Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие русской философии.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

 

Основная  идея славянофилов — только истинное не искаженное христианство — Православие  может дать человеку духовную цельность. Только возвращение к Православию  устранит ту духовную раздвоенность, которой  страдает русское образованное общество со времен Петровской революции. "Для  цельной истины, — пишет И. Киреевский, — нужна цельность разума. Главный  характер верующего мышления заключается  в стремлении собрать все отдельные  части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где  разум и воля, и чувство и  совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и справедливое, и милосердное, и весь объем умасливается в одно живое единство, и таким  образом восстанавливается существенная личность человека в ее первоначальной неделимости"/2/.

 

Спасение  России, по мнению И. Киреевского, заключается  в освобождении ее умственной жизни "от искажающих влияний постороннего просвещения". "Глубокое, живое  и чистое любомудрие св. Отцов представляет зародыш высшего философского начала: простое развитие его, соответственно современному состоянию науки и, сообразное требованиям и вопросам современного разума, составило бы само собой новую науку мышления" /3/.  Киреевский и Хомяков понимали, что русская мысль более глубоко  укорененная в христианстве, чем  западная, способна выдвинуть новые  начала в философии и других областях умственной деятельности. Спасение России — в развитии православного просвещения  и православной культуры, а не в  подражании культуре европейской. России необходимо, чтобы "православное просвещение  овладело всем умственным движением  современного мира, чтобы, обогатившись мирской мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила  свое господство над относительными истинами человеческого разума".

 

Блестящий анализ противоречивости русских и европейских  принципов дан И. В. Киреевским в  статье "О характере просвещения  Европы и его отношения к просвещению  России".

 

И.В. Киреевский раскрыл внутреннюю связь протестантизма с католицизмом, которая выразилась в том, что в ходе Реформации в  протестантизме односторонне усилились  рассудочные начала, заложенные еще  в схоластике Средневековья. Это  привело к полному господству рационализма. По этой причине европейская  культура пришла к недооценке духовных основ жизни и атеизму, отрицающему  религиозную веру, то есть саму движущую силу истории.

 

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое “в полноте своего божественного  учения представляло идеи единства и  свободы неразрывно соединенными в  нравственном законе взаимной любви”.

 

Склад ума, находимый  Киреевским у Восточных Отцов  Церкви, - “безмятежная внутренняя целость  духа” как основа всего поведения  и мышления. Вместе с христианством  этот тип духовной культуры был усвоен русским народом, культура которого была чрезвычайно высока в XII-XIII веках.

 

В истории  России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился  “дух народа”, благодаря которому народ становится подлинным субъектом  исторического процесса.

 

“Русский  дух создал самую русскую землю  в бесконечном ее объеме, ибо это  дело не плоти, а духа; он выработал  в народе все его несокрушимые силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смирение”.

 

Можно соглашаться  или не соглашаться с данной оценкой  характера русского народа, но то, что  в качестве народа выступает не просто совокупность людей, население, а люди, объединенные общей исторической судьбой  и общими духовными ценностями и  идеалами, не подлежит сомнению. Величайшая заслуга славянофилов заключается  в том, что они стали рассматривать  нацию как духовное явление.

 

Славянофилы придерживались органического взгляда  на общество как на естественно сложившуюся  общность людей, имеющую собственные  принципы организации жизни. Органический взгляд на общество означал, что его  развитие представлялось процессом  саморазвития по аналогии с явлениями  живой природы. “Жизненных начал  общества, — писал А.С. Хомяков, —  производить нельзя: они принадлежат  самому народу или самой земле”/4/ . А.С. Хомяков предупреждал об опасности  грубого вмешательства в общественную жизнь. Нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и  втискивать ее в чуждые ей формы  культуры. “Беда, — восклицает А.С. Хомяков, — когда выкидываются все  корни своего исторического дерева и превращают прошлое в чистую доску. Но не меньшая беда и тогда, когда жизнь начинают строить по умозрительной схеме, что неизбежно приведет к ее разрушению”./5/

 

Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой  которой является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах  общей ответственности, выработке  совместных решений в соответствии с голосом совести, чувством справедливости, народными обычаями было для славянофилов зримым воплощением свободной общности.

 

Общинный  дух русского народа они противопоставляли  западноевропейскому индивидуализму. И.В. Киреевский описывает различие между организацией общества в Западной Европе и в России. Если бы кто-то хотел вообразить себе западное общество времен феодализма, то ему представилось  бы множество замков , каждый из которых  замкнут, обособлен и враждебно  настроен против всех остальных. Русское  общество того же периода — это  бесчисленное множество маленьких  общин, расселенных по всей земле  русской и составляющих каждая свое согласие или свой мир. Эти маленькие  согласия сливаются в большие  согласия, которые, в свою очередь, составляют согласия областные и т.д., пока, наконец, не слагается одно общее согласие, “согласие всей русской земли, имеющее  над собою великого князя всея Руси, на котором утверждается вся  кровля общественного здания, опираются  все связи его верховного устройства”.

 

Итак, исследовав и сопоставив западноевропейскую и  русскую историю, особенности религиозной  веры, системы духовных ценностей, славянофилы  наглядно показали, что жизненные  начала России и Европы различны, что  означало неприемлемость европейских  форм жизни для России.

 

Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций  слепого подражания Европейской  культуре. Они показали что Европа, которой хотели подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация  Запада неудовлетворительна, если расценивать  ее с точки зрения высших запросов христианства. Славянофилы обратили свой взгляд на самобытные корни русской  культуры и доказали, что Россия в целом ряде случаев стоит  выше Европы. Прочное здание просвещения  России, — по мнению Киреевского, может  быть воздвигнуто только тогда, когда  образованный слой народа "наконец  полнее убедится в односторонности  европейского просвещения; когда он живее почувствует потребность  новых умственных начал; когда с  разумною жаждою правды, он обратится  к чистым источникам древней православной веры своего народа и с чутким сердцем  будет прислушиваться к ясным  еще отголоскам этой святой веры отечества  в прежней, родимой жизни России. Тогда, вырвавшись из-под гнета рассудочных  систем европейского любомудрия, русский  образованный человек... найдет самые  полные ответы на те вопросы ума  и сердца, которые больше всего  тревожат душу, обманутую последними результатами западного самосознания"/6/.

 

Славянофильство

 

а) сущность и  основные идеи

 

В 1839 г. в московских светских и литературных салонах  стала распространяться записка '' О  старом и  новом''. Её автором был  Александр Степанович Хомяков, участник кружка , в котором через много  лет встретились  повзрослевшие    друзья юного Веневитинова (братья Киреевский, А.И.Кошелев ). К ним присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы.Членов нового кружка стали называть славянофилами. Их объединяла идея о глубоком отличии России от стран Западной Европы, об особом пути её развитии. Главные особенности  России они видели в крестьянской общине и православной вере. Критически относясь к современному церковному устройству, славянофилы считали , что  православие принесло в Россию дух  братского общения и человеческой теплоты, которым отличались первые христиане. Благодаря православию  и общинности, доказывали члены кружка, в России нет внутренней борьбы, все классы и сословия мирно уживаются  друг с другом. Преобразования Петра  оценивались ими критически. Славянофилы  считали, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили её внутренний строй и  не уничтожили возможность возвращения  на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. В конце концов они сошлись  на формуле ''царю - власть, народу - мнение''. Исходя из этого, члены кружка выступали  за созыв Земского собора, отмену крепостного  права, но против конституции по западному  образцу. Славянофилы были люди неторопливые, не терпевшие городской суеты ,любившие на лето разъезжать по своим имениям ,удить рыбу и в сельском уединение  размышлять о судьбах России.

 

Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - идеализировали допетровскую Русь, настаивали на её самобытности, которую они усматривали в  крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в  стране. Россия должна была вернуться  к Земским соборам, но без крепостного  права.

 

Славянофилы в своей трактовке русской  истории исходили из православия  как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники  основывались на идеях европейского Просвещения с его культом  разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что  ни славянофильство, ни западничество  не представляли собой какую-то единую школу или единое философское  направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.

 

Заслугой  славянофилов является то, что они  не захотели больше разыгрывать унизительной роли, которую навязал России Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы государственного и культурного творчества русского народа до Петра. Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается  европейская культура далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил  что подражание Европе — гарантия здорового государственного и культурного  строительства. Славянофилы говорили: "Русские — не европейцы, они  носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий  исторического развития, не достигшей  еще такой стадии развития какую  достигла европейская культура"/7/.

 

Философско-историческая концепция славянофилов пропитана  верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить  противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей  скорее Европе нужно было догонять Россию.

 

б) Хомяков  А.С.: концепция живого знания и принцип  соборности

 

В основе славянофильского понимания русской истории лежат  общие взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленные в  незаконченном фундаментальном  труде А.С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В. Гоголем, — “Семирамида”.

 

Вместе с  Гоголем Хомяков был одним  из первых представителей образованного  общества Николаевской эпохи, который  вернулся к православному мировоззрению. И в творениях св. Отцов Православной Церкви он нашел глубокие ответы на все вопросы, которые другие представители  образованного общества искали обычно только у масонов, масонских мистиков. и учениях европейских философов, выросших зачастую под прямым воздействием вольтерьянства и масонства.

 

Изучая творения св. Отцов Хомяков пришел к мысли, что поскольку Православие содержит особое понимание христианства, оно  может стать основой для нового похода к культурному и социальному  творчеству. Так же как и Гоголь и другие славянофилы Хомяков  видел всю глубину русского своеобразия, и основу этого своеобразия видел  в Православии.

 

В своих богословских трудах  А.С. Хомяков обратился  к теме соборной  Церкви, через  которую только и может совершиться  преображение человека. В отношении  Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”. Если взять это понятие в контексте  социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную  от антагонизма, объединенных верой  в православные ценности, гарантирующие  цельность личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех.

 

Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное  учение о личности. “Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад “ /Хомяков/../8/  Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом  братской любовью к другим людям  единении во имя  Христа, - только здесь  личность обретает все свои дары, всю  полноту ее личного богатства.

 

В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается  учение о целостности в человеке, под которой он понимает  “иерархическую структуру души”: существуют  “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться  все силы нашего духа”.

 

Очевидно, что  антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В. Киреевского  о целостности духа.

 

Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении  жизни, о постоянном поиске “того  внутреннего корня разумения, где  все отдельные силы сливаются  в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/./9/

 

В основу всего  построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний человек  - это совокупность способностей человека: способности  любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний  человек - это, выражаясь языком современной  социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто  противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

 

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке “внутреннего средоточия”, -   в  “собирании сил души”. И задача эта достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные  части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где  разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются  в одно живое единство, и таким  образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости” /Киреевский/./10/

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"