Античная философя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 00:10, реферат

Краткое описание

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей"·. Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.Доклад.docx

— 27.79 Кб (Скачать файл)

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений. Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

 

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

 

Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа:

* досократический - зарождение и формирование философии;

* классический (сократический) - зрелость и расцвет;

* эллинистический - закат;

* римский - период упадка и смерти античной философии.

 

Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования -декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.

Милетская школа

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете –крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии.

Характерные черты: Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм).Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модельнебесной сферы и т.п.).

Представители:

  • Анаксимандр (610-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса. Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
  • Фалес (625-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. Вселенная полна богов.
  • Анаксимен (585-525 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. Земля — плоский диск, парящий в воздухе. Боги отождествляются с Природой.

 

Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":

* меньше уделяли внимания  поиску первоначала;

* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

* допускали роль богов  и идей в разработке природы и Космоса;

* положили начало спору  меж материализмом и идеализмом;

* показали энтузиазм к  проблеме человека, общества, страны;

* от декларативно-догматического  способа философствования перешли  к диалогическо-доказательственному;

* внесли вклад в развитие  логики.

  • СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель Платон. Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа - это совесть и интеллектуальная и моральная личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит моральное благо к факту сознания.
  • ПЛАТОН (427—347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон – псевдоним. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир —вечный. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала вмире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума.
  • АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э. Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение («вещи»). Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один, реально существующий мир. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Идеал Аристотеля - полития, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

* кризис античных моральных  и философских ценностей;

* понижение ужаса перед  богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;

* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

* поиск физической и духовной опоры в самом себе;

* рвение к отрешению  от реальности.

 

более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.

Для философии римского периода было типично:

* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;

* фактическое слияние  древнегреческой и древнеримской  философий в одну античную философию;

* влияние на античную  философию традиций и идей  философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

* маленькое внимание к  проблемам окружающей природы;

* завышенное внимание  к проблемам человека, общества и государства;

* расцвет эстетики;

* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее  благо и смысл жизни в максимальном  духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;

* преобладание идеализма над материализмом;

* все более нередкое  объяснение явлений окружающего мира волей богов;

* завышенное внимание  к проблеме погибели и загробной жизни;

* рост влияния на философию  идей христианства и раннехристианских  ересей;

* постепенное слияние  античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую  теологическую философию.

 

Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей"·. Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.


Информация о работе Античная философя