Объекты уголовно-процессуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе делается попытка проанализировать основные вопросы процессуального положения участников уголовно-процессуальной деятельности. Поэтому целью дипломной работы является теоретическое исследование института участников уголовно-процессуальной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие уголовно-процессуальной деятельности и ее участников;
- раскрыть правовое положение суда в уголовном процессе;
- изложить правовое положение государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование;
- охарактеризовать участников уголовного процесса, защищающих свои интересы и представляющие права и интересы других лиц;
- проанализировать правовое положение иных лиц, участвующих в деле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Общие положения об участниках уголовно-процессуальной деятельности…..6
1.1 Понятие уголовно-процессуальной деятельности и ее участников………….6
1.2 Суд в уголовном процессе………………………………………………………8
1.3 Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование………………………………………………………………………12
2 Участники уголовного процесса, защищающие свои интересы и
представляющие права и интересы других лиц………………………………….27
2.1 Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе…………….27
2.2 Лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других участников………………………………………………………………….46
3 Иные лица, участвующие в уголовном процессе………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….72
Список использованных источников……………………………………………...74

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 110.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в УПК РФ закреплен судебный контроль за досудебным производством в виде санкционирования судом мер процессуального принуждения. В уголовном же процессе Республики Беларусь закреплен так называемый «последующий» судебный контроль. На досудебных стадиях уголовного процесса в случаях и порядке, предусмотренных УПК, судья:

- рассматривает  жалобы на действия и решения  органа уголовного преследования  по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК;

- выносит  постановления о применении мер  пресечения в случае, предусмотренном  ч. 5 ст. 144 УПК;

- выносит  постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в медицинское  учреждение для проведения судебно-психиатрической экспертизы [39, с. 54].

Стадия судебного разбирательства – главная стадия уголовного процесса. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление).

Суд вправе вынести частное определение (постановление) и в других случаях, если признает это необходимым.

В судебном заседании исследованию подлежат все обстоятельства дела. При этом суд не связан выводами органов предварительного расследования и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Приговор суда может быть основан только на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании. Если имеющихся доказательств, по мнению суда, недостаточно для правильного разрешения дела, он принимает соответствующие меры к их восполнению, а в необходимых случаях направляет дело прокурору для организации производства дополнительного расследования.

Вынесенные судом и вступившие в законную силу – приговор, определение или постановление обязательны для всех государственных и общественных учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Решения суда могут быть отменены или изменены в установленном законом порядке только вышестоящим судом.

Таким образом, суд, как участник уголовного процесса обеспечивает защиту прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, своевременно выявляет нарушения, принимает меры по удовлетворению законных требований участников уголовного процесса.

 

1.3 Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование

 

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает четкий перечень государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют уголовное преследование. Рассмотрим их.

Прокурор – это должностное лицо, в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживающее государственное обвинение в суде (ч. 1 ст. 34УПК).

Закон (п. 32 ст. 6 УПК) определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность. К ним относятся: действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК.

Во всех стадиях уголовного процесса прокурор обязан своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь [19, с. 47].

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе регламентировано ст. 34 УПК. В соответствии с нормами данной статьи прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.

В ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор возбуждает уголовное дело, поручает его расследование соответствующему органу предварительного расследования; принимает дело к своему производству и расследует его в полном объеме; отказывает в возбуждении уголовного дела; осуществляет надзор и процессуальное руководство расследованием уголовных дел.

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного расследования и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

1) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;

2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК;

3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

4) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений – группе следователей, возглавлять эту следственную группу;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;

6) давать нижестоящему прокурору, органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

7) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия;

12) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично;

13) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу;

14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрический стационар; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК;

15) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий в случаях и порядке, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, а также при отмене постановления о прекращении предварительного расследования;

16) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления;

17) направлять уголовное дело в суд;

18) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела.

Получив от следователя уголовное дело с постановлением для направления в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно ли предъявлено обвинение; правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого; правильно ли применена мера пресечения; произведено ли всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства [20, с. 45].

В соответствии с ч.6 ст. 34 УПК, при судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК.

Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом [19, с. 47].

Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, обязан соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениям председательствующего и исполнять другие обязанности, предусмотренные УПК [25, с. 64].

Государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания (ч. 5 ст. 293 УПК).

Поддерживая обвинение, государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела.

Государственный обвинитель может изменить обвинение в случае и порядке, предусмотренных частью второй ст. 301 УПК, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве.

От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в ранг органа надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.

Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест.

В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений [20, с. 45].

Органы предварительного расследования.

В уголовном процессе к органам предварительного расследования относят органы дознания и органы предварительного следствия.

Начальник следственного подразделения.

Это самостоятельный участник уголовного процесса, на которого возложена обязанность осуществления ведомственного контроля за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принятия мер по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. В этих целях он наделяется процессуальными, организационно-распорядительными и управленческими функциями [21, с. 92].

Начальник следственного подразделения вправе поручить производство предварительного следствия следователю; проверять уголовные дела; давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности; передавать уголовное дело от одного следователя другому; поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя и др.

Информация о работе Объекты уголовно-процессуальной деятельности