Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие русской философии.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)
  1. Возникновение и развитие русской философии

Вопрос о  происхождении русской философии  спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а  вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании  русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских  идеях,  которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.

Принятие  христианства приобщало Древнюю  Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже  встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Ответы на философские вопросы находятся  в летописях, сказаниях и повестях, в проповедях, поучениях и молениях, где они, как правило, облекались в религиозную форму. Например, изложение  библейской легенды дается в так  называемой «Речи философа», которая  входит в летопись «Повесть временных  лет». Ценность этого произведения в том, что фактический материал летописи дает возможность судить об исторических путях развития Древней  Руси, в осуждении междоусобиц, попытке  осмыслить русскую историю как  часть мировой.

В «Послании» киевского митрополита Никифора Владимиру Мономаху (XII в.) ставился вопрос о человеке, душе, разуме и  чувствах, как источниках знания. Никифор  доказывал, что человек создан Богом  и состоит из духовного и телесного  начала. Между телом и душой  — постоянная вражда. Совершенным  является состояние, когда дух господствует над плотью. Сама душа бессмертна, находится  в голове, обладает тремя силами: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). На первом месте ум, так как  старее и выше всех, с его помощью  человек познает мир и Бога. Чувства (слух, обоняние, вкус, осязание и зрение) — «слуги» души. Главным  из них является зрение.

В «Повести временных  лет», «Поучении Владимира Мономаха»  излагались этические принципы эпохи  раннего феодализма: «Не надо завидовать творящим беззаконие, ибо они будут  наказаны Богом. Надо избегать лжи, пьянства, лени, а творить добро, иметь душу чистую, подавлять гнев, помогать бедным...»

В XIII-XIV вв. на Руси появляются переработанные и дополненные  византийские философские труды: «Толковая  Палея», «Пчела», «Диоптра» и другие.

«Толковая Палея» — это трактат о сотворении мира и библейской истории, но в ней  много материала не из библейских книг. В ней ставился вопрос о  соотношении души и тела.

В этом произведении признается свобода воли, осуждается астрология, даются естественные и  сверхъестественные объяснения происхождения  грома, молнии, огня, дождя.

«Пчела» —  это сборник отрывков из трудов Платона, Аристотеля, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Сократа, Эсхила, Эврипида, Софокла  и многих других. В ней прославляется  мудрость и добродетель, то есть речь идет о морали, долге.

В XIV в. появляется философское произведение «Диоптра» («Зерцало»). Написано в форме диалога  души и тела. Ставится вопрос о соотношении  души и тела, о Боге, о человеке и его характере, об устройстве Вселенной, о кончине мира и страшном суде.

В социальной философии главными идеями были осуждение  междоусобиц («Повести временных лет», «Слове о полку Игореве»), позднее (под воздействием татаро-монгольского ига) появилась идея централизованного  государства. В это время, в XIV-XV вв. начинает возвышаться Московское княжество  как центр складывающегося русского государства. В этот период в идеологической борьбе и находят отражение государственно-объединительные  тенденции.

К середине XVI в. относится выступление общественного  деятеля и мыслителя Ивана  Пересветова — современника Ивана  Грозного (есть гипотеза, что под  этим псевдонимом выступал сам Иван Грозный). Пересветов видел вред сепаратизма, самовластия вельмож, осуждал бояр и удельных князей. Боярству он противопоставлял служилое дворянство. Он за единое централизованное государство, за единодержавие, но и  против кабальной зависимости людей, так как в ней — источник зла в государстве. Сочинения  Пересветова написаны в форме  «челобитных», «сказаний» о царе Константине, о Магомете Солтане, в форме предсказаний.

Философские доводы приводили и участники  знаменитого спора между «осифлянами» и «нестяжателями» (XV в.).

Иосиф Волоцкий — глава осифлян ставил духовную власть выше светской, был против секуляризации  монастырских земель. По его мнению, сильная церковная власть нужна, так как без нее государь бессилен.

«Нестяжатели» (Нил Сорский и Василий Патрикеев  во главе) были противниками монастырского  землевладения. Они считали, что  церковь не должна вмешиваться в  дела светской власти, земля должна подлежать секуляризации. Они скептически  относились к пышной обрядности, сомневались  в чудесах святых, выступали против казни еретиков.

Философские идеи развивались в ересях. Ереси — это то, что направлено против официальной религии.

В XVI в. еретические  идеи проповедовали Матвей Башкин и  Феодосий Косой. Матвей Башкин рассматривал Христа как обыкновенного человека, как учителя, не более. Исходя из того, что «все люди братья», он отрицал  крепостное право, своих крепостных отпустил на волю. Был осужден и  сослан в монастырь.

Феодосий  Косой — холоп. Его произведения не дошли, но известно, что он отрицал  исповеди и причастие, иконы, молитвы, посты, веру в троичность Бога. Христос, Богоматерь — это простые люди. Обряды же выдуманы церковниками из корысти. Выдвигал идею равенства всех перед  Богом, а потому требовал уничтожить имущественное и общественное неравенство. Был сослан в монастырь, оттуда бежал.

С XVIII в. в России начинают складываться новые, по существу буржуазные экономические отношения. Одновременно происходит слияние всех русских земель в одно целое. Формируется  русская нация, укрепляется абсолютная монархия. Развитие товаро-денежных отношений, рыночных связей вызвало к жизни  реформы Петра I. Главными идеологами петровских реформ были: Ф.Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др. Их называли «ученой дружиной». Русская философская  мысль быстро освоила то, что западные философы создавали веками. В онтологии  русских философов мы встречаем идеи пантеизма, деизма, механистического материализма, в социальной философии — идеи естественных прав и общественного договора и т.д.

Развитие  экономики и культуры в начале XVIII в., ускоренное петровскими преобразованиями, определило быстрый рост естественнонаучного  знания. На этот период приходится деятельность Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Он заложил основы материалистической традиции в русской философии. Он настаивал на том, чтобы наука руководствовалась своими собственными принципами, вырабатывала свой метод исследования. Наука должна опираться на факты, а философия должна быть рука об руку с естествознанием, а не ссылаться на библейские предания.

Материя, по Ломоносову, есть протяженное, делимое на нечувствительные части, есть то, из чего состоит тело, от чего зависит его сущность. Законы природы имеют естественное происхождение. Он считал материальными свет, электричество, магнетизм, теплоту, холод. Первичные  и вторичные качества у него объективны. В основе мироздания — монады или  атомы. Они неделимы, но имеют вес, тяжесть, протяженность, силу инерции.

Ломоносов теоретически и экспериментально обосновал закон  сохранения материи и движения в  природе (за 39 лет до Лавуазье): «Сколько к чему прибавилось, столько же отнимется  от другого». Исходя из этого закона, поставил вопрос об источнике движения, рассматривая его как неотъемлемое внутреннее свойство материи. Ломоносов  обосновал механическую теорию теплоты (критиковал теорию теплорода).

Исследуя  происхождение угля, руды, нефти, почвы, гор, янтаря, пришел к выводу, что  наша планета более древняя, чем  учит церковь. Он говорил о беспредельности  миров, предположил возможность  жизни на других планетах.

В теории познания придерживался материалистических принципов. Исходным началом считал внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. В целом его материализм  был механистическим.

К выдающимся деятелям русского просвещения принадлежит Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Учился в Москве, Лейпциге. Служил в Сенате, таможне. В 1790 г. написал «Путешествие из Петербурга в Москву», затем оду «Вольность». В «Путешествии…» он объявил крепостное право и самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Радищев считал, что общество должно строиться на основе общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и имущественном равенстве. Он критиковал идеализм, мистику, осуждал церковь за то, что она против народа, что церковники — изобретатели оков человеческого разума. Критиковал учение религии о бессмертии души и мистическое учение о переселении душ. Отвергал учение о первопричине (то есть деизм). Природу рассматривал как проявление разных форм «телесности». К телесности он относил свет, магнетизм, эфир. Сторонник теории сохранения вещества и движения в природе. Он искал то, что отделяет человека от животных. Это, по его мнению, прямохождение, изящность чувств, речь, нравственность, разум.

В теории познания Радищев отрицает врожденные идеи и  понятия. «Ребенок не мыслит, вместе со смертью умирает и орган мысли». Познание совершается через опыт и рассуждение. В процессе познания чувственность, рассудок, память, понятие  выступают не раздельно, а как  нечто единое.

Радищев считал, что движущей силой общественного  прогресса является человеческий разум, просвещение. Признавал активную роль народа, но не отрицал роли личности. Однако в отличие от других просветителей  не считал, что они появляются случайно. Большую роль в историческом прогрессе  отводил географической среде. «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека. Климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов. Рабство не вечно, оно от обстоятельств, нужды, насилия. Народы все равны». Он считал, что республиканско-демократическое правление возможно в любой стране. Отсюда критиковал рабство, работорговлю и колониализм, говоря о США.

2. Русская философия XIX века

В ходе Отечественной  войны 1812 года русские солдаты и  офицеры познакомились с жизнью Западной Европы. Неизбежность падения  крепостного права в начале XIX века стала очевидна многим. Но вопрос о крепостном праве рассматривался как вопрос о судьбе и предназначении России. Идеологи крепостнического лагеря выдвинули принципы: «православия, самодержавия и соборности (народности)», как якобы присущие русскому народу от природы. По многим вопросам к ним  примыкали и славянофилы. Они, если и критиковали отдельные стороны самодержавия, то в целом считали его исконной формой правления русского народа. Они тоже приписывали русскому народу покорность царизму и помещикам, исконную религиозность, мистицизм и аскетизм, но идеализировали Допетровскую Русь, патриархальную крестьянскую общину, противопоставляли Запад и Россию.

Западники считали, что у Руси нет особого пути, поэтому они ориентировались на Европу.  Первым западником  считается Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). (Прототип Чацкого в «Горе от ума» А. Грибоедова. Он оставил службу в тот момент, когда его ждала блестящая карьера.) До 1825 г. был связан с декабристами. Антикрепостнические идеи изложил в первом «Философическом письме», в 1836 г. напечатанном в журнале «Телескоп». За это письмо он был официально объявлен сумасшедшим. Журнал был закрыт, люди разжалованы. В письме (всего их было восемь, но напечатано только первое) он идеализировал Запад, ставил в заслугу католицизму то, что он объединяет народы. Он говорил: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать». Причину отсталости и бед России он видел в неправильном религиозном выборе — в принятии византийского православия. В России беззаконие, крепостническое рабство, нет идей долга, справедливости, права, порядка. Впоследствии Чаадаев немного изменил взгляды, причиной стал считать географический фактор.

Славянофилы

 

Своеобразным  направлением в русской философии  явилось славянофильство, яркими представителями  которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской  мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом  историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы  видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею Чувстве “обманутой надежды” и “безотрадной пустоты”. По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном Представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и. о ее “центральных силах” (Хомяков) о “внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — “водящий разум”, или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира, или “водящий разум”, может быть лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой “разумной зрячестью” или “живознанием”, исходным началом которых является “народная вера”. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

 

Историческое  значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии  русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы “сверху”, славянофилы объективно были. выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.

 

§ 5. Западники

 

К западникам относятся выдающиеся мыслители  — В.Г. Белинский (1811—1848), Н.Г. Чернышевский (1828—1889), Н.А. Добролюбов (1836—1864), Д.И. Писарев (1840—1868), А.И. Герцен (1812—1870). Это талантливые  литературные критики, философствующие  публицисты, общественные деятели. Западники  прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения  гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись  к материализму, стремясь, однако, сохранить  диалектический метод Г. Гегеля "1" . Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. (Выдающаяся роль в исследовании функций мозга  принадлежит русскому физиологу  И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.) Среди  западников в философском отношении  особо выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень  важно, экономическими аспектами: для  человека очень существенны реальные условия его бытия. В области  этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею “разумного эгоизма”, и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд “Об  эстетическом отношении к действительности”) Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, “прекрасное — это жизнь”. Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"