Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

24. Правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений, при осуществлении надзора за исполнением законодательства.

Прокурор в зависимости от выявленных нарушений вправе возбудить уголовное  дело, дисциплинарное производство, выносить постановление о материальной ответственности, составлять протокол об административном правонарушении, передавать материалы  для принятия по ним мер общественного характера, а также принимать меры к возмещению материального ущерба (подавать иски). Он также вносит в гос-е органы, общ-е орг-ции, должностным лицам акты прокурорского реагирования к которым относятся постановление, протест, представление, предписание, официальное предупреждение. Протест – акт прокур-го надзора, который приносят прокурор или его заместитель, на противоречащие зак-ву правовые акты и решения республиканских органов гос-го управления и иных гос-ных организ-й, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, др. организ-й, должностных лиц и ИП. Представление – акт прокур-го надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Постановление - акт прокур-го надзора содержащий в зависимости от характера нарушения законодат-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Предписание - акт прокур-го надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в сулучае нарушения законодат-ва, который носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе ИП и организаций, общественным и гос-ным интересам, если оно не будет немедленно устранено.Официальное предупреждение - акт прокур-го надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений. В общенадзорной практике заключение прокурора чаще всего используется на заседаниях местных исполнительных распорядительных органов, комиссий министерств при обсуждении проектов решений. Он дает заключение на предмет соответствия закону. Заключение – правовое средство предупреждения принятия решений, несоответствующих закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях.

Включает в себя проверку правомерности  и обоснованности возбуждения дел  об администр-х правонарушениях. Прокурор должен выяснить: 1.все ли требования, предусмотренные в Процессуально-исполнительном кодексе об админ-х правонаруш-ях (ПИ КоАП), соблюдены при составлении протокола об админ-ом правонаруш-и; 2.надлежащим ли должн-м лицом составлен протокол и соблюдена ли при этом компетенция соответствующего органа; 3.не допускались ли нарушения сроков составления протокола и направления его для рассмотрения в соответствующий орган; 4.соблюдены ли установленные ограничения при назначении админ.наказания без составления протокола; 5.всегда ли принимались меры для полного и всестороннего выяснения требуемых обстоятельств по делу; 6.собраны ли и зафиксированы ли все доказательства подтверждающие виновность лица в совершении админ.правонарушения. Особое внимание уделяется проверке законности мер по обеспечению производства по делам об админ-х правонарушениях. Выясняются следующие обстоятельства: 1.применялись ли должностным лицом меры обеспечения производства по делу, не предусмотренные ПИ КоАП; 2.правомочным ли лицом произведено задержание; 3.был ли составлен протокол об админ.задержании на месте совершения правонаруш.или в отделении милиции; 4.не превышен ли 3-х часовой срок админ.задержания, за исключением случаев, когда установлены боле длительные сроки; 5.удовлетворены ли просьбы задержанных об уведомлении о месте их нахождения родственников, по месту работы или учебы; 6.на законных ли основаниях проводился личный обыск и досмотр вещей; 7.не допускались ли случаи унижения чел-го достоинства граждан при задержании, приводе, доставлении и личном досмотре. Прокурор и его зам. Вправе санкционировать производство процессуальных действий (осмотр жилища) и мер по обеспечению админ.процесса (сроки административного задержания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Меры прокурорского реагирования на нарушения законности по делам об административных правонарушениях.

К мера прокурорского реагирования на нарушения законодательства в админ.процессе относятся прежде всего различные акты, такие как протокол, санкция, протест на постановление суда об административном правонарушении, в том числе и постановление об освобождении незаконно задержанного гражданина (акт прокур-го надзора содержащий в зависимости от характера нарушения законодат-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя). Протокол - официальный документ, в котором фиксируется факт совершения административного проступка. Санкция прокурора - письменное решение прокурора или его зам-ля о проведении процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод личности, в случаях предусмотренных законом. Протест – акт прокур-го надзора, который приносят прокурор или его заместитель, на противоречащие зак-ву правовые акты и решения республиканских органов гос-го управления и иных гос-ных организ-й, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, др. организ-й, должностных лиц и ИП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Понятие и значение актов прокурорского надзора. Классификация актов прокурорского надзора.

Акт прокурорского надзора – предусмотренное законом правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемое прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией, в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции, законов, декретов и указов Президента, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и гос-ва, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности. К актам прокурорского надзора в соответствии с З-м «О прокуратуре» относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Также к таким актам можно отнести заявление прокурора в суд о признании акта недействительным, протокол об административном правонарушении, заключение. Протест – акт прокур-го надзора, который приносят прокурор или его заместитель, на противоречащие зак-ву правовые акты и решения республиканских органов гос-го управления и иных гос-ных организ-й, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, др. организ-й, должностных лиц и ИП. Представление – акт прокур-го надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Постановление - акт прокур-го надзора содержащий в зависимости от характера нарушения законодат-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Санкция прокурора – письменное решение прокурора или его заместителя о проведении процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод личности. Предписание - акт прокур-го надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в сулучае нарушения законодат-ва, который носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе ИП и организаций, общественным и гос-ным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Официальное предупреждение - акт прокур-го надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Протест как акт прокурорского надзора.

Протест прокурора —  это документ прокурорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает  этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании.Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них. Протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Должно быть указано, какой акт признается прокурором противоречащим закону. В протесте должны быть приведены аргументация с указанием, какому законодательству противоречит рассматриваемый акт, и правовое обоснование принесения протеста (т.е. соответствующая статья Закона о прокуратуре), а также должность и классный чин прокурора. В протесте указывается на обязательность рассмотрения протеста и срок его рассмотрения. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного правового акта, решения или действия должностного лица.При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором (его заместителем) либо вышестоящим прокурором. В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные решения), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).Если вышестоящий орган не отменит опротестованный правовой акт, решение или действие в 10дневный срок, то прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в суд об отмене противоречащего законодательству правового акта или решения. Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта или решения. Рассмотрение и разрешение заявления прокурора или его заместителя в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

 

 

29. Представление как акт прокурорского надзора.

Представление – акт прокур-го надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны должностных лиц, организаций. Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствовавших им обстоятельств. В описательной части представления указываются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому. Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены. Предложения, включенные в представление, должны быть конкретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предупреждению. В случаях если нарушения закона совершены и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целесообразно внести в адрес этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную опасность либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа. Представление как универсальный акт прокурорского реагирования позволяет ставить самые разные вопросы преимущественно правового характера, которые направлены на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности виновных лиц. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся требований. И в этот же срок прокурору должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по представлению. На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором обычно предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в решениях либо на подведомственных предприятиях. В них может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов. Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкретный акт.

 

 

30. Предписание как акт прокурорского надзора.

Предписание - акт прокур-го надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в сулучае нарушения законодат-ва, который носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе ИП и организаций, общественным и гос-ным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Основанием для вынесения предписания является достоверно установленное нарушение закона, которое носит очевидный характер, создает реальную угрозу причинения существенного вреда государственным, общественным интересам, правам и законным интересам граждан, если не будет пресечено. Существенный вред чаще всего включает уничтожение, повреждение или утрата гос-го или частного имущества, прекращение производственной, хозяйственной деятельности предприятия, организации, создание серьезных препятствий для ее продолжения, крушение, аварии, несчастные случаи в производстве и в быту, существенные наршения жилищных, трудовых и иных прав граждан и т.д. Предписание направляется гос.органу, иной организации, должностному лицу или ИП, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему гос.органу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. Вынесение предписания не освобождает лицо от уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, обязанности возместить материальный ущерб. В предписании кратко излагаются обстоятельства, указывается нарушенная норма закона, последствия нарушения, необходимые меры для устранения нарушений законности. Предписание подлежит немедленному исполнению с момента его получения, однако прокурор может установить срок, в течение которого нарушение должно быть устранено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Постановление как акт прокурорского надзора.

Постановление - акт прокур-го надзора содержащий в зависимости от характера нарушения законодат-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт ПН-ра может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора. 
Пост-е при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предвар.следствия и дознания выносится в соответствии с УПК. 
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или привлечении к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим органом или должностным лицом в 10-дневный срок со дня его поступления. Иные постановления подлежат рассмотрению в срок, установленный прокурором. О результатах рассмотрения постановления письменно сообщается прокурору. Постановление прокурора до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим прокурором.

Информация о работе Прокурорский надзор