Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:05, дипломная работа
В данной работе делается попытка проанализировать основные вопросы процессуального положения участников уголовно-процессуальной деятельности. Поэтому целью дипломной работы является теоретическое исследование института участников уголовно-процессуальной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие уголовно-процессуальной деятельности и ее участников;
- раскрыть правовое положение суда в уголовном процессе;
- изложить правовое положение государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование;
- охарактеризовать участников уголовного процесса, защищающих свои интересы и представляющие права и интересы других лиц;
- проанализировать правовое положение иных лиц, участвующих в деле.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 Общие положения об участниках уголовно-процессуальной деятельности…..6
1.1 Понятие уголовно-процессуальной деятельности и ее участников………….6
1.2 Суд в уголовном процессе………………………………………………………8
1.3 Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование………………………………………………………………………12
2 Участники уголовного процесса, защищающие свои интересы и
представляющие права и интересы других лиц………………………………….27
2.1 Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе…………….27
2.2 Лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других участников………………………………………………………………….46
3 Иные лица, участвующие в уголовном процессе………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….72
Список использованных источников……………………………………………...74
Указания начальника следственного подразделения по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. При этом он не вправе ограничивать процессуальную самостоятельность следователя в принятии таких принципиальных по делу решений, как о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, прекращении предварительного следствия, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Указания начальника следственного подразделения по этим вопросам при несогласии с ними следователя приостанавливаются исполнением до разрешения вопроса прокурором в порядке ч. 4 ст. 36 УПК.
Обширные полномочия начальника следственного подразделения в уголовном процессе реализуются в конкретных направлениях его деятельности. К ним относятся: а) знание оперативной обстановки; б) изучение деловых и личных качеств следователей; в) планирование работы; г) организация контроля за работой следователей.
Полнота, всесторонность и объективность расследования характеризуют работу следователя в целом. Поэтому так важно, чтобы эти критерии постоянно находились под неослабным вниманием начальника следственного подразделения [15, с. 137].
В то же время начальник следственного подразделения не вправе отменить постановление следователя. Если возникает такая потребность, то он входит с представлением к прокурору об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя. Не требуется утверждение начальником следственного подразделения постановления, вынесенного следователем, что характеризует следователя как независимую, процессуально самостоятельную фигуру уголовного процесса [19, с. 54].
Начальник следственного подразделения не должен допускать, чтобы тот или иной следователь нарушал закон. Во всяком случае, его обязанность – предотвратить такое нарушение и возможность наступления вредных последствий.
Перед начальником следственного подразделения в данном случае стоит весьма сложная задача: знать качество расследования по каждому уголовному делу, насколько полно и всесторонне оно ведется. Единственный путь к этому – изучение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, и оказание ему методической помощи.
Методическая помощь состоит в том, что начальник подразделения, будучи осведомлен о ходе расследования по каждому уголовному делу, рекомендует следователю поступить так, а не иначе. Рекомендации могут касаться как процессуальных вопросов, так и следственной тактики и методики.
Однако нельзя смешивать рекомендации начальника подразделения с его указаниями следователю. Рекомендации даются в устной форме и необязательны для исполнения. Принять их или нет зависит от следователя [15, с. 137].
В УПК четко регламентированы взаимоотношения начальника следственного подразделения и прокурора. Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного подразделения. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения [20, с. 46].
Следователь
Следователем - является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК, предварительное следствие.
Все следователи независимо от органа, в котором они работают, обладают одинаковыми полномочиями и процессуальной самостоятельностью. Главной их задачей является принятие всех мер по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 УПК [21, с. 93].
Следователь должен принимать меры к обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества, к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. С этой целью он обязан разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность их осуществления.
Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, необходимо отметить, что кроме того он проверяет и разрешает заявления (сообщения) о совершенных или готовящихся преступлениях, относящихся к его подследственности.
Как участник уголовного процесса, следователь имеет установленные законом определенные гарантии выполнения своей функции. Они заложены в тех правах, которыми наделен следователь в соответствии со ст. 36 УПК.
В частности, следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные УПК, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.
По находящимся в производстве следователя делам он вправе вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие следственные действия [20, с. 46].
Следователь – хозяин уголовного дела, отвечающий в полной мере за его законное и своевременное расследование. При всем этом деятельность следователя не является бесконтрольной. УПК Республики Беларусь (ст.ст. 263-266) устанавливают право прокурора осуществлять надзор за деятельностью органов следствия и давать в соответствии с этим обязательные для следователя указания. Помимо этого, процессуальная деятельность следователя поставлена под руководство и контроль начальников следственных подразделений, которые вправе не только проверять уголовные дела, но и давать по ним обязательные для исполнения указания.
Указания прокурора обязательны для следователя в тех случаях, когда они даны в письменной форме, направлены на ликвидацию ошибок и нарушений закона. При этом следует подчеркнуть, что такое право прокурора не ограничивает процессуальной самостоятельности и независимости следователя, который может обжаловать полученные указания, не приостанавливая их исполнения, вышестоящему прокурору. Когда же указания касаются кардинальных вопросов следствия, влияющих на его судьбу и признанных следователем необоснованными, то он вправе их не выполнять. Это имеет место в тех случаях, когда указания прокурора противоречат его мнению о привлечении лиц к уголовной ответственности или освобождении от нее, квалификации преступления и объеме обвинения, а также о направлении следствия. Имея право оспорить их перед вышестоящим прокурором, следователь обосновывает свою позицию и показывает, какие обстоятельства не позволяют ему согласиться с точкой зрения прокурора и какие конкретно доказательства легли в основу его внутреннего убеждения.
Прокурор, получив уголовное дело и письменно изложенные возражения следователя, разрешает спор по существу: или отменяет указание нижестоящего прокурора, или же, признав его правомерным и обоснованным, поручает производство следствия по делу другому следователю.
Этот установленный законом порядок разрешения разногласий между прокурором и следователем, обязывающий не навязывать ему своего мнения по важнейшим вопросам следствия, реальным образом, а не только формально, гарантирует процессуальную самостоятельность и независимость следствия.
Процессуальная самостоятельность и независимое положение, которое определено законом следователю, дает ему также право обжаловать, а в ряде случаев не согласиться с указаниями начальника соответствующего следственного подразделения, если он признает их незаконными, необоснованными или не отвечающими задачам расследования уголовного дела. Разногласие в этих случаях разрешается прокурором, осуществляющим надзор (ст. 34 УПК) [13, с. 193].
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами [20, с. 46].
Органы дознания – это государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять дознание.
Согласно ст. 37 УПК органами дознания являются:
1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;
6) таможенные органы – по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;
7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 224-227, 233–235, 237–245, 247 и 2611 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК);
8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
Из приведенного перечня видно, что почти все правоохранительные органы Республики Беларусь осуществляют дознание по уголовным делам. Однако для них это не основная, а производная функция.
На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.
Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 37 УПК.
Начальник органа дознания организует проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечивает полное и качественное производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществляет контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.
Лицо, производящее дознание - должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства.
Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.
Лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных и других процессуальных действий.
Постановления лица, производящего дознание, вынесенные в соответствии с требованиями УПК, по находящимся в его производстве материалам и уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, завершая данную главу дипломной работы, можно сделать вывод о том, что одними из основных участников уголовно-процессуальной деятельности являются суд и государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование.
Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам, в отличие от других участников процесса непосредственно ведут борьбу с преступностью и наделены определенными властными полномочиями, которые позволяют им обеспечить достижение задач уголовно-процессуальной деятельности.
Информация о работе Объекты уголовно-процессуальной деятельности