Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 22:51, контрольная работа
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Он возник в Древней Греции. Традиционно принято считать, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.
1.Общая характеристика эпохи Античности
1.1.Введение ст. 2-3
1.2.Общая характеристика основных периодов античной философии ст.3-5
1.3. Заключение ст.5-6
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
2.1. Введение ст.6
2.2. Космос и человек в трактовке античной философии ст. 6-13
2.3. Заключение ст.13
3.Философские школы и выдающиеся философы античности (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Диоген, Эпикур, Сенека и др.; элейская школа, кинизм, стоицизм) – одно течение по выбору студента.
3.1 Философские взгляды Диогена Синопского ст.13-15
4. Список используемой литературы ст.15
1.Общая характеристика эпохи Античности
1.1.Введение ст. 2-3
1.2.Общая характеристика основных периодов античной философии ст.3-5
1.3. Заключение ст.5-6
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
2.1. Введение ст.6
2.2. Космос и человек в трактовке античной философии ст. 6-13
2.3. Заключение ст.13
3.Философские школы и выдающиеся философы античности (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Диоген, Эпикур, Сенека и др.; элейская школа, кинизм, стоицизм) – одно течение по выбору студента.
3.1 Философские взгляды Диогена Синопского ст.13-15
4. Список используемой литературы ст.15
1.1.Введение
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Он возник в Древней Греции. Традиционно принято считать, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.
Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э., вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное. Она развивалась, не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации формировались письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования оказалась даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых элементов в течении всего тысячелетнего античного рабовладения производит разительное впечатление. Поэтому дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как общинно-родовая и рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую очередь.
1.2.Общая характеристика основных периодов античной философии
Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа (это одна из более распространенных периодизаций этого периода):
* досократический - зарождение и формирование философии;
* классический (сократический) - зрелость и расцвет;
* эллинистический - закат;
* римский - период упадка и смерти античной философии.
Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.
Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.
Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":
* меньше уделяли внимания поиску первоначала;
* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;
* допускали роль богов и идей в разработке природы и Космоса;
* положили начало спору меж материализмом и идеализмом;
* показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;
* от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-
* внесли вклад в развитие логики.
Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
* кризис античных моральных и философских ценностей;
* понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;
* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
* поиск физической и духовной опоры в самом себе;
* рвение к отрешению от реальности.
более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.
Для философии римского периода было типично:
* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;
* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию;
* влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
* маленькое внимание к проблемам окружающей природы;
* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
* расцвет эстетики;
* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;
* преобладание идеализма над материализмом;
* все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
* завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;
* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию.
1.3. Заключение
Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование?
А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.
Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.
В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.
2. Космос и человек в трактовке античной философии.
2.1.Введение.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. В данной работе хочется раскрыть такие вопросы как: какое место занимает относительно космоса человек, что есть космос для древнегреческих философов, что есть человек в древнегреческой философии, какая существует связь между макрокосмом -- Вселенной и микрокосмом—человека.
2.2. Космос и человек в трактовке античной философии
Поскольку первые греческие философы - "мудрецы" - занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют "физиками".
Если заглянуть в философский словарь, то космос (греч. kosmos - вселенная) - это вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под космосом обычно стали понимать и малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за Вычетом самой Земли, «внеземное». Наряду с этим определением существуют и другие. Античный космос представляется как иерархическое конечное живое существо, сотворенное демиургом, гармонически расчисленное и обустроенное. В космосе у каждого -- у человека, вещи, события -- есть свое место и тем самым -- свой смысл. Космос устроен наилучшим образом и существует естественно, по природе -- и в этом его естестве проявляется логос, ведь "природа, -- замечает Аристотель, -- как это видно из ее явлений, не так бессвязна, как плохая трагедия". В космосе находит проявление и отражение, пусть несовершенная, гармония идеального мира: демиург, Творец мира, упорядочил в нем стихии -- первичные составляющие космоса -- четыре элемента при помощи идей и чисел. И гармоничное это уложение космоса проявляется на всех уровнях иерархии, так что человек -- тоже космос, хотя и малый -- микрокосм.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле. С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы. Но греческий мир с одной стороны ограничен полисом, с другой стороны существует космос - наилучшее устройство полиса. Космос - единая благоустроенная вселенная, в котором господствует порядок и красота. В греческом понимании отсутствует понимание бесконечности. Космос грека это не наша вселенная, которая неограниченна. В греческой философии очень важен человеческий (антропологический) принцип. Греческий космос соизмерим с человеком, это понятие является философским, у этого понятие есть начало и конец, причем два этих понятия совпадают. В любой точке есть начало и конец. Космос является образом для времени. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя». Семантически наиболее близки в русском языке -- «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции -- упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе -- космологии. Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос».
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.