговором суда, нередко цели ответственности и  наказания достигаются ранее отбытым наказанием. В связи с этим ст. 90 УК предусматривается возможность пересмотра приговора в процессе исполнения, и лицо примерным поведением, доказывающим его исправление, может быть условно-досрочно освобождено от наказания при соблюдении определенных условий.

Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к лицам, отбывающим наказание в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограниче​ния по военной службе, ареста, ограничения свободы, направления в дисцип​линарную воинскую часть, лишения свободы. При этом в отношении лишения свобода предусмотрен минимальный срок (6 месяцев) обязательный для отбытия.

Амнистия —  это акт высшего законодательного органа государственной власти, которым определенные категории лиц либо все лица, совершившие преступления определенных видов, освобождаются от уголовной ответственности, или от полного либо частичного отбывания наказания, или назначенное судом наказание заменяется более мягким либо сокращается.

Надзор за исполнением  законов в местах отбывания лишения  свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров.

Прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях, координируют деятельность администрации этих учреждений, а также принимают участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры,

Правильность  применения законов о досрочном  освобождении, переводе, амнистии осуж​денных зависит от действен​ности прокурорского надзора. Осуществляя надзор за законностью применения тех либо иных мер, прокурор проверяет как соблюдение установлен​ного порядка представления осужденных к этой мере, так и соответствие закону решений комиссий, судов

Задача прокурора  состоит в том, чтобы не допустить, с одной сторо​ны, досрочного освобождения перевода, амнистии не вставших на путь исправления, с другой - исключить  из практики случаи неправомерного применения данных мер.

Еще до судебного заседания прокурору следует тщательно изучить материалы, содержащие ходатайство администрации исправительного учреждения, согласованное комиссией, об ус​ловно-досрочном освобождении, переводе осужденного.

Про​курору  надлежит ознакомиться с личным делом осужденного или с данны​ми картотеки о поощрениях и взысканиях. Это рекомендуется делать по​тому, что в отдельных случаях администрация мест лишения свободы, что​бы представить в суд более «убедительный» материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, должностные записки надзирающего состава о на​рушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъек​тивные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным на​рушениях установленного режима.

Действенная форма  надзора— участие прокуроров в работе комиссий. Они оказывают комиссиям  большую правовую помощь в принятии закон​ных и обоснованных решений, исключают факты формального  подхода Проку​рор должен реагировать  на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения соответствующего представления.

Вывод об исправлении  осужденных должен делаться на основании  данных об их поведении за весь период отбывания наказания.

Участие прокурора  в рассмотрении судом, комиссиями, должностными лицами материалов является одним из условий, обеспечи​вающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. Обя​занность прокурора — осуществление надзора за соблюдением требований закона, состоящих в вынесении объективного решения о применении соответствующих мер.

Прокурору следует  решительно выступать против упрощенчества, существующего при рассмотрении некоторыми судами материалов об ус​ловно-досрочном  освобождении. Прокурор обязан проверить  законность и обоснованность каждого решения судьи, комиссии, должностных лиц, и если он при​знает, решение противоречит закону, то приносит протест на предмет его отмены. Принесение прокурором проте​ста приостанавливает исполнение такого решения

 

 

 

 

 

Билет № 61 .Сущность и задачи надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

 

Прок. надзор за исполнением законов о несовершеннолетних самостоятельной отраслью надзора не является. Этот надзор является участком деятельности прокуратуры по обеспечению законности в отношении несовершеннолетних (далее нес-их.)

Значительная работа органов прок-ры осуществляется по линии общего надзора. Надзор за исполнением законов о нес-их распространяется на обширную область исполнения законов в деятельности органов просвещения, проф.-технического образования, культуры, жилищных органов,  комиссий по делам нес-их воспитательных учреждений, др. органов.

В приказе Ген. прокурора РБ  «Об организации прок. надзора за исполнением закон-ва о нес-их и молодежи» отмечено, что органам прок-ры необходимо постоянно совершенствовать надзор за исполнением закон-ва: о профилактике безнадзорности и правонарушений среди нес-их; о борьбе с пьянством и наркоманией в подростковой среде; об образовании нес-их; о защите жилищных прав детей; о занятости, трудовом обучении, охране труда нес-их; об охране имущественных прав детей и подростков; о воспитании детей в семьях и защите их прав; о защите прав детей-инвалидов, сирот, детей с особенностями психофизического развития и пострадавших от катастрофы на ЧАЭС; об оздоровлении детей; об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы прок-ры надзирают также за исполнением законов в отношении нес-их органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. В сферу надзора входит также соответствие закону судебных решений, исполнение законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принуд. характера.

Правовой основой надзора за исполнением законов о нес-их являются: Конституция РБ; Кодекс РБ о браке и семье; Труд. кодекс РБ; ГК РБ; Кодекс РБ об адм. правонарушениях; УК РБ; Закон РБ «О правах ребенка»; Закон РБ «Об образовании» и др. нпо.

Объектом этого участка прок. деятельности является надзор за исполнением всех норм. актов, имеющих отношение к нес-им: регламентирующих различные формы воспитат. работы с детьми и подростками, трудовые, жилищные и др. прав. отнош.

Предметом надзора на этом участке прокурорской деятельности являются:

  1. акты, принимаемые органами гос. управления, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами по вопросам, касающимся нес-их;
  2. действия или бездействия должностных лиц и граждан в отношении нес-их.

При осущ. надзора за исполнением законов о нес-их прокуроры не должны подменять другие органы, ненадлежаще выполняющие требования закона: осуществлять непосредственное наблюдение за поведением «трудных» подростков; изымать с улиц детей и подростков, находящихся там в позднее время суток, возвращать в школу подростков, прекративших учебу; устраивать нес-их на работу и т.д. Прокур. работники должны проверять при наличии к тому оснований, как эти обязанности исполняют органы и должностные лица, на которых они возложены законом. Прокурор обязан средствами прокурорского надзора обеспечить выполнение требований закона.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов о нес-их не имеют своей специфики, так как зависят от той или иной отрасли надзора. Прокур. работники при осущ. надзора за исполнением законов о Нес-их пользуются полномочиями, предоставленными им в каждой отрасли прок. надзора. В то же время реализации полномочий прокурора на этом участке прокур. деятельности присуща более высокая активность, так как нес-ие не всегда могут самостоятельно добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов и поэтому нуждаются в доп. гарантиях их обеспечения.

Задачи прокуратуры по надзору за исполнением законов о нес-их вытекают из общих задач, сформулированных в ст. 2 Закона «О Прокуратуре РБ».

В соответствии с приказом Ген. прокурора РБ «Об организации прок. надзора за исполнением закон-ва о нес-их и молодежи» основными задачами прок. надзора за исполнением законов о нес-их являются: 1) повышение уровня и эффективности прокур. надзора за исполнением закон-ва о профилактике безнадзорности и правонарушений нес-их; 2) совершенствование и оптимизация прокур. надзора за исполнением закон-ва о защите прав нес-их и молодежи; 3) разработка и осущ. совместно с другими гос. органами и общ. объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди нес-их и молодежи охране их прав.

 

 

62. Рассмотрение  в органах прокуратуры обращений  граждан и юридических лиц. 

Согласно ст.12 Закона РБ«Об обращениях граждан и юридических  лиц» №300-З от 18.07.2011г. к обращениям, предъявляются следующие требования:

1. Обращения излагаются  на белорусском или русском  языке.

2. Письменные обращения  граждан должны содержать:

- наименование и (или)  адрес организации либо должность  лица, которым направляется обращение;

- фамилию, собственное  имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);

- изложение сути обращения;

- личную подпись гражданина (граждан).

3. Письменные обращения  юридических лиц должны содержать:

- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

- полное наименование  юридического лица и его место  нахождения;

- изложение сути обращения;

- фамилию, собственное  имя, отчество (если таковое имеется)  руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

- личную подпись руководителя  или лица, уполномоченного в установленном  порядке подписывать обращения,  заверенную печатью юридического  лица.

4. Текст обращения  должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком.

5. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие  их полномочия.

6. В обращениях должна  содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

В случае не соответствия обращения требованиям, предусмотренными  пунктами 1-5, оно может быть оставлено без рассмотрения по существу.

При устном обращении  граждане, их представители, представители юридических лиц должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Представительство интересов  граждан, а также юридических лиц при обращении в органы прокуратуры осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Прокурорский надзор