Управление качеством продукции на примере ЗАО «Обувная фабрика «Юничел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ системы управления качеством на примере ЗАО «Обувная фабрика «Юничел» и разработка рекомендаций по повышению качества продукции.
Предметом исследования выступает качество продукции как элемент и функция процессов управления предприятием.
Объектом исследования является Закрытое Акционерное Общество «Обувная фабрика «Юничел»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить функции управления качеством;
- изучить современную концепцию менеджмента качества;
- рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Шакирзянова.doc

— 104.46 Кб (Скачать файл)

В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества.

1.Показатели технического эффекта (назначения) - показатели, характеризуют  свойства продукции, определяющие  основные функции, для выполнения  которых она предназначена, и  обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность станка, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности характеризуют  свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения его параметров.

Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

Работоспособное состояние, работоспособность - состояние объекта, при котором его параметры находятся в установленных допусках.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние - это такое состояние, при котором дальнейшая эксплуатация товара (объекта) невозможна или нецелесообразна.

Показателем долговечности служит средний ресурс. т. е. среднее время работы до достижения предельного состояния. Другим показателем долговечности является средний срок службы - среднее календарное время до достижения предельного состояния.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния.

Для совместной характеристики двух свойств - безотказности и ремонтопригодности - используются коэффициент готовности и коэффициент технического использования. Коэффициент готовности - это вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, когда может потребоваться его применение по назначению. Коэффициент технического использования - это отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период к сумме математических ожиданий времени пребывания объекта в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период [22. С. 96].

Сохраняемость - свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

Для характеристики сохраняемости могут использоваться те же показатели, которые используются для характеристики безотказности, но применительно к режиму хранения ,а не работы.

Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)

3.Экономические показатели или  показатели экономного использования  ресурсов - это показатели, характеризующие  затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление  продукции, учитываемые в интегральном  показателе качества продукции (различные  виды затрат, себестоимость, цена  и пр.), при сопоставлении различных  образцов продукции - технико-экономические  показатели.

4.Эргономические показатели - это, показатели которые характеризуют  систему "человек - изделие" и учитывают  комплекс свойств человека, проявляющихся  в производственных и бытовых  процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и  психофизиологические (скоростные  и силовые возможности, пороги  слуха, зрения и т.п.) [19. С. 125].

Эргономические показатели можно разделить на три группы. Антропометрические показатели характеризуют продукцию с точки зрения размеров и форм человеческого тела. Примеры таких показателей - высота сидения водителя в кабине автомобиля, угол наклона спинки сидения, расстояние до рычагов управления.

Физиологические показатели характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека, возможностей его органов чувств - зрения, слуха.

Гигиенические показатели характеризуют гигиенические свойства продукции - уровень шума, вибрации, излучений, температура, влажность, запыленность.

5.Эстетические показатели характеризуют  информационную выразительность, рациональность  формы, целостность композиции, совершенство  производственного исполнения, стабильность  товарного вида (характеристики  художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

6.Экологические показатели характеризуют  уровень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих  при эксплуатации или потреблении  продукции. Например: содержание вредных  примесей, выбрасываемых в окружающую  среду, вероятность выброса вредных  частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании  продукции, уровень ПДК.

7.Показатели безопасности характеризуют  особенности продукции, обусловливающие  при ее эксплуатации или потреблении  безопасность человека. Они отражают  требования к нормам и средствам  защиты людей, находящихся в зоне  возможной опасности при возникновении  аварийной ситуации, и предусмотрены  системой Госстандартов по безопасности  труда, а также международными  стандартами.

Кроме перечисленных групп показателей для характеристики качества продукции могут применяться показатели, характеризующие другие свойства, обусловленные спецификой, как самой продукции, так и условий ее применений. А также показатели, относящиеся к условиям разработки, изготовления и транспортирования продукции: показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые, технологичности, транспортабельности и т.п. Наоборот, некоторые из перечисленных групп не характерны для отдельных видов продукции и поэтому не применяются для характеристики их качества [25. С. 48].

Оценка качества- совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению их с базовыми показателями. Разновидностью оценки качества является оценка соответствия установленных нормативным документом требований. Деятельность по оценке качества складывается из трех рассматриваемых ниже групп операций, каждой из которых свойственны свои особенности [32. С. 139].

1.Выбор  номенклатуры потребительских свойств  и их определяющих показателей.

Основными критериями выбора являются этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); потребности, которые должен удовлетворять товар, субъективное особенности оценщика.

Так, на этапе приемки сырья, предназначенного для изготовления продукции с сильно измененными свойствами, в том числе внешним видом, существенное значение имеют показатели технологических свойств и безопасности, но не важны эстетические свойства. В тоже время при реализации в номенклатуру показателей качества необходимо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначения, надежности, безопасности, эргономических и эстетических свойств.

При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей чрезвычайно важно правильно выделить из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающие значение для определенных целей. Например при оценке качества муки на хлебозаводе необходимо определить следующие показатели: количество и качество сырой клейковины, амилолитическую активность, газообразующую способность; а при реализации муки- цвет, зольность, степень измельчения. В обоих случаях необходимо оценивать показатели безопасности в соответствии с установленными требованиями. Если мука предназначена для выпечки хлебобулочных изделий, требования к ней отличаются от требований к другим видам муки (макаронной, блинной и т.п.)

2. Определение  действительных значений показателей  качества проводится путем количественных  и качественных измерений. Количественные  измерения применяются для определения  размера показателя, а качественные- для размерности. Так показатель  «цвет» может быть измерен  количественно (например, цвет пива  в мл 0,01 N раствора йода) и качественно (визуально отмечаются цвет пива, его насыщенность).

3. Сопоставление  действительных значений измеряемого  показателя с базовым.

В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов (оценка соответствия), а также стандартные образцы, вещества, эталоны. Цвет пива по стандарту определяется как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации. Цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки.

При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, что в конечном счете, связано с принятием решения о присвоении товару определенной градации качества.

Можно сделать вывод, что критерии оценки качества продукции характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности. Критерии качества  зависят от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения может быть очень много критериев. Критерии  качества продукции могут выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т. п., а также могут быть безразмерными.

 

1.3. Этапы управления качеством продукции

Управление качеством продукции тесно связано с этапами жизненного цикла этой продукции.

Жизненный цикл продукции — это цикл (время), охватывающий типичные этапы от поиска и выявления потребностей до оценки степени их удовлетворения посредством товаров, включая утилизацию самой продукции.

Все действия по управлению качеством продукции невозможно без четко работающей системы функционального обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции ( ЖЦП) включает пять

этапов:

1. Исследование и проектирование.

2. Изготовление.

3. Обращение и реализация.

4. Эксплуатация и потребление.

5. Утилизация.

Каждому этапу ЖЦП соответствует свое направление и содержание концепции управления качеством.

1. Этап ЖЦП — исследование и проектирование .

Основное направление управления качеством продукции (УКП) — установление требуемого технического уровня.

Функциональное обеспечение качества:

— маркетинг-поиски и изучение рынка, определение и удовлетворение требований потребителя;

— разработка технических требований и продукции, выполнение научно-технических работ (НИР), опытно-конструкторских работ (ОКР), проектирование и планирование.

На основании исследований рынка продукции аналогичного назначения (как собственной, так и конкурентной) формируется целый ряд потребительских требований, которые не нашли полного или достаточно полного отражения в существующей продукции. Эти новые требования потребителей совместно с продвинутыми наработками самого предприятия закладываются в основу технического задания будущей продукции в виде комплекса показателей качества (инженерных характеристик).

Так формируется уровень качества продукции. Он пока существует только на виртуальном уровне, так как комплекс инженерных характеристик, не выраженный конкретной структурой или компоновкой изделия, может быть реализован множеством вариантов проектной документации.

Вместе с тем уже на этапе формирования уровня качества руководство предприятия должно объективно оценить экономические возможности реализации технического задания. И дело не в том, что нельзя на практике учесть требования потребителей, а в том, что эти же потребители не “купят” заказанное ими качество, если оно превышает их финансовые возможности.

Теперь можно сформулировать функцию управления качеством — «планирование потребительского качества продукции», т. е. разработка с учетом рыночной конъюнктуры, потребительских требований к продукции и технического задания на ее проектирование. Ответственность за уровень качества несут служба маркетинга и конструкторское бюро.

Перевод уровня качества в «проектное» совершается в процессе разработки конструкторской документации. Именно на этом этапе потребительские требования материализуются в конкретные конструктивные решения. Искусство проектирования заключается в том, чтобы воплотить виртуальный образ потребительского качества в конструкторскую документацию с наименьшими потерями по качеству[24. С. 52].

Информация о работе Управление качеством продукции на примере ЗАО «Обувная фабрика «Юничел»