Диалектика инженерного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 06:54, реферат

Краткое описание

Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Наше общество связывает
свои надежды с ожидаемыми переменами. В этих условиях недопустимо оставаться
на позициях формализма и догматизма, которые в инженерной, особенно научной и
учебной деятельности, нивелируют способности и оставляют в тени творческую
индивидуальность личности.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ....................................................................2
2. ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ ТВОРЧЕСТВА.................... 3
2.1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА................................................4
Что есть система...............................................................4
Зачем нужен системный подход...................................................7
Функционально-структурный подход...............................................8
Философская сущность системного подхода.......................................10
2.2 ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ..................................11
Фундаментальные основы инженерного искусства..................................11
Существуют ли объективные законы развития техники?............................12
Законы и закономерности развития антропогенных систем.........................17
2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.............................23
Вам нужно принять решение.....................................................23
Принятие решений. Что это такое...............................................24
Обучают ли методам принятия решений...........................................27
Как думать и над чем думать...................................................27
Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия решений......27
Методы направленного поиска решения инженерных задач..........................31
Что общего между различным....................................................33
О "человеческом факторе " в принятии решений..................................34
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................35
Литература..............................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.63 Кб (Скачать файл)

нейрокомпьютерами, нейроподобными системами. Успешно развивается

нейроинформатика и ее различные приложения от неироинформатики до различных

применений неиросетей в технике и технологиях, в финансовых и медицинских

проблемах, в распознавании образов, диагностике, прогнозировании и многих

других их задачах.

Привлекают новые большие возможности распараллеливания процессов, увеличения

быстродействия, прямой связи между входными и выходными параметрами, умение

нейросетей обучаться и доучиваться в процессе функционирования, реально

отражать меняющиеся свойства обслуживаемого нейросетью объекта в течение его

эксплуатации и др.

    

Эвристика как наука о творческом мышлении.

 

Эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор

различных вариантов решений в «лабиринте» поиска, т.е. несет как бы

сокращающую функцию. Вместо последовательного систематического перебора

вариантов, используемого для решения типичных задач, в нестандартных

ситуациях используют эвристические нешаблонные оригинальные процедуры. Среди

них имеются так называемые догадки - «ага-решения», когда решение еще не

сформулировано, но способ его схвачен. Это и есть эвристика. Над проблемой

можно работать годы, но идея может возникнуть мгновенно как результат

озарения. Постепенно с накоплением такого опыта решений складывается у

изобретателя свой собственный набор эвристических приемов. Их обобщение может

сложиться в методику решения некоторых задач.

     Инверсология как способ интенсификации мыслительного процесса.

Инверсология [19] (от латинского слова inverso, что означает

переворачивание перестановка) - прямое продолжение диалектического мышления и,

прежде всего такой его категории, как «отрицание отрицания». Рассматривая

инверсию как относительно простой, но весьма мощный метод возникновения новых

взглядов на решаемые в науке и технике задачи, Дж.Джонсон [18] характеризует

его следующим образом: «Если некоторый объект обычно рассматривают снаружи, то

применение метода инверсии означает, что теперь он будет исследован изнутри.

Если в рассматриваемом устройстве некоторая деталь всегда распечаталась

вертикально, то инверсия означает, что ее переворачивают вверх дном, ставят в

горизонтальное положение или помещают под некоторым углом. Если одна часть

системы движется, а другая неподвижная, то инверсия означает, что эти части

меняются местами».

    

Мозговой штурм

 

Этот наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей

появился в США в 1957 г. Идея его состоит в творческом сотрудничестве группы

специалистов которые, являясь как бы единым мозгом, пытаются штурмом овладеть

проблемой. В процессе такого штурма участники выдвигают и развивают

собственные идеи, идеи своих коллег, используя одни идеи для развития других,

комбинируя их.

Существует несколько модификаций мозгового штурма индивидуальный, массовый,

письменный, двойной и обратный.

    

Конференция идей

 

Конференция идей - одна из разновидностей коллективного творчества. От

мозгового штурма она отличается прежде всего темпом проведения и проводится в

виде совещания по выдвижению идей с допущением доброжелательной критики в

форме реплик, комментариев и т.п. Считается, что критика может даже повысить

ценность выдвинутых идей. Все выдвинутые идеи фиксируются в протоколе без

указания авторов. Здесь заключается тот существенный смысл, что результаты

конференции идей являются как бы коллективным трудом.

    

Деловые игры

 

Деловые игры представляют собой метод имитации принятия управленческих и

других решении в различных ситуациях (производственных и непроизводственных)

путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ.

Проигрывается множество ситуаций как бы произвольных. В действительности же в

силу специфически дискуссионных приемов, плодотворность которых отмечали еще

древние («истина рождается в споре») возникает ряд альтернативных решении.

    

Методы экспертных оценок

 

Сущность этих методов состоит в использовании опыта работы эрудиции и

интуиции высококвалифицированных специалистов способных находить решения в

условиях трудно формализуемых ситуаций и недостаточной информации. Методы

экспертных оценок позволяют квалифицировать (количественно выразить)

качественные характеристики изучаемого объекта. При этом реализуются

возможности системного подхода, поскольку интегрально используется

информация, которой владеет группа экспертов.

    

Методы направленного поиска решения инженерных задач

   Теория и

алгоритм решения изобретательских задач (ТРИЗ и ЛРИЗ) Г.С. Альтшуллера.

Эти приемы разработаны известным изобретателем Г.С. Альтщуллером [12-14]. В

основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем ,

а также патентный фонд, содержащий описание многих миллионов изобретений,

справочный фонд физических эффектов и явлений. На базе ТРИЗ создан ряд

алгоритмов решения изобретательских задач АРИЗ 77 и ТРИЗ-85 как альтернатива

малоэффективному и неперспективному старому способу «проб и ошибок» и другим

методам.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является в настоящее время

единственной методологией поиска новых решений, дающей стабильные

положительные результаты, доступной для массового изучения и использования в

производственных условиях. Так считают многие сторонники и последователи Г С

Альтшуллера разработавшие «изобретающую машину».

Теоретическим фундаментом ТРИЗ, наряду с законами развития технических

систем, является анализ и обработка больших массивов патентной информации. В

качестве ключевых понятий в ТРИЗ выступают:

- изобретательская ситуация (описание  технической системы с указанием  на тот

либо иной недостаток);

- техническое противоречие. Это  понятие основывается на том, что поскольку

техническая система представляет собой целостный «организм» (систему), то

попытки улучшения одной ее части (функции, свойства) приводят к неминуемому

ухудшению других частей.

Решить изобретательскую задачу - значит выявить и устранить техническое

противоречие.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - пример применения

материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического

творчества. Методика основана на учении о технических противоречиях (ТРИЗ).

«Процесс решения - это последовательность операций по выявлению, уточнению и

преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и

активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный

конечный результат (ИКР), т.е. идеальное решение, способ, устройство» [24].

    

Синектика

 

В основу синектики (синектика – греч. совмещение разнородных элементов)

положен мозговой штурм, отличающийся от обычного тем, что здесь используются

постоянные группы, составленные из специалистов разных профессий.

Рекомендуется, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед

началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы, что позволяет им

абстрагироваться от привычного стереотипа мышления, успешнее преодолевать

психологическую инерцию мышления. Ибо, как считают авторы метода, умственная

деятельность человека более продуктивна в новой, незнакомой ему обстановке.

    

Метод контрольных вопросов

 

Метод контрольных вопросов [20, 31] позволяет с помощью наводящих вопросов

подвести к решению задачи. В практике изобретательства применяются специально

разработанные вопросники, например «Контрольные вопросы для рационализации

узлов», «Контрольные вопросы для рационализации деталей» и др.

    

Метод контрольных вопросов

 

Каждый участник получает блокнот, в который в общих чертах ежедневно заносит

возникающие в рассматриваемой проблеме идеи. Одновременно формулируются

наиболее целесообразные направления исследования на последующие этапы

работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, хотя и находящиеся несколько

в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным

для нахождения конечного решения.

Участники в конце работы сдают свои блокноты руководителю группы для

систематизации материалов. Затем следует творческое обсуждение

систематизированного материала всеми членами группы. Для выбора

окончательного решения используется «мозговой штурм» или иной аналогичный

метод.

    

Метод морфологического анализа

 

Метод основан на комбинаторике те на систематическом исследовании всех

возможных вариантов, вытекающих из закономерностей строения (морфологии)

анализируемого объекта.

Путем комбинирования получают большое число различных решений (известных и

новых), ряд которых представляет практический интерес.

    

Метод «матриц открытия»

 

Здесь, как и в морфологическом методе исследуются все мыслимые варианты,

вытекающие из закономерностей морфологии совершенствуемого объекта. Суть

метода в построении таблицы, в которой пересекаются два ряда характеристик

вертикальный и горизонтальный.

    

Стратегия семикратного поиска

 

Стратегия семикратного поиска представляет собой системное многократное

применение матрицы 7х7 («семь в квадрате») таблиц и некоторых приемов.

    

Метод функционального изобретательства

 

Метод функционального изобретательства предназначен для ситуаций, в которых

существующие конструкции достигли предела своего развития.

Метод функционального изобретательства включает следующие основные этапы [20].

1. Определение функции каждого  конкретного элемента существующего решения.

2. Определение основной функции  по отношению к которой другие  выступают в

качестве вспомогательных.

3. Определение изменении основной  функции которые могут привести  к

совершенствованию данной конструкции.

4. Объединение результатов второго  и третьего этапов для нахождения  новой

(измененной) основной функции.

5. Поиск альтернативных решений  деления новой основной функции  на

вспомогательные и закрепление каждой из них за конкретным элементом

конструкции.

    

Стратегия системного поиска резервов

 

Стратегия системного поиска резервов выражает методику, обеспечивающую

выявление резервов в местах их наибольшей концентрации [20]. Основана она на

специально разработанных принципах принципы совместной работы технических

служб принципы оптимальной детализации принципы последователь ности С1адии

принцип предпочтения (приоритета) и др.

    

Другие методы

 

В обзорах современных методов принятия решении [31, 24, 18, 8] отмечается что

в настоящее время имеется уже несколько сотен методов, что они ориентированы

на различные классы задач, и их авторы не имеют общих позиции на природу

инженерного творчества. Отсутствует установившаяся классификация этих

методов. Например автор [31] выделяет четыре группы методов.

     1 Методы случайного поиска (мозгового штурма, записной книжки Хефеле,

фокальных объектов, гирлянд Крика, правила Тринга и Лейтуэйта, контрольные

вопросы Осборна, рекомендации и вопросы Эйлоарта, советы и вопросы Пойа,

постановка новых целей, синектика, интегральный метод «Метра»).

     2 Методы функционально структурного исследования (морфологический ящик,

матриц открытия, десятичные матрицы поиска, комбинаторики, ступенчатого

подхода, функционального изобретательства, проектирования Фанге,

конструирование по Байтцу, алгоритмический избирательный метод конструирования

по каталогам, системное конструирование по Ханзену, методическое

конструирование по Роденакеру, синтез изделии по Тьялве, конструирование по

Келлеру, вепольныи анализ)

     3 Методы логического поиска (метод Баргини, АРИЗ, обобщенный

эвристический алгоритм, комплексный метод поиска).

     4 Проблемно-ориентировочные методы (фундаментальный метод проектирования

Матчетта, индуцирование психоинтеллектуальной деятельности систематической

эвристики).

    

Что общего между различным.

 

У многих зрелых инженеров ученых, педагогов на основе большого личного опыта

вырабатывается «своя» система принятия решении. Существуют многие приемы

активизации творческой деятельности, иногда коллективные в виде мозгового

штурма и др. Есть ли что то общее между этими многообразными приемами? Нельзя

ли выделить общие принципиальные положения среди этих вроде бы разных

подходов?

Если бы удалось, то была бы выделена теоретическая основа для методов

принятия решении.

Есть ли общее между алгоритмами изобретательской деятельности Альтшуллера и

Балашова, принципами Ощепкова и методами Акоффа, логикой, инверсологиеи,

синектикой, эвристическим поиском и многими другими формами творческого

подхода и активизации мышления в проблеме принятия решения?

Ответ на эти сложные вопросы может содержаться в том, что общим здесь

является диалектическая материалистическая позиция, системным подход как

Информация о работе Диалектика инженерного творчества