Физическое упражнение - основное специфическое средство физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.

Содержание

Введение
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ
5
2 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СВОЙСТВА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ
7
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
Список использованных источников
15

Вложенные файлы: 1 файл

Физическое упражнение - основное специфическое средство физическогомвоспитания..docx

— 29.22 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

    3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

    5

2 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СВОЙСТВА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

  7

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

   11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   14

Список использованных источников

   15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое здоровье –  это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно  функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и  выполнение оптимального комплекса  упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в  постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и  психическое развитие уже взаимосвязано  с двигательной активностью. Потребность  в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно  меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и  сна улавливается организмом, вызывая  целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко  сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма  к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут  малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями  органов дыхания и кровообращения. Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико. А знание содержания, форм, техники, эффектов и  многих других немаловажных тонкостей  физического упражнения, описанных  в данной работе, помогут рационально использовать физическое упражнение на благо себе и окружающим: для достижения поставленной цели в спорте или просто для поддержания хорошей физической формы; для продуктивного отдыха в тяжёлые трудовые будни и активного времяпровождения на досуге; для организованного либо самостоятельного занятия физической культурой и т.д.

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ –  ОСНОВНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ       СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

 

Основным специфическим  средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Комплексное использование  этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для  решения задач физического воспитания. Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания и  организуется в соответствии с его  целью, принципами и другими закономерностями. Этим физические упражнения принципиально  отличаются от трудовой, бытовой и  других видов двигательной деятельности.[1]

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Физические упражнения это  основное средство физического воспитания, так как:

  1. физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности;
  2. физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания;
  3. физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность;
  4. среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение;
  5. физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.

При неправильном применении, физические упражнения могут принести не пользу, а вред. Чтобы этого  избежать необходимо, при подборе  упражнений, учитывать следующие  факторы:

  1. педагогически правильное руководство занятия;
  2. учитывать индивидуальные особенности занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья и др.);
  3. учитывать особенности самих упражнений (новизна, сложность, нагрузка, эмоциональность);
  4. особенности внешних условий (погода, состояние мест занятий, качество инвентаря). [6]

 

 

 

2 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СВОЙСТВА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

 

Число практикуемых в настоящее  время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются друг от друга, как по форме, так и по содержанию. Для верной ориентировки в этом многообразии упражнений, целесообразного выбора и использования их необходимо в первую очередь ясно представлять суть их содержания.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья, и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

При рассмотрении содержания физических упражнений с  педагогической точки зрения особенно важным является то, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определенных умений и навыков. Это значит, что для специалиста физического воспитания главным аспектом в осмыслении сути физических упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации  тех  или  иных  воспитательно-образовательных  задач.

От особенностей содержания того или иного физического  упражнения в решающей мере зависит его форма. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма  физического упражнения органически  взаимосвязаны,  причем содержание является определяющим. Оно играет ведущую роль по отношению к форме. Это значит, что для достижения успеха в том или ином физическом упражнении необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе воспитания силовых, скоростных или других способностей, от которых в решающей мере зависит результат данного упражнения. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма.

Со своей стороны и  форма влияет на содержание. Несовершенная форма физического упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, как бы сковывает их; совершенная же форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей (так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10—20 % меньше, чем тот, у кого форма движений несовершенна). [6, 4]

 

Свойства физических упражнений:

  1. полифункциональность (степень выраженности и особенности функционирования систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность);
  2. полиструктурность (взаимодействие различных структур (анатомических, динамических, биомеханических и др.), отражённо проявляющихся и влияющих на параметры и характеристики выполняемых движений);
  3. дихотомия – двойственность воздействия физических упражнений (с одной стороны происходит исчерпание энергетических ресурсов, с другой – сверхвосстановление, т.е. восполнение энерготрат);
  4. тренированность – биологические (функциональные и морфологические) приспособительные изменения, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Существует перенос тренированности, который связан с изменениями результата в одном упражнении (положительного или отрицательного изменения). [2, 5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации  заключается в том, что она  позволяет  упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться  в их чрезвычайном многообразии, рационально  подбирать и использовать их в  повседневной практике.

При этом надо всегда помнить, что  каждое физическое упражнение, как  правило, обладает не одним, а несколькими  характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может  быть представлено в разных классификациях. Из этого  следует, что не может быть создана  какая-то одна  неизменная и пригодная  для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций  физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время  совершенствуются и уточняются.

Из существующих в настоящее  время классификаций  для практики массовых занятий и самосовершенствования  наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам:

  1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся:  гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают:
  • гимнастические упражнения;
  • игровые физические упражнения;
  • туристические физические упражнения;
  • спортивные упражнения.

Как можно видеть, в этой классификации  представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она  может рассматриваться  только как  самая общая ориентировка во всём их многообразии.

  1. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:
  • упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц туловища и шеи;
  • упражнения для мышц ног и таза,  и т.п.

 

  1. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества:

Информация о работе Физическое упражнение - основное специфическое средство физического воспитания