Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Поддержание государственного обвинения по наиболее сложным делам может возлагаться на группу обвинителей с распределением их обязанностей. Государственные обвинители несут персональную ответственность за правильность занимаемой позиции в суде.

Участие прокурора  в рассмотрении дел судами не рассматривается  законодателем как осуществление надзора. В юридической литературе отсутствует единство мнения в отношении правового положения прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам:

1)  Смысл деятельности  прокуратуры заключается в изобличении  преступлений во имя закона, т.е. главным в ее деятельности должно стать уголовное преследование лиц, совершивших преступления, и поддержание государственного обвинения в суде.

2) Некоторые  авторы указывают на двойственную природу выполняемой прокуратурой функции в суде. С одной стороны, прокурор — представитель государства, обязанный отстаивать не частные, а общегосударственные интересы. С другой стороны, он должен поддерживать государственное обвинение.

В подготовительной части судебного заседания государственный обвинитель участвует в решении вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из лиц, участвующих в деле.

В судебном следствии он оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, в судебных прениях — излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания (первым с речью выступает государственный обвинитель). В соответствии с указаниями Ген. прокурора предложения в прениях по квалификации действий обвиняемых с указанием всех признаков состава преступления и мерам наказания, а также мотивированную позицию в случае полного или частичного отказа от обвинения необходимо представить суду в письменной форме для приобщения к уголовному делу.

При наличии  оснований для предъявления нового обвинения, приостановления производства по делу для получения новых доказательств государственный обвинитель должен не только заявить соответствующее ходатайство перед судом, но и сообщить докладной запиской прокурору, направившему дело в суд.

Сторона обвинения  первой представляет доказательства, которые, по ее мнению, подтверждают виновность лица в совершении преступления. Прокурор первым допрашивает обвиняемого (при его согласии дать показания), а также свидетелей обвинения, может ходатайствовать об оглашении протоколов следственных действий и документов.

Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения полностью или частично, при этом он обязан незамедлительно сообщить прокурору о наличии оснований для отказа от обвинения, так как в случае несогласия прокурор имеет право заменить государственного обвинителя либо лично поддерживать обвинение.

Государственному  обвинителю предоставлено право  и на изменение обвинения в  сторону его смягчения. Это возможно только до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Если прокурору необходимо изменить обвинение в сторону его усиления или существенно отличающееся от первоначального, то необходимо заявить ходатайство о перерыве судебного заседания до 10 суток для составления нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого или о приостановлении производства для проведения дополнительных следственных действий.

Акты: заявления ходатайств, представления, постановления, протесты.

41 .НАДЗОР ПРОКУРОРА  ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ  ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, НЕ ВСТУПИВШИМ  В ЗАКОННУЮ СИЛУ.

 

Прокурор  обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона.

Право принесения протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя (помощники прокуроров).

Генеральный прокурор, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры  и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Отозвать  протест может только прокурор, который принес протест.

Кассационные  протесты приносятся через суд, постановивший  приговор. Принесение протеста непосредственно в кассационную инстанцию не являются препятствием для его рассмотрения.

Кассационный  протест должен содержать:

1) наименование  суда, которому адресуется протест;

2) данные о  лице, принесшем протест, с указанием  его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) приговор или  иное решение, которые обжалуются  или опротестовываются, и наименование  суда, постановившего этот приговор  или принявшего решение;

4) доводы лица, принесшего протест, с указанием на то, в чем заключается неправильность приговора или иного решения и в чем состоит его просьба;

5) перечень прилагаемых  к протесту материалов;

6) дату и подпись  лица, принесшего протест.

Если протест  не соответствуют требованиям или  не содержат указания на обстоятельства, относящиеся к предмету кассационного рассмотрения, что препятствует рассмотрению уголовного дела, то они считаются поданными, но возвращаются судьей и назначается срок для их пересоставления.

Сроки кассационных обжалования и опротестования приговора

1. Кассационные  протесты на приговор суда  первой инстанции могут быть  поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора. Дополнительные кассационные протесты и письменные возражения на них могут быть поданы в кассационную инстанцию не позднее чем за трое суток до начала рассмотрения уголовного дела.

2. В течение  срока, установленного для опротестования  приговора, уголовное дело не  может быть истребовано из  суда.

Принесение  протеста приостанавливает приведение приговора в исполнение.

Прокурор  непосредственно участвует в  заседании кассационной инстанции, и не является государственным обвинителем, высказывает свое мнение или обосновывает свой протест. Прокурор должен тщательно изучить доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, дополнительные материалы, благодаря чему проверяется обоснованность кассационного протеста, жалобы.

Представление дополнительных материалов в кассационную инстанцию

1. В подтверждение  или опровержение доводов, приведенных  в жалобе или протесте, лица  вправе представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы как до рассмотрения уголовного дела, так и во время его рассмотрения.

2. Дополнительные  материалы не могут быть получены  путем производства следственных  действий. Лицо, представляющее суду  дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления.

В случае рассмотрения дела по протесту после изложения  судьей существа дела прокурор обосновывает протест, а затем заслушиваются объяснения других участников процесса.

 

 

 

 

42.НАДЗОР ПРОКУРОРА  ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ  ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ПОРЯДКЕ  НАДЗОРА.

 

Предмет пересмотра – вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, пересмотр оправдательного приговора или определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение 1 года по вступлению их в законную силу.

Протесты  в порядке надзора вправе приносить:

1) Ген.прокурор - на приговоры, определения, постановления  любого суда, за исключением постановлений  Пленума ВС;

1-1) заместители Ген. прокурора - на приговоры, определения, постановления любого суда, кроме постановлений Президиума и Пленума Верховного Суда;

2) прокуроры  областей, города Минска, Белорусский  трансп. прокурор в пределах своей  компетенции - на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

3) прокуроры  областей, города Минска, Белорусский  военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции - на приговоры, определения, постановления межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда.

Лицо, принесшее  протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению.

Для принесения протеста в порядке надзора необходимо наличие оснований и поводов. Основанием выступают нарушения норм материального и процессуального права, в результате которых судебный акт является незаконным или необоснованным.

Для того чтобы  решить вопрос, имеются ли основания  для принесения надзорного протеста прокурор проверяет уголовное дело. Право истребования для проверки уголовного дела из суда принадлежит прежде всего прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территориальной компетенции. Районные (городские) и приравненные к ним прокуроры также вправе истребовать дела из районных (городских), межгарнизонных судов, они не вправе приносить надзорные протесты, по имеют право в необходимых случаях вносить вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора.

Поводом к истребованию уголовного дела является ходатайство граждан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор, сообщения в СМИ, инициатива прокурора, если данные о неправосудности решения получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела. Основным поводом для принесения надзорного протеста является надзорная жалоба лица, участвующего в деле (осужденного, потерпевшего).

Участие прокурора в заседании надзорной инстанции обязательно. Основная форма участия – поддержание прокурором протеста или дача заключения по уголовному делу, опротестованному председателем суда или его заместителем.

Уголовное дело по протесту рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее одного месяца, а Пленумом Верховного Суда - не позднее трех месяцев со дня поступления уголовного дела с протестом.

В рассмотрении уголовного дела в порядке надзора принимают участие:

1) в президиумах  областного, Минского гор., Бел. военного  судов - прокуроры области, г.  Минска, Бел. транспортный прокурор, Бел. военный прокурор или их  замы;

2) в судебной  коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда - прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором;

3) в Президиуме  и Пленуме ВС - Генеральный прокурор  или его заместители.

Уголовное дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела.

Затем слово  предоставляется прокурору для  поддержания протеста или для  дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя.

 

43. УЧАСТИЕ  ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО  ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.

 

Предмет – вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда.

Пересмотр обвинительного приговора по вновь открывшимся  обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен. Пересмотр оправдательного приговора, определения, постановления о прекращении производства по делу, пересмотр обвинительного приговора по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, и не позднее 1 года со дня открытия новых обстоятельств.

Основанием  для отмены судебных решений являются не допущенные по делу нарушения закона, а новые обстоятельства, которые не были известны при расследовании и рассмотрении дела и потому не могли быть учтены судом.

Существует 2 группы оснований, исходя из чего различаются и порядок, формы и методы: различного рода злоупотребления и иные обстоятельства:

1) установленная  вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие постановление незаконного приговора, вынесение незаконных определения или постановления;

2) установленные  вступившим в законную силу  приговором суда преступные действия должностных лиц органа уголовного преследования, повлекшие постановление незаконного приговора, вынесение определения или постановления;

Информация о работе Прокурорский надзор