Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.
Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, в 5-дневный срок с момента поступления направляются по принад-ти, извещая об этом заявителей, или разъясняется им, куда следует обратиться. Обращение может быть оставлено без рассмотрения в случае, если его содержание лишено смысла. Не подлежит проверке повторное обращение, поступившее от 1 и того же лица, по 1 и тому же тому же вопросу, не содержащее нов. данных, а все излож. в нем обстоятельства ранее объективно и полно проверены, и ответы на предыд. обращения даны соотв. прокурорами с разъяснением заявителю права обращаться к вышест. прокурору.
Обращения от Президента, его помощников, Премьер-министра, Главы Администрации Президента, Гос. секретаря Сов. Без-ти, Председателей Палаты представителей и Совета Респ. Нац. собрания, Конст. Суда, их замов, руководителей министерств и др. РОГУ, обращения, взятые на контроль председателями комиссий палат Нац. Собрания, Депутатами палаты представителей и членами Совета Респ., а также обращения, взятые на контроль Ген. прокурором (обращения особого контроля), руков-ми прокуратур рассматриваются безотлагательно, решения по ним принимаются лично. Заявления депутатов палаты представителей, членов Совета Респ. Нац. собрания, депутатов местных Советов депутатов, доверенных лиц кандидатов в Президенты, в депутаты, представителей полит. партий, других общес. объединений, труд. коллективов, граждан, иностр. (междунар.) наблюдателей, а также представителей СМИ о нарушениях норм Избир. кодекса и иных актов зак-ва, поступившие в период подготовки к выборам, референдуму, голосованию отзыве депутата, члена Совета Респ., рассматриваются в 3дневный срок а поступившие в день выборов референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Респ. — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлениях, требуют проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10дневный срок.
Жалобы на действия и решения органа дознания, следователя, прокурора, ведущих угол. процесс, рассматриваются прокурором в течение 10 суток, а жалобы на его решения — не позднее 1 месяца со дня поступления. Надзорные жалобы на суд. постановления по граж. и уг. делам рассматриваются в сроки, предусмотренные ГПК и УПК. Остальные обращения граждан и долж. лиц разрешаются в срок не позднее 1 месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие доп. изучения и проверки — не позднее 15 дней. При необходимости проведения спец. проверки, запроса доп. материалов соотв. прокурор или его зам могут продлить указанный срок, но не более чем на 2 месяца с одновр. уведомлением об этом заявителя, а также орган (должностное лицо), взявший обращение на контроль.
19. Формы управ-я в органах прок-ры. План-е работы.
Управление – многогр., сознат. и целенапр. процесс воздействия вышест. органов прокуратуры и прокуроров в соотв с их компетенцией на подчин. в целях надл. выполнения возл. на них задач и функции.
Управление создает норм. процесс организации и осуществления прок. надзора, предв. следствия и иных функций прок-ры, призвано соверш-ть реализацию этих функций, разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактич. и метод. характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, соверш-ю прав. регулирования организ. структуры органов прокуратуры и их аппаратов. Функциями управления являются: аналитическая; прогнозирование; планирование; взаимодействие органов и структурных подразделений прокуратуры; руководство и контроль исполнения.
Аналит. - истолкование и объяснение процессов, происходящих в состоянии законности в соотв. регионах, сферах прав. отношений, деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. Анализ основывается на методах, выраб. статистикой, криминологией, криминалистикой, теорией управления.
Задачи аналит. функции: оценка опер. обстановки; установление процессов и тенденций в состоянии законности и определение факторов, возд. на эти изменения; прогнозирование состояния законности и потребностей в изменениях орг. структуры органов прокуратуры и др.
Организационной основой повышения эффективности деятельности органов прокуратуры является планирование. Оно достигается:
определением задач прокуратуры в целом и отдельных звеньев на определенный промежуток времени;
программы мероприятий по решению этих задач, эффективной борьбы с преступностью на основе распределения сил и средств;
установлением персональной ответственности за осуществление намеченных мероприятий.
В деятельности прокуратуры используются методпланы – выделение ведущих направлений и проблемных вопросов. Планирование по проблемным вопросам позволяет скоординировать усилия прокурорского надзора на эффективную работу. Выделение ведущих направлений (разработка научных рекомендаций, новых методик) позволяет сконцентрировать усилия для решения проблем.
В зависимости от целей, сроков выделяются:
перспективное планирование;
текущее планирование. Проекты таких планов выносятся на оперативное совещание или коллегию и утверждается руководителем прокуратуры.
20. Руков-во и контроль в органах прок-ры
Формы руководства нижест. прокуратурами:
21. Понятие, предмет и особенности надзора прок-ры за исполнением зак-ва
Общий надзор прокуратуры - это отрасль ПН за исполнением законов органами гос.управления самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациям, должн.лицами и гражданами. Сущ. 2основных направления общего надзора: надзор за исполн. законов в дея-ти органов управления и контроля, должн. лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов
Задачами общего надзора являются:
- обеспечение соблюдения прав и свобод граждан;- обеспечение законности правовых актов;- обеспечение исполнения зак-ва в сфере экономики и экологии, социальной сфере;-выявление пробелов закон-ва;-повышение правовой кул-ры должн. лиц.
- предупреждение правонарушений.
Субъектами данного направления ПН являются:
- респ., местные органы гос. хозяйственного упр-я и контроля;
- местные Советы депутатов и иные органы местного самоупр-я;
- воинские формирования и учреждения;
- органы гос.безопасности, внутренних дел, милиции;
- субъекты хоз-вания независимо от принадлежности форм собственности;
- учреждения и организации;
- полит.партии, иные общественные и религиозны объединения;
- должн.лица и граждане.
Предметом надзора за исполнением зак-ва являете точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов иных НПА респ.органам гос.упр-я и иными гос.орг-циями, подчиненными Совмину, местным представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.орг-циями и др. орг-циями, должн.лицами и иными гражданами, в том числе ИП.
При осуществлении надзора за исполнением зак-ва прокурор не вправе вмешиваться в предприним. и иную хоз. (экономическую) и организационно- распорядительную деят-ть гос.органов и иных организаций, ИП, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе ИП, и организаций, общ. и гос.интересов. При осущ. общего надзора прокуроры олжны действовать в пределах своих полномочий.Определяя границы общего надзора можно сказать:там, где действует закон,должен срабатывать общий надзор».
Полномочия прокурора делятся на 3 группы:
1.полномочия по выявлению нарушений закона;
2.по устранению закона;
3.по предупреждению нарушений закона.
22.Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона, при осуществлении надзора за исполнением законодательства
Надзор за исполнением законодательства – базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель – осуществлением надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА.
Задачи надзора:
1)обеспечение соблюдения прав и свобод граждан
2)обеспечение законности правовых актов
3)обеспечение исполнения законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере
4)предупреждение правонарушений
Предметом является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными СовМину, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, д.л. и иными гражданами, в том числе и и.п.
2.Объектом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов государства, которые применяются и должны соблюдаться субъектами. В перечень объектов прокурорского надзора не включены администрация президента и управляющий делами президента.
Субъектами являются:
1)республиканские, местные органы государственного и местного контроля
2)местные советы депутатов и иные органы местного самоуправления
3)воинские формирования и учреждения
4)органы государственной безопасности, ВД и милиции
5)субъекты хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности
6)учреждения и организации
7)политические партии и иные общественные и религиозные объединения
8)д.л. и граждане
Пределы прокурорского надзора:
прокурор не в праве вмешиваться в предпринимательскую
и иную хозяйственную и организационно-
Прокуратура не должны подменять другие государственные органы. Осуществляя надзор за исполнением законов, иного НПА, прокурорские работники обязаны своевременно реагировать на любые нарушения закона, но в то же время не вмешиваться в оперативно-производственную деятельность организаций, подменять контролирующие органы, хозяйственных руководителей и иных лиц. Прокурорские работники должны осуществлять надзор за тем, как правоохранительные и контролирующие органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законодательства всеми органами, организациями, д.л. и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Необоснованное вмешательство прокурорских работников в деятельность органов государственного управления, организаций, объединений, д.л. не допустима. В их компетенцию не входит осуществление контроля за исполнением мероприятий, запланированных местными органами власти и управления, предъявление требований к д.л. по вопросам производственно-хозяйственной деятельности руководимых ими организаций, обращение к органам управления с предложением о совершенствовании их административной деятельности при отсутствии нарушений законов, иных НПА, непосредственная проверка оперативной документации, имеющая характер ревизии и т.д. Вмешательство прокурора необходимо лишь тогда, когда оказался нарушенным закон, в таких случаях прокурор обязан предпринять все меры, чтобы устранить это нарушение.
5.В генеральной прокуратуре организация надзора за исполнением законодательства возложены на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью ПА, которая состоит из отделов по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, природоохранного и земельного законодательства, за соблюдением прав и свобод граждан, налогового и таможенного законодательства организует и осуществляет соответствующий отдел управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства. В определенной мере вопросы надзора за исполнением законодательства находится также в ведении управления по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте и отдела по делам несовершеннолетних и молодежи. Указанные управления и отделы взаимодействуют между собой, а также с другими управлениями и отделами генеральной прокуратуры. Координацию этой работы возглавляет руководители управлений и отделов. В прокуратуре областей и г. Минска, белорусской военной и транспортной прокуратурах надзор за исполнением законодательства осуществляют отделы по надзору за исполнением законодательства и законностью ПА.
Частично этот надзор по определенным направлениям осуществляют отделы по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства, по делам несовершеннолетних и молодежи (группы или старший помощник прокурора по делам несовершеннолетних и молодежи), старший помощник прокурора за соблюдением законодательства в банковской сфере, природоохранного и земельного законодательства.
Организация надзора на уровне районного звена обусловлено штатной численностью, поэтому в районных, районных в городах, приравненных к ним, функции надзора выполняют прокурор или его заместитель, старший помощник, помощник.
В районных, районных в городах, городских, приравненных к ним прокуратурах, при наличии у прокурора 2 и более старших помощников и помощников работа по надзору закрепляется за одним из них. При одном помощнике эта работа выполняется или помощником, или лично прокурором, или прокурором и помощником по выделенным вопросам или по группам сельсоветов (поселковых советов), в районе, по определенной территории в городе. Работа органов прокурат по надзору в вышестоящих прокуратурах строятся по зонально-предметному принципу. Зональный прокурор контролирует выполнение нижестоящими прокурорами его зоны приказов и распоряжений генерального прокурора, прокуроров областей, г.Минска и приравненных к ним прокуроров по надзору, проверяет эту работу на месте с оказанием необходимой практической помощи, руководит стажированием прокурорских работников закрепленной за ним зоны.
На зонального прокурора управления отдела, группы, осуществляющих прокурорский надзор, возложена также обязанность изучать поступающие из прокуратуры материалы, подготавливать на их основе указания нижестоящим прокурорам, разрабатывать представления, основанные на этих материалах, распространять положительный опыт работы прокуратур. В приказе ген прокурора от 8 апреля 2002 года Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов указано, что в целях обеспечения надзора за исполнением законодательства и законностью ПА управлению по надзору за исполнением законов и законностью ПА генеральной прокуратуры прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам необходимо постоянно оказывать практическую и методическую помощь подчиненным прокурорам в организации надзора следует изучать, обобщать, анализировать надзорную практику с целью совершенствования стиля и методов работы, распространения положительного опыта.