Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:25, курсовая работа
В данной работе рассматривается тема «Аристотель о государстве». Проект идеального государства Аристотеля (384-322 до н.э.) изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Аристотель утверждал: «государство – продукт естественного возникновения...
Введение 3
§ 1. Государство по Аристотелю 5
§ 2. Происхождение государства 6
§ 3. Отношение к рабству 6
§ 4. Элементы государства 7
§ 5. Частная собственность 8
§ 6. Политическая справедливость 8
§ 7. Форма государства 9
7.1. Монархия 9
7.2. Аристократия 9
7.3. Полития (республика) 10
7.4. Тирания 10
7.5. Олигархия 10
7.6. Демократия 11
7.7. Правильные и неправильные формы правления 11
§ 8. Причины государственных переворотов и войн 12
Заключение 13
Список используемой литературы 16
Содержание
В данной работе рассматривается тема «Аристотель о государстве». Проект идеального государства Аристотеля (384-322 до н.э.) изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Аристотель утверждал: «государство – продукт естественного возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто... живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». «Очевидно,- утверждает Аристотель,- государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому».
Аристотель подчеркивает, что «государство по природе своей множество», «нечто сложное», «состоит из многих частей», причем друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело». Государство далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества – численное превосходство массы.
Аристотель подчеркивает,
что понятие государства
Рассмотрим подробнее учение Аристотеля о государстве.
Историческая справка | |
|
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Величайший мыслитель древности Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом. |
В 367 году до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Таким образом, молодые годы Аристотель провел в Афинах. Афины всю жизнь привлекали к себе Аристотеля как культурный центр античного мира, как город, где жил и умер его учитель Платон. Покинув Афины (в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет живет в других греческих государствах, а в 342 – 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра. В возрасте 49 лет Аристотель с семьей переселяется из Македонии, где он жил до этого, в Афины и остаток жизни полностью посвящает науке. И пока его легендарный ученик Александр Македонский завоевывает мир, Аристотель терпеливо воздвигает величественный храм науки, увековечивая в нем навсегда свое имя. Гениальный исследователь и систематик, Аристотель гораздо полнее и глубже, чем его учитель и предшественник, исследует и систематизирует различные явления античности. Его сочинения («Политика», «Этика» и др.) охватывают все современные ему области знания. Аристотель создал целую философскую школу, которая была названа «школа перипатетиков» (прогуливающихся), так как он любил беседовать и обсуждать проблемы, прогуливаясь с учениками в тенистом саду. Итак, с 335 года до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ею почти до конца жизни. Аристотель умер в 322 г. до н.э. в изгнании в Халкиде, на острове Эвбея. |
Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как «Политика», «Афинская полития».
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях).
Аристотель выделяет три вида наук:1
1. Теоретические (философия).
2. Созидательные (искусства и ремесла).
3. Практические (этика и политика).
Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.
В трактате «Политика» дается четкое определение политики.
Политика – это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства.
Цель политической науки воспитать в людях высокие нравственные качества.
В трактате «Политика» рассмотрены такие проблемы как происхождение и элементы государства, отношение к рабству, частная собственность, политическая справедливость, форма государства, причины государственных переворотов, войны.
Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т.е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека.
Государство – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение.
Аристотель выделяет
три формы человеческого
Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
Аристотель считал, что люди не равны по природе. С эллино-центристских позиций он отмечает, что «варвары» – люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные».
Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.
Аристотель не отождествлял понятия государства и семьи. Понятие государство полагало более высокий уровень общения. Государство – это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве.
Аристотель выделял три вида общения в семье:2
1. Власть мужа над женой.
2. Власть отца над детьми.
3. Власть домовладыки над рабами.
Рабство одинаково полезно и рабу и господину.
III. Элементы (признаки) государства.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство черезмерно единым». Государство состоит из множества элементов и черезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.
Элементы государства:3
1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).
2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).
3. Единый культ.
4. Армия.
5. Общий запас.
6. Единые представления о справедливости.
Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, – говорит Аристотель, – коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.
Аристотель различает два вида справедливости:4
1. Уравнивающую.
2. Распределяющую.
Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д.
Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества.
Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (авторкию).
Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые – меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).
Монархия – древнейшая,
«первая и самая божественная»,
форма политического
Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
Полития – власть большинства. Но у большинства единственное общее им всем добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие», «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны». Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства: «Многие лучше не порознь, а все вместе», ибо «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все», но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить из личного достоинства, богатство или происхождение, то всегда найдется самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому господство достойных, богатых, благородных не устойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.
Аристотель резко отрицательно относится к тирании: «Тираническая власть не согласна с природою человека», «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана».
Олигархия, как и аристократия, – власть меньшинства, но не достойных, а богатых.
Демократия основана на законе. Это «самая … сносная из всех худших форм политического устройства». Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных».
Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления.
Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).
Различаются:5
1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа).
2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе.
Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.
Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.
Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство состоящее из «средних» людей будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эголираризма). Эгалитаризм – это установление среднего размера дохода.
Признаки политии:6
1. Правит большинство.