Диалектика инженерного творчества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 06:54, реферат
Краткое описание
Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Наше общество связывает свои надежды с ожидаемыми переменами. В этих условиях недопустимо оставаться на позициях формализма и догматизма, которые в инженерной, особенно научной и учебной деятельности, нивелируют способности и оставляют в тени творческую индивидуальность личности.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ....................................................................2 2. ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ ТВОРЧЕСТВА.................... 3 2.1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА................................................4 Что есть система...............................................................4 Зачем нужен системный подход...................................................7 Функционально-структурный подход...............................................8 Философская сущность системного подхода.......................................10 2.2 ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ..................................11 Фундаментальные основы инженерного искусства..................................11 Существуют ли объективные законы развития техники?............................12 Законы и закономерности развития антропогенных систем.........................17 2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.............................23 Вам нужно принять решение.....................................................23 Принятие решений. Что это такое...............................................24 Обучают ли методам принятия решений...........................................27 Как думать и над чем думать...................................................27 Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия решений......27 Методы направленного поиска решения инженерных задач..........................31 Что общего между различным....................................................33 О "человеческом факторе " в принятии решений..................................34 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................35 Литература..............................
Вложенные файлы: 1 файл
мировоззрение, как методология. Многообразие
формы, структуры зависит от
конкретизации условий, места и времени
поставленных функции (целей),
специализации деятельности. Отсюда
практический вывод: овладев системным
подходом к принятию решений, можно быстрее
постигнуть и выбрать для своей
деятельности наиболее приемлемые методы
принятия решений.
Главное здесь учиться не только правилам
и приемам мышления (что бесспорно
важно), но и диалектике, т.е. умению
в развитии (движении) находить и
преодолевать противоречия на научно
материалистической основе.
Системный подход к принятию решений
состоит в следующем:
1. Принятие решения является
не начальным, а завершающим этапом
творческого
цикла, который начинается с выделения
системы, определяющей проблемную
ситуацию, затем продолжается в выявлении
тех закономерностей, по которым
развивается и функционирует данная
система, и только потом наступает этап
выбора метода принятия решения.
2. Возможность выбора из многообразия
методов принятия решений обеспечивается
использованием функционально-структурного
подхода.
О "человеческом
факторе " в принятии решений
Процесс принятия решения даже в технических
вопросах нельзя отделить от
"человеческого фактора "
- от психологических и социально-экономических
факторов, от особенностей личности,
в частности смелости и умения ввести
(включить) в решение некоторую
степень риска. Под риском понимается
не
поведение игрока, а умение качественно
учесть интуитивно некоторые факторы.
По мнению профессора В. Абчукa, ученого
в области исследования операций:
«Выработка верных решений - это не только
наука. Наряду с исследованием
операций для обоснованного выбора сегодня,
как и в прошлом, большое значение
имеют знание конкретного дела, а также
интуиция, опыт, чутье все то, что
называется словом “искусство”. Но ведь
между наукой и искусством нет
непроходимой пропасти. Наука, говорит,
прежде всего мера. А искусство –
чувство меры. В их единстве и рождается
высшая мудрость.
Исследование операции - важнейший инструмент
для выработки концентрированной
мудрости - верных решений во всех областях
целенаправленной деятельности
человека могучее средство повышения
эффективности и качества общественного
производств.
Сегодня предмет исследование операции
включен в программы ряда вузов. Дело
явно идет к тому, чтобы завтра основами
столь нужного знания овладели еще в
школе».
Необходимо добавить, что сегодня еще
многие и многие вопросы являются
искусством. Всегда, как не велики будут
успехи формализации принятия решении
будет существовать область недоступная,
где властвует человек.
Это не только область эмоции вкусов
воспитания и становления личности. Наука
принятия решений, ЭВМ и техника
будут мощным инструментом в руках людей
доставляя им варианты из области хороших
решении. Ставить задачу и принимать
окончательное решение будет человек.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляя процесс инженерного творчества
как связь трех неразрывных
составляющих: системный подход – законы
развития – принятие решений в
соответствии с положениями материалистической
диалектики и, рассмотрев каждую
их составляющих, мы убедились в эффективности
и необходимости их применения в
инженерном творчестве.
В соответствии с этим раскроем смысл
вкладываемый в концепцию современного
взгляда на научную инженерную и учебную
деятельности.
- Во-первых, мировоззренческая позиция,
основанная на диалектическом
материализме. И находит эта позиция
свое отражение в системном (функционально
структурном) подходе.
- Во-вторых, применяя системный
подход к техническим системам,
мы базируемся
на законах и закономерностях их развития.
- В третьих результатом системного
подхода к задачам развития
техники
является принятие решения, которое выражает
процесс вскрытия и преодоления
противоречий. Здесь весьма важно владеть
разнообразными методами активизации
творческого мышления и использовать
накопленные в различных отраслях техники
опыт, банки данных.
Таким образом, ученый, инженер, педагог
на основе системного подхода опираясь
на законы развития техники может принимать
эффективные решения в своей
научной инженерной и учебной деятельности.
Что же необходимо делать?
Сейчас необходимо осознать, что действующая
испокон веков система образования
носит не творческий, а информационный
характер. Да, так было всегда, но так
не может оставаться дальше.
Принимающему решение не легко расстаться
с возвышающей мыслью о себе, о том,
что только его «гении», а не сознательная
системная творческая деятельность в
союзе с наукой, опираясь на законы природы
и законы развития техники, ведет
дело кратчайшим путем к успеху.
Нужно перешагнуть высокий барьер предубежденности,
чтобы практически
осознать, что диалектический материализм
это не то, что находится за дверьми
кафедры философии, а мировоззрение,
которое определяет деятельность человека
в технике и в обществе.
В последнее время начались успешные
исследования в области философского
осмысления технических наук инженерной
деятельности и проектирования. Время
меняет подход к изучению философских
и социальных проблем научно технического
прогресса.
Нам с вами нужны конкретные знания о
системности мира, о человеке, о законах
развития техники и методах принятия
решении. Необходимо овладеть методологией
научно технического творчества, осмыслить
с этих позиции «свою» научную,
инженерную, учебную деятельность. Актуальной
задачей нашего времени является
дальнейшее развитие и конкретизация
в различных областях изложенной выше
современной концепции.
Для этого необходима активная творческая
работа (содружество) философов и
представителей конкретных специальностей
(инженеров, ученых, педагогов)
Таким путем мы будем успешно содействовать
научно-техническому прогрессу,
эффективному развитию нашего общества.
Литература
1. Уемов А. И. Системный подход
и общая теория систем М.: Мысль
1982 246с.
2. Балашов Е. П. Эволюционный синтез
систем М.: Радио и связь. 1985 328с
3. Кузьмин П. К. Принципы системности
в теории и методологии К. Маркса.
М.
Политиздат, 1986. 399с.
4. Самарин В. В. Техника и общество.
Социально философские проблемы
развития
техники. М.: Мысль 1988. 143с.
5. Саймон Герберт. Наука об искусственном.
М. Мир 1972 216с.
6. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности
ее развития. // Вопросы
философии. 1985. №8 С 16-24
7. Половинкин А. И. Законы строения
и развития техники. Волгоград
Волгоградский политехн. ин-т 1985. 202с
8. Половинкин А. И. Основы инженерного
творчества. М.: Машиностроение. 1990.
322с
9. Злотин Б. Л. Зусман А. И. Законы
развития и прогнозирования технических
систем. Методические рекомендации. Кишинев.
Картя Молдовеняске. 1993. 114с
10. Половинкин А И. Методы инженерного
творчества. Учебное пособие.
Волгоград: Волгоградский политехн.
ин-т, 1984. 364с.
11. Альтшуллер Г. С. Злотин Б. Л. Филатов
В .И. Профессия — поиск нового.
Кишиней. Картя Молдовеняске. 1985. 242с.
12. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства,
2-е изд. М.: Московский
рабочий. 1973,164с.
13. Альтшуллер Г.С. Творчество как
точная наука. М.: Сов радио, 1979, 216с.
14. Альтшулдер Г.С. Найти идею. Введение
в теорию решения изобретательских
задач. Новосибирск: Наука. 1985. 196с
15. Белозерцев В.И. Диалектика развития
техники. М.: Знание. 1974. 142с.
16. Акофф Р. Искусство решения
проблем. Пер. с анг. М.: Мир. 1982. 214с.
17. Эдвард де Боно. Рождение новой
идеи. М.: Прогресс. 1976. 250с.
18. Джонс Дж К Методы проектирования
Пер с анг 2-е изд М Мир 1991.
326с
19. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной
деятельности студентов.
Научно-методическое пособие. М.: Высшая
школа. 1982. 223с.
20. Справочник по функционально
стоимостному анализу (ФСА) .М.: Финансы
и
статистика. 1992. 431с.
21. Автоматизация поискового конструирования.
Под. Ред. А. И. Половинкина.
М.: Радио и связь. 1981. 312с.
22. Диксон Дж. Проектирование систем.
Изобретательство анализ принятие
решении. М.: Наука. 1969. 150с.
23. Советский энциклопедический
словарь 4-е изд. М.: Сов/ Энциклопедия.
1989.
24. Чус А. В. Демченко В.Н. Основы
технического творчества (учебное
пособие).
Киев: Вища школа. 1983. 184с.
25. Абовский Н. П. Воловик А.Я. Современный
взгляд на научную инженерную и
учебную деятельность. Красноярск. 1991.
68с.
26. Абовский Н. П. Воловик А.Я. Системный
подход в научно техническом
творчестве. Красноярск. Отдел.: Стройиздат.
1992.
27. Диалектика и системный анализ.
М.: Наука. 1986. 336с.
28. Гвишиане Д. М. Диалектико-материалистическое
основание системных
исследований. [27] С 5—27.
29. Материалистическая диалектика
как общая теория развития. М.:
Наука. 1987.
559с.
30. Сборник «Философско-методологические
проблемы технических наук». / Сост.
и автор предисловия М. М. Гусев. М.: Московский
рабочий, 1986. 264 с.
31. Кудрявцев А.В. Обзор методов
создания новых технических решений
(конспект
лекций) М.: ВНИИГТИ, 1988. 52с.
32. Ларичев О. И. Системный анализ
и принятие решений. [27] С 219-237.
33. Белозеров В. И. Диалектический
материализм и технознание. Воронеж:
Изд-во
Воронежского ун-та, 1980.
25. Абовский Н. П. Творчество. Системный
подход. Законы развития. Принятие
решений. 1998.
Информация о работе Диалектика инженерного творчества