Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.
32.Официальное
предупреждение как акт прокур-
33.Понятие,
предмет, пределы и
34.Полномочия
прок-ра при осуществлении
35.Понятие, предмет и особен-ти прокур-го надзора за законностью предварительного расследования. Особенностью этого направления деятельности является то, что оно осуществляется в процессуальной форме и сочетается с процессуальным руководством органами дознания и предварительного следствия. Прокурор обязан обеспечить надзор за исполнением закона всеми органами предварительного расследования независимо от их ведомственной подчиненности, для чего законодательство надели прокурора властно-распорядительными ПОЛНОМОЧИЯМИ,в том числе принадлежащими только прокурору (отмена незаконных постановлений дознавателя и следователя; утверж-1ение постановления о направлении дела в суд).Предметом данной отрасли надзора является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц. Орган предварительного исследования — государственный орган, уполномоченный законом осуществлять предварительное следствие и дознание. Начальник следственного подразделения, следователи вправе осуществлять предварительное следствие. В общем виде к гос-ым органам и должностным лицам, уполномоченным законом осуществлять дознание, относятся:-органы милиции;-органы государственной безопасности;-командиры воинских частей, -начальники учреждений, исполняющих уголовные на-азания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;-органы пограничных войск;-таможенные органы;-органы финансовых расследований Комитета государственного контроля;- органы государственного пожарного надзора. Вышеуказанные органы, должностные лица являются объектами прокурорского надзора в данной отрасли.
36. Прокурорский
надзор в стадии возбуждения
уголовных дел. Надзор за
Прокурор несет ответственность за законность возбуждения уголовного дела. Прокурор в этой стадии вправе давать обязательные указания, требовать любые материалы для проверки, рассматривать жалобы, отменять принятые следователем решения.
Прокурор
следит, чтобы точно соблюдалась
обязательность принятия и
Прокурором проверяется:
своевременность;
соблюдение сроков разрешения заявления;
полнота и объективность проверки, осуществленной по сигналу гражданина;
законность вынесенного решения;
наличие уведомления заявителю о принятом решении.
Проверяется законность
соблюдены ли требования закона о возбуждении уголовного дела;
проверить основание задержания;
вынесено ли постановление;
знает ли задержанный свои права;
допрошен ли задержанный;
уведомлена ли семья о задержании лица.
37.38. Полномочия прокурора при осуществлении
данного направления надзора можно традиционно
разделить на полномочия, направленные
на выявление нарушений закона, устранение
выявленных нарушений и предупреждение
нарушений закона. При этом затруднительны
является четкое отнесение конкретного
полномочия к той или иной группе. Осуществляя
надзор за соблюдением законности при производстве
предварительного следствия дознания,
прокурор уполномочен:1) истребовать
от следователя, дознавателя и органа
д знания для проверки уголовные дела,
материалы и докумеч ты, а также проверять
уголовные дела, материалы и докуметы
и ознакомиться со сведениями в ходе предварительного
расследования. 2)изымать от органа дознания и передавать следователю
любое уголовное дело, передавать уголовное
дело от одного органа предварительного
следствия другому в соответствии с подследственностью,
а также от одного следователя другому
в целях обеспечения всестороннего, полного
и объективного исследования обстоятельств уголовного
дела;3)участвовать в производстве дознания
и предварительного следствия4)поручать
предварительное расследование уголовного
дела группе следователей, формировать
ее состав и возглавлять группу следователей;5)отменять
незаконные и необоснованные постановления
нижестоящего прокурора, следователя,
органа дознания и дознавателя, а также
указания нижестоящего прокурора, руководителя
следственного подразделения, органа
дознания, не соответствующие закону;6)давать
следователю, органу дознания и дознавателю
обязательные для исполнения
указания о производстве следст-ых процесс-ых
действий и опреативно-розыскных мероприятий. 6) применять, изменять
или отменять меры пресечения
-певать срок содержания под стражей, домашнего
ареста;7) прекращать производство по уголовному
делу. При этом в соответствии с УПК прекращение
предварительного расследования по ряду
оснований, предусмотренных ст. 30 УПК возможно
только прокурором;8)разрешать отводы
и самоотводы следователя и дознавателя;9)разрешать
жалобы на решения и действия следователя,
органа дознания и дознавателя, кроме
жалоб, рассмотрение которых отнесено
законом к компетенции суда;10)тстранять
следователя, руководителя органа дознания
и дознавателя от производства предварительного
расследования по данному уголовному
делу, если ими были допущены нарушения
законности при его расследовании;11)
39.ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ
ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.
Согласно Закону «О прокуратуре», прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также поддерживают государственное обвинение по уголовным делам. Следовательно, в судопроизводстве по уголовным делам прокуроры выполняют два направления прокурорской деятельности.
Предметом надзорного направления является соответствие закону приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений, и иных актов, подлежащих исполнению.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами не рассматривается законодателем как осуществление надзора.
Формами участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел являются:
• участие прокурора в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции;
• участие в рассмотрении уголовных дел на контрольных стадиях уголовного судопроизводства (кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам);
• участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.
В юридической литературе отсутствует единство мнения в отношении правового положения прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам:
1) Смысл деятельности
прокуратуры заключается в
2) Некоторые
авторы указывают на двойственн
В самом судебном разбирательстве прокурор никаких мер ни к участвующим в деле лицам, ни к суду применить не может. Его возражения и протесты, высказанные во время судебного разбирательства, не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности.
Акты: заявления ходатайств, представления, постановления, протесты.
Касаясь процессуального положения прокурора при пересмотре приговоров кассационной инстанцией, существуют различные точки зрения:
- процессуальное положение прокурора в этой стадии процесса сводится к тому, что прокурор — представитель органа, наблюдающего за законностью.
- прокурор,
участвующий в суде
- прокурор в суде второй
инстанции, по общему правилу,
не является стороной, но когда
прокуратурой приносится
Прокурор, выступающий с заключением в надзорной инстанции, не является представителем государственного обвинения, поэтому он дает заключение независимо от позиций, занимаемых по тому же делу государственным обвинителем и прокурором, участвующими в заседании кассационной инстанции.
40.УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАЗРЕШЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В СУДЕ 1-ОЙ ИНСТАНЦИИ.
Формами участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел являются:
• участие прокурора в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции;
• участие в рассмотрении уголовных дел на контрольных стадиях уголовного судопроизводства (кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам);
• участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.
Поддержание государственного обвинения: участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного, частно-публичного, по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, обязательно.
Поддерживая обвинение, государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела.
Чаще всего поддержание государственного обвинения осуществляют помощники прокуроров. Однако в соответствии с указаниями Ген.прокурора прокуроры 2-го звена и их заместители обязаны принимать участие в рассмотрении судами первой инстанции актуальных уголовных дел, а также дел, имеющих широкий общественный резонанс, не менее 1 раза в полугодие, прокуроры третьего звена — не менее 1 раза в месяц, обычно по делам, направляемым в районный суд, и расследованным следователями прокуратур высшего и среднего звена.