Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 06:54, реферат
Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Наше общество связывает
свои надежды с ожидаемыми переменами. В этих условиях недопустимо оставаться
на позициях формализма и догматизма, которые в инженерной, особенно научной и
учебной деятельности, нивелируют способности и оставляют в тени творческую
индивидуальность личности.
1. ВВЕДЕНИЕ....................................................................2
2. ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ ТВОРЧЕСТВА.................... 3
2.1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА................................................4
Что есть система...............................................................4
Зачем нужен системный подход...................................................7
Функционально-структурный подход...............................................8
Философская сущность системного подхода.......................................10
2.2 ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ..................................11
Фундаментальные основы инженерного искусства..................................11
Существуют ли объективные законы развития техники?............................12
Законы и закономерности развития антропогенных систем.........................17
2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.............................23
Вам нужно принять решение.....................................................23
Принятие решений. Что это такое...............................................24
Обучают ли методам принятия решений...........................................27
Как думать и над чем думать...................................................27
Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия решений......27
Методы направленного поиска решения инженерных задач..........................31
Что общего между различным....................................................33
О "человеческом факторе " в принятии решений..................................34
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................35
Литература..............................
Постановка задачи |
Вскрытие противоречий (внутренних) |
Преодоление противоречий. |
Осмысление результата. | |
В терминах философии |
Теория познания: «Чувственное познание – абстрактное мышление - практика» | |||
В терминах принятия решений |
Обоснование постановки задачи: - анализ процессов породивших данную задачу, вскрытие внутренних противоречий этих процессах; - актуальность задачи; - общественная потребность (важность) решения задачи.; - правомерность с позиций
законов природы, осуществимость
на современном уровне |
Определения трудности, выделить главные трудности (противоречия); - построение модели задачи; выявить: - управляемые переменные (изменяемые параметры) - ограничения к ним; - неуправляемые переменные (неизменяемые параметры); - нельзя ли снять ограничения?
Перевести некоторые |
Инверсология; Логика; Эвристика; Интуиция; Творчество, наука, искусство; Математическое программирование; Оптимизация; Деловые игры, ТРИЗ, АРИЗ и др. |
Определить причинные связи между переменными и конечными результатами, оценить последствия принятого решения. Нахождение диалектической взаимосвязи с исходной задачей. Возможность постановки новой задачи (качественно новый замысел задачи) |
В терминах системного подхода |
Исследование потребности; Уяснение задачи; Постановка цели; Анализ структуры системы; Целостность, Элементы, Связи; Взаимодействие со средой; Функциональность; Выбор и обоснование критериев оценки результата; Анализ с позиций надсистемы. |
Построение и анализ дерева противоречий. Анализ структуры системы по принципу иерархичности: - управляющие и управляемые элементы и подсистемы. Анализ влияния окружающей среды на систему. |
Поиск концепций системы. Построение и анализ дерева функций системы. Функциональные и конструктивные модули системы. Системотехника. |
Оценка решения. Обратные связи. Воздействие выхода на вход. |