Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Официальное  предупреждение как акт прокур-го  надзора. Официальное предупреждение — акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений. Предупреждение должно применяться:а) когда закон еще не нарушен, но есть реальная возможность его нарушения; б)на стадии обнаружения умысла к совершению правонарушения; в)когда закон уже нарушен, но нет преступления, т.е. здесь оно используется для усиления предупредительного воздействия. Предупреждаться могут только физические лица, юридические лица не могут предупреждаться. Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу,иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку. Официальное предупреждение выносится в письменной фирме. и должно содержать обязательные реквизиты,такие как:1) должность, классный чин, ФИО прокурора;2)• место жительства лица, в отношении которого вынесено предупреждение;3)сущность нарушения;4)последствия и ответственность за несоблюдение;5)порядок обжалования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Понятие,  предмет, пределы  и особенности  надзора за ОРД. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является сравнительно новым самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. В качестве основной особенности этой отрасли прокурорского надзора выделяют наличие пределов ее осуществления. В частности, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголов-й ответственности. Прокурору или его заместителю представляется мотивированное постановление органа, осущест-щего ОРД, с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. ОСОБЕННОСТИ:1) специфика деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов;2) в качестве принципов ОРД выступают конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств. Территориальные прокуроры осущест-ют надзор за исполнением законодательства в этой сфере оперативными подразделениями органов внутренних дел,гос-ной безопасности, финансовых расследований, Службы безопасности Президента. Надзор за соблюдением законности при осуществлении ОРД осуще-ет Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры .Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении ОРД является соответствие законодательству правовых актов и решений органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц (о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета; проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий; предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органам дознания, следователю, суду; об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Полномочия  прок-ра при осуществлении надзора  за оперативно-розыскной деятельностью. К полномочиям прокурора, направленным на выявление нарушений законов, относятся: право проводить проверки дел оперативного учета и иных материалов, касающихся оперативно-розыскной деятельности; право требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. Также имеют право: давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение ОРМ в случаях, опред. законодат.актами;- продлевать сроки проведения ОРМ;- давать письм.указания о проведении ОРМ по уг.делам, а также о прекращении их проведения;- требовать письменные объяснения от должн.лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений зак-ва, допущенных при осуществлении ОРД;- принимать меры по отмене незак.постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных ОРМ путем внесения соответствующих актов ПН-ра.  Одним из основных полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является санкционирование производства оперативно-розыскных мероприятий. В общем виде проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища, иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля, допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и при наличии информации .Производство вышеуказанных оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться без получения санкции прокурора на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Понятие,  предмет и особен-ти прокур-го  надзора за законностью предварительного расследования. Особенностью этого направления деятельности является то, что оно осуществляется в процессуальной форме и сочетается с процессуальным руководством органами дознания и предварительного следствия. Прокурор обязан обеспечить надзор за исполнением закона всеми органами предварительного расследования независимо от их ведомственной подчиненности, для чего законодательство надели прокурора властно-распорядительными ПОЛНОМОЧИЯМИ,в том числе принадлежащими только прокурору (отмена незаконных постановлений дознавателя и следователя; утверж-1ение постановления о направлении дела в суд).Предметом данной отрасли надзора является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу  правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц. Орган предварительного исследования — государственный орган, уполномоченный законом осуществлять предварительное следствие и дознание. Начальник следственного подразделения, следователи вправе осуществлять предварительное следствие. В общем виде к гос-ым органам и должностным лицам, уполномоченным законом осуществлять дознание, относятся:-органы милиции;-органы государственной безопасности;-командиры воинских частей, -начальники учреждений, исполняющих уголовные на-азания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;-органы пограничных войск;-таможенные органы;-органы финансовых расследований Комитета государственного контроля;- органы государственного пожарного надзора. Вышеуказанные органы, должностные лица являются объектами прокурорского надзора в данной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Прокурорский  надзор в стадии возбуждения  уголовных дел. Надзор за соблюдением  законности задержания граждан.

Прокурор несет  ответственность за законность возбуждения  уголовного дела. Прокурор в этой стадии вправе давать обязательные указания, требовать любые материалы для проверки, рассматривать жалобы, отменять принятые следователем решения.

     Прокурор  следит, чтобы точно соблюдалась  обязательность принятия и рассмотрения  сообщений о преступлении.

     Прокурором  проверяется: 

своевременность;

соблюдение  сроков разрешения заявления;

полнота и объективность  проверки, осуществленной по сигналу  гражданина;

законность  вынесенного решения;

наличие уведомления  заявителю о принятом решении.

          Проверяется законность задержания  граждан. Заместитель или помощник  прокурора должен доложить прокурору  о результатах проверки материалов  задержания лиц, что дает возможность  прокурору с большей тщательностью  проверить:

соблюдены ли требования закона о возбуждении уголовного дела;

проверить основание  задержания;

вынесено ли постановление;

знает ли задержанный  свои права;

допрошен ли задержанный;

уведомлена  ли семья о задержании лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.38. Полномочия прокурора при осуществлении данного направления надзора можно традиционно разделить на полномочия, направленные на выявление нарушений закона, устранение выявленных нарушений и предупреждение нарушений закона. При этом затруднительны является четкое отнесение конкретного полномочия к той или иной группе. Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия дознания, прокурор уполномочен:1) истребовать от следователя, дознавателя и органа д знания для проверки уголовные дела, материалы и докумеч ты, а также проверять уголовные дела, материалы и докуметы и ознакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования. 2)изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;3)участвовать в производстве дознания и предварительного следствия4)поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;5)отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания, не соответствующие закону;6)давать следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для исполнения указания о производстве следст-ых процесс-ых действий и опреативно-розыскных мероприятий. 6) применять, изменять или отменять меры пресечения -певать срок содержания под стражей, домашнего ареста;7) прекращать производство по уголовному делу. При этом в соответствии с УПК прекращение предварительного расследования по ряду оснований, предусмотренных ст. 30 УПК возможно только прокурором;8)разрешать отводы и самоотводы следователя и дознавателя;9)разрешать жалобы на решения и действия следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;10)тстранять следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;11)санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; 12)возвращать уголовные дела следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;13) направлять уголовное дело в суд. Также к средствам прокурорского реагирования относятся акты прокурорского надзора (за искл.протеста),такие как постановление,которыми оформляются процессуальные решения прокурора .

 

 

 

 

 

 

 

 

39.ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ  ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.  

Согласно Закону «О прокуратуре», прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также поддерживают государственное обвинение по уголовным делам. Следовательно, в судопроизводстве по уголовным делам прокуроры выполняют два направления прокурорской деятельности.

Предметом надзорного направления является соответствие закону приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений, и иных актов, подлежащих исполнению.

Участие прокурора  в рассмотрении дел судами не рассматривается законодателем как осуществление надзора.

Формами участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел являются:

• участие прокурора  в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции;

• участие в  рассмотрении уголовных дел на контрольных стадиях уголовного судопроизводства (кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам);

• участие при  разрешении судом вопросов, связанных  с исполнением приговоров.

В юридической  литературе отсутствует единство мнения в отношении правового положения прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам:

1)  Смысл деятельности  прокуратуры заключается в изобличении  преступлений во имя закона, т.е. главным в ее деятельности должно стать уголовное преследование лиц, совершивших преступления, и поддержание государственного обвинения в суде. Сторонники указывают на независимость и самостоятельность судебной власти, которая исключает необходимость контроля со стороны других гос. органов, кроме вышестоящих судов, которые в установленном порядке проверяют законность судебных актов. Прокурор находится в суде, чтобы поддерживать позицию органов расследования, а возложение на него «по совместительству» еще и функции надзора необоснованно усиливает позицию стороны обвинения перед защитой.

2) Некоторые  авторы указывают на двойственную природу выполняемой прокуратурой функции в суде. С одной стороны, прокурор — представитель государства, обязанный отстаивать не частные, а общегосударственные интересы. Эти интересы заключаются в соблюдении закона, прав участников процесса, постановления законного и обоснованного приговора. С другой стороны, он должен поддерживать государственное обвинение, т.е. отношения, в которые вступает прокурор, будучи процессуальными по форме, являются надзорными по существу.

В самом судебном разбирательстве прокурор никаких  мер ни к участвующим в деле лицам, ни к суду применить не может. Его возражения и протесты, высказанные во время судебного разбирательства, не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности.

Акты: заявления ходатайств, представления, постановления, протесты.

Касаясь процессуального положения прокурора при пересмотре приговоров кассационной инстанцией, существуют различные точки зрения:

- процессуальное  положение прокурора в этой  стадии процесса сводится к  тому, что прокурор — представитель органа, наблюдающего за законностью.

-  прокурор, участвующий в суде кассационной  инстанции, участвует в качестве  стороны в процессе, которая имеет такие же процессуальные права и обязанности, как и в суде первой инстанции.

- прокурор в суде второй  инстанции, по общему правилу,  не является стороной, но когда  прокуратурой приносится протест  на приговор суда первой инстанции,  то прокурор является стороной и представителем органа, осуществляющего надзор.

Прокурор, выступающий с заключением в надзорной инстанции, не является представителем государственного обвинения, поэтому он дает заключение независимо от позиций, занимаемых по тому же делу государственным обвинителем и прокурором, участвующими в заседании кассационной инстанции.

 

40.УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА  В РАЗРЕШЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ  В СУДЕ 1-ОЙ ИНСТАНЦИИ. 

Формами участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел являются:

• участие прокурора в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции;

• участие в рассмотрении уголовных дел на контрольных  стадиях уголовного судопроизводства (кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам);

• участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением  приговоров.

Поддержание государственного обвинения: участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного, частно-публичного, по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, обязательно.

Поддерживая обвинение, государственный  обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела.

Чаще всего  поддержание государственного обвинения  осуществляют помощники прокуроров. Однако в соответствии с указаниями Ген.прокурора прокуроры 2-го звена и их заместители обязаны принимать участие в рассмотрении судами первой инстанции актуальных уголовных дел, а также дел, имеющих широкий общественный резонанс, не менее 1 раза в полугодие, прокуроры третьего звена — не менее 1 раза в месяц, обычно по делам, направляемым в районный суд, и расследованным следователями прокуратур высшего и среднего звена.

Информация о работе Прокурорский надзор