Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:50, контрольная работа
Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость способствует более быстрому и эконо-мичному овладению двигательным действием, позволяет более полно приложить усилия. Недостаток гибкости затрудняет выполнение фи-зических упражнении, искажает технику, что в конечном итоге влия¬ет на результат. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном, лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.
ВВЕДЕНИЕ.……………………….…………..……………………………….....3 ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. ГИБКОСТЬ, КАК ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА…………………………………………………..3
Физические качества…………………………………………....…3
Гибкость как физические качества…………………………….…5
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ….....6
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ……....8
3.1. Средства воспитания гибкости……………………………………....8
3.2.Методы воспитания гибкости………………………………………...9
3.3. Методика воспитания гибкости в разных возрастах………………10
3.4. Задачи развития гибкости………………………………………..….11
ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА РАЗВИТИЕМ ГИБКОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………………………………………………...........11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….....14
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Контрольная работа
По дисциплине: «Физическая культура»
Тема: «Характеристика и основы воспитания физических качеств гибкости»
Выполнил:
Студент 1 курса
Заочного отделения
Факультета «Бизнес-
Группа ББИ – 31-13
Проверил:
_____Рудов_____
___Евгений_____
____Сергеевич___
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.……………………….…………..……………
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ….....6
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ……....8
3.1. Средства воспитания гибкости……………………………………....8
3.2.Методы воспитания гибкости………………………………………...9
3.3. Методика воспитания гибкости в разных возрастах………………10
3.4. Задачи развития гибкости………………………………………..….11
ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ
ЗА РАЗВИТИЕМ ГИБКОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….....14
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость — способность
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА.
ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Физические качества
Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.
Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному. Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях. Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными. Сенситивный период - это чувствительный период развития организма ребенка. Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.
Под физическими качествами понимают
социально обусловленные
У каждого человека двигательные
способности развиты по-своему. В
основе разного развития способностей
лежит иерархия разных врожденных (наследственных)
анатомо-физиологических
- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
-телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
Гибкость как физические качества
Гибкость - физическая способность
человека выполнять двигательные действия
с необходимой амплитудой движений.
Она характеризует степень
Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
По способу проявления гибкость делится на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.
Выделяют также общую и специальную гибкость.
Общая гибкость отличается высокой подвижностью во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.), специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного вида спорта.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
К основным факторам, влияющим на развитие
гибкости относятся морфофункциональные
особенности работающих мышц; изменение
ритма двигательного действия; психоэмоциональное
состояние; температура мышц; температура
окружающей среды; время суток, вид предыдущей
мышечной деятельности.
Уровень
изменения морфологических, биохимических
и функциональных особенностей работающих
мышц – важный фактор повышенной гибкости.
В процессе активной мышечной деятельности
увеличивается содержание сократительных
белков, повышается количество миоглобина,
возрастают кислородная емкость мышц
и интенсивность окислительных процессов.
Под воздействием физической нагрузки
происходят морфологические и биохимические
изменения в работающих мышцах, выявляются
функциональные сдвиги, повышающие возбудимость
и лабильность мышц. Все эти изменения
способствуют увеличению растяжимости
мышц и приросту гибкости.
Ритм движений
имеет большое значение для достижения
определенной рационализации двигательной
активности человека. Ритмичные движения
поддерживают стабильный уровень возбудимости
мышц, что является благоприятным фактором
для повышения их эластичности. При аритмичных
движениях возбудимость мышц снижается,
что приводит к уменьшению их эластичных
свойств. Например, выполняя махи ногой
вначале с малой амплитудой и постепенно
увеличивая ее до максимальной, занимающийся добивается большого прироста
активной гибкости.
Положительные
эмоции активизируют деятельность вегетативных
органов, повышают газообмен, увеличивают
частоту сердечных сокращений. Все это
позитивно сказывается на состоянии возбудимости
мышц, их эластичности и упругости. Упражнения
для развития гибкости необходимо выполнять
в атмосфере положительных эмоций, что
стимулирует гормональную деятельность,
обеспечивает улучшение регуляторных
процессов.
Состояние
температуры мышц также существенно влияет
на увеличение показателей гибкости. Зависимость
эластичных свойств мышц от температуры
определяется интенсивностью обмена веществ,
скоростью окислительных процессов. В
хорошо разогретых мышцах сильнее циркулирует
кровь, поэтому предварительная разминка,
направленная на подготовку мышц к основной
физической нагрузке, – необходимое условие
эффективности занятий на развитие гибкости.
Перепады температуры
существенно влияют на состояние активной
мышечной деятельности человека. В условиях
низкой температуры мышца быстро охлаждается,
теряя свою эластичность. При этом резко
падает ее возбудимость, что является
наиболее распространенной причиной травматизма.
В условиях холодного воздуха или помещения
требуются значительно большие усилия
для разогревания организма и поддержания
оптимального режима работы мышц. Повышенная
температура вызывает усиленное потоотделение,
потерю большого количества жидкости.
В результате мышечная ткань становится
более вязкой, снижаются ее сократительные свойства.
Физическое состояние
человека неодинаково ранним утром, днем
и поздним вечером. У многих людей в утренние
часы общая работоспособность снижена,
требуется время для врабатывания после
ночного отдыха. При занятиях физическими
упражнениями необходима более длительная
и интенсивная разминка. В течение дня
системы организма достигают «рабочего
состояния», органы функционируют в полном
объеме, мышцы находятся в оптимальном
напряжении. Все это создает наиболее
благоприятные условия для вечерних тренировок,
когда появляются наилучшие предпосылки
для увеличения прироста гибкости.
Если
характер предыдущей деятельности способствует
достаточному разогреванию мышц, не вызывая
при этом утомления, то двигательная деятельность
организована рационально. В процессе
спортивной тренировки особые требования
должны предъявляться к эффективному
подбору и использованию специальных
упражнений. Так, предварительное выполнение
силовой нагрузки положительно сказывается
на приросте гибкости. Поэтому в конце
тренировочного занятия целесообразно
выполнять упражнения для развития гибкости.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ
Средства в физическом воспитании
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).
Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
Статические упражнения, выполняемые
с помощью партнера, собственного веса
тела или силы, требуют сохранения неподвижного
положения с предельной амплитудой в течение
определенного времени
(6—9 с). После этого следует расслабление,
а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития подвижности
в суставах рекомендуется проводить путем
активного выполнения движений с постепенно
увеличивающейся амплитудой, использования
пружинящих «самозахватов», покачиваний,
маховых движений с большой амплитудой.
Методы воспитания гибкости
Основные правила применения упражнений
в растягивании: не допускаются болевые
ощущения, движения выполняются в
медленном темпе, постепенно увеличиваются
их амплитуда и степень применения
силы помощника.
Основным
методом развития гибкости является повторный
метод, где упражнения на растягивание
выполняются сериями. В зависимости от
возраста, пола и физической подготовленности
занимающихся количество повторений упражнения
в серии дифференцируется. В качестве
развития и совершенствования гибкости
используются также игровой и соревновательный
методы (кто сумеет наклониться ниже; кто,
не сгибая коленей, сумеет поднять обеими
руками с пола плоский предмет и т.д.). Существуют различные варианты стретчинга.
Наиболее распространена следующая последовательность
выполнения упражнений: фаза сокращения
мышцы (силовое или скоростно-силовое
упражнение) продолжительностью 1-5 с, затем
расслабление мышцы 3-5 с и после этого
растягивание в статической позе от 15
до 60 с. Широко используется и другой способ
выполнения упражнений стретчинга: динамические
(пружинистые) упражнения, выполняемые
в разминке или основной части занятия,
заканчиваются удержанием статической
позы на время в последнем повторении.
Продолжительность и характер отдыха
между упражнениями индивидуальны, а сама
пауза для занимающихся может заполняться
медленным бегом или активным отдыхом.
Методика стретчинга достаточно индивидуальна.
Однако можно рекомендовать определенные
параметры тренировки. Продолжительность
одного повторения (удержания позы) от
15 до 60 с (для начинающих и детей - 10-20 с).
Количество повторений одного упражнения
от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями
10-30 с. Количество упражнений в одном комплексе
от 4 до 10. Суммарная длительность всей
нагрузки от 10 до 45 мин. Характер отдыха
- полное расслабление, бег трусцой, активный
отдых. Во время выполнения упражнений
необходима концентрация внимания на
нагруженную группу мышц.
Методика воспитания гибкости в разных возрастах
Для развития подвижности плечевых и тазобедренных суставов у 8-летних школьников следует повторять упражнение 15-25 раз, в 13-17-летнем возрасте количество повторений в серии должно достигать 30-45 раз. Темп выполнения упражнений для развития активной гибкости составляет в среднем одно повторение в секунду. Для развития пассивной гибкости темп выполнения упражнений несколько ниже. Упражнения для развития пассивной гибкости и статические упражнения целесообразно применять тогда, когда с возрастом существенно возрастет масса мышц и связочный аппарат будет менее податлив деформации.
Для развития гибкости у школьников наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны и т. п. Особенно полезны эти движения с опорой о снаряд и с помощью партнера.
Оптимум развития гибкости
определяется величиной, которая должна
несколько превосходить максимальную
амплитуду движений в изучаемых
двигательных умениях и навыках.
При необходимости обеспечить значительные
сдвиги в развитии гибкости за относительно
сжатые сроки рекомендуется соблюдать
следующую пропорцию
Задачи развития гибкости
Главной задачей в физическом
воспитании считали обеспечение
такой степени всестороннего
развития гибкости, которая позволяла
бы успешно овладевать основными
жизненно важными двигательными
действиями (умениями и навыками) и
с высокой результативностью
проявлять остальные
В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта
КОНТРОЛЬ ЗА РАЗВИТИЕМ ГИБКОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.
Информация о работе Характеристика и основы воспитания физических качеств гибкости