Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие русской философии.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

       3. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX века

В XIX в. в России получила развитие оригинальная религиозная  философия. Религиозная философия  — это философия, а не богословие. Она есть попытка рационально  понять и обосновать религию, а затем  все существующее объяснить с  помощью этой философии.

Основная  цель русской религиозной философии  состояла в том, чтобы построить  новое мировоззрение на основе православного  христианства, раскрыть богатое содержание и жизненную действенность главных  догматов христианства. Это осуществлялось в то время, когда  в обществе распространялся нигилизм и атеизм.

Величайшим  русским философом был писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Его философия учит о человеке как существе страдающем и любящем страдание.

Сам он тоже страдал. Арест, смертный приговор, четыре года каторги, пять лет в солдатах, ссылка, болезнь (эпилепсия), смерть близких, долги, преследования.

Достоевский отвергает реальные пути борьбы с  реальным злом, так как «зло таится в глубине, никакое устройство общества не избегнет зла. Душа человека неизвестна и таинственна и нет лекарей  ее». Он предлагает уповать на Бога и страдать. «Раз человек страдает, значит ему Христос нужен. Страдание  искупает зло. Свобода — это знак высшего достоинства человека, его  богоподобия, но она переходит в  своеволие. Своеволие же порождает  зло. Отказ от свободы облегчил бы страдание. Но отказ от свободы есть неверие в человека. Отрицание  свободы есть антихристов дух. Бог-то не отнял свободу у людей, не стал их царем земным. Он отказался доказывать, что является Богом и пошел  на распятие, чтобы люди свободно избрали  его предметом любви. Великий  инквизитор [см. в книге «Братья  Карамазовы»] поступил наоборот: он отрицает свободу духа и хочет сделать  счастливыми миллионы младенцев». Но для Достоевского принудительное добро  не лучше зла. Это римская идея, это социализм. Она опирается  на разум, а не на веру. Разум же по своей природе античеловечен, это  дар дьявола. Нужна вера. Отсюда у  Достоевского совесть противопоставлена  уму. Атеизм — ложная идея, он может  атрофировать совесть. Есть вера —  есть совесть.

Другой выдающийся религиозный философ — В.С. Соловьев (1853-1900). Сын историка. Учился в Москве. Преподавал в Москве и Петербурге. Вера в незыблемость монархического правления сочеталась с выпадами против крайностей самодержавия. Он высказался за помилование цареубийц-народовольцев. Расходился со славянофилами, не разделял их идеализации старины. Его симпатия — католицизм. Главный принцип построения системы — принцип «всеединства», призванный объединить в одно целое философию, науку и теологию.

Первоначало у Соловьева — это абсолютно  сущее — Бог.

Все существующее не может быть вне божественного  мира. Природа — это только другое положение (перестановка) элементов, пребывающих  субстанцтонально в мире божественном.

Окружающий  мир, по Соловьеву, — это опрокинутое  изображение идеального мира, «обманчивый  лик всеединства». Он порождение мировой  души, результат грехопадения, отпадения  от Бога. Поэтому идеальный космос превратился в реальный хаос. Материю  Соловьев отрицал. Атомы у него —  это монады, живые и духовные. Из них образуется мир явлений.

Эволюция  мира имеет пять ступеней:

1) минеральное  царство, 
2) растительное, 
3) животное, 
4) человеческое, 
5) Божие.

Эти ступени  — результат отпадения от Бога. Параллельно процессу отпадения  от Бога происходит совершенствование  и собирание Вселенной. Так, растения вбирают в себя окружающую среду. Животные вбирают в себя растения, человек вбирает в себя животных и то, что непосредственно не ощущает  через разум. Богочеловек (на последней  ступени эволюции) объединяет все  существующее силой любви.

Выделение стадий развития — это только прием, чтобы  лучше познакомиться с сущим. Истинное состояние абсолютно сущего — это его пребывание одновременно во всех состояниях. Поэтому все, что  существует, все едино.

Соответственно  он строит и свою теорию познания. Чтобы  раскрыть абсолютную истину, необходимо установить внутренний контакт с  всеединым, а этого можно добиться путем внутреннего интуитивного созерцания. Всеединство постигается  посредством «цельного знания» (основная категория у Соловьева). Внешний  опыт дает лишь материал, а разум  — лишь форму познания. «Цельное знание» дает лишь интуитивное созерцание, вера.

Соловьев  считается отцом русской софиологии. София необходима для объяснения связи Бога с миром, так как Бог абсолютно различен с миром и в то же время его творец. Бог сам не взаимодействует с миром, значит, есть посредник — это София — премудрость Божия. В Средневековье гностики считали, что мир создан Ангелом — посредником между Богом и миром. В христианстве же между Богом и тварью ничего нет. Поэтому Соловьев и предполагает, что это София. Благодаря Софии Бог связан с миром, а мир божествен.

Идея «богочеловечества» в центре философии Соловьва. Прежде чем человек становится истинным, он долгое время находится в природном состоянии. В этом естественном состоянии люди чужды и враждебны друг другу. Идет борьба за существование. Существует неравенство.

Противники  Бога, по Соловьеву, как бы утверждают странный силлогизм: «Человек произошел  от обезьяны, поэтому мы должны любить друг друга».

По Соловьеву, Христос — идеальное воплощение Бога в человеке. Задача религии  — объединить мир в богочеловечестве. Поэтому Соловьев — сторонник  веротерпимости. Он считал, что будущее  общество — это синтез вселенской церкви и всемирной монархии (то есть «свободная теократия»). Роль мессии сыграет славянство, Россия, а не мусульманский Восток, утверждающий бесчеловечного Бога, не Запад, утверждающий безбожного человека.

В начале XX века возникло религиозно-философское течение  — «богоискательство». Среди философов лидерами богоискательства были В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков. Оппозиционность царскому режиму у них сочеталась с отрицанием революции, критика господствующей церкви — с борьбой против материализма и атеизма.

Основные  философские идеи следующие.

Эмпирический  пространственно-временной мир есть условное бытие, оно не имеет самостоятельного значения, оно кажется закономерным, оно мешает открыть истинное бытие, а это — душа человека и Бог, в единстве с которым пребывает  душа. В мистическом опыте, в таинстве раскрывается «истинное бытие», реально  сущее.

Богоискатели  считали, что христианство понимает небо как отрицание земли, поэтому  и получился дуализм плоти  и духа. Задача философии — создать  новое религиозное сознание, устраняющее  этот дуализм. Это их основные идеи. Но у каждого из них были свои особенности.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве, в семье офицера, предводителя дворянства. Предки — генералы. Учился в Киевском университете. Был сослан. Прошел путь от марксизма к идеализму, от него — к новому религиозному сознанию. В 1922 г. был выслан «философским пароходом». На Западе его называли русским Гегелем ХХ века.

Его основные труды о свободе: «Философия свободы», «О рабстве и свободе человека», «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «Самопознание» и т.д.

Он против идеологии страдания Достоевского, так как она «лишает смысла историю и отрицает задачу жизни». По Достоевскому, если кого-то ждет гибель, то я не должен спасаться, но это  отречение от спасения. Человек не должен отказываться от свободы —  говорит Бердяев.

Классовой борьбе Бердяев противопоставляет «внутренне духовное освобождение личности, человека из плена необходимости».

В основе мира у него лежит бездна (Ungrund) — ничем не обусловленная иррациональная стихия, предшествующая бытию. Из этого начала рождается Бог, творящий вселенную. Природа вторична и производна. Свобода, воля не есть природа. Воля присутствует в глубине божества и до божества. Поэтому Бог не несет ответственности за все проявления этой свободы, за зло, царящее в мире.

Высшим венцом творения (в иерархии сущего) является человек, как мера всей действительности и разгадка сотворенного бытия. Человек  — микрокосм, малое подобие вселенной, путем непосредственной интуиции схватывающий бытие. Поэтому человек и макрокосм. В нем дана разгадка тайны бытия. В нем есть все от камня до божества.

Человек может  прорваться через природную и  социальную необходимость к универсальному бытию. Так как он создан по образу и подобию божества, поэтому являетсятворцом. Смысл его жизни — творить новое в мире. Творчество — это эманация (истечение, проявление) свободы. Творчество человека — это продолжающееся вместе с Богом творение. А творчество возможно только при допущении свободы, не детерминированной бытием и не выводимой из бытия.

Философия Бердяева — это оправдание человека в творчестве и через творчество.

Бердяев отрицал  коммунизм, считая его духовным рабством, извращенной религией, подчиняющей  личность коллективу. Он считал марксизм извращенной религией коллектива, лишающей человека духовной свободы. Защищая  права и свободу личности, Бердяев  как бы готовил ее к абсолютной стойкости перед невиданным еще врагом — тоталитаризмом. «Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать», — писал он.

В основе теории познания у него тоже лежит идея свободы. Разум человека — малый  разум, он не может доказать реальность бытия. Он всегда противопоставляет  субъект и объект. Он основан на знании, а знание всегда принудительно. Большой разум — Логос постигает  тождество субъекта и объекта. Он мистичен, основан на вере, а вера свободна. Знание основано на вере, оно  питается тем, что дает вера. (Например, вся наука покоится на законе сохранения энергии, но он дан лишь вере, как  и атомистическая теория.) Поэтому  вера и есть истинный разум. Нужно  отречься от малого разума в пользу большого — Логоса. Тогда человек  познает Разум мира, Смысл мира, который дан лишь в божественном откровении. Лишь религиозные философы возвышаются над «мудростью мира сего» и становятся «безумными», то есть «мудрыми». «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом».

В естественном откровении (то есть в естествознании) философы прикасаются к мировому разуму, но рационалисты и позитивисты  отрицают мировой разум, поклоняются  рассудочности человека, отсекают его  от объекта, от космоса, от вселенной. Научное  знание тоже открывает тайны природы, но это неполное знание объекта, полнота  живого опыта дана лишь в мистическом  восприятии. Без религиозного питания  философия чахнет, превращается в  паразита.

В политике Бердяев  часто менял свои взгляды. Приветствовал  Февральскую революцию, так как  считал ее возмездием. Принципиальный противник коммунизма, в 20-х годах  подчеркивал положительные последствия  Октября, так как он приобщил к  активной исторической деятельности новые  слои русского народа. В войну видел  в СССР спасителя народов. Надеялся на перемены и возвращение на Родину.

4. Русский космизм

В конце XIX - начале XX в. в России появилось философское  направление, утверждавшее взгляд на человека как существа, самим Богом предназначенного для преобразования космоса, всего  мироздания в целом. Отсюда идеи:

·  Н.Ф. Федорова о необходимости воскрешения всех умерших во плоти и заселении человеком всего Космоса;

·  всеединства В.С. Соловьева;

·  С.Н. Булгакова об очеловечении природы (как незавершенного творения Бога) посредством хозяйственной деятельности человека;

·  Н.А. Бердяева о творчестве, как основной задаче человека в силу его богоподобия, которое проявляется в продолжающемся творении мира;

·  В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу (сферу разума);

·  К.Э. Циолковского о возможности полета в Космос и стремление на практике реализовать такую возможность.

Космос в  русской философии рассматривается  как незавершенное творение Бога, которое нуждается в дальнейшем совершенствовании.  Человек создан свободным по подобию Бога для дальнейшего сотворчества. Он творец, художник мира. Его деятельность очеловечит, одухотворит  Космос.

5. Марксизм в России

В 60-90-х гг. XIX в. Россия стала капиталистической  страной, но развитие капитализма шло  по прусскому пути (то есть с охранением феодальных пережитков, а значит, мучительному для народа). [Противоположный путь — американский, фермерский]

В 70-е гг. возникли первые рабочие организации —  «Южно-российский союз рабочих» (1875), «Северный  союз рабочих» (1878). В 80-х гг. появились  первые марксистские кружки: группа Д. Благоева, П.В. Точисского. Но идеи марксизма  не получили широкого распространения. В то время была широко распространена идеология народничества, утверждавшая, что Россия придет к социализму через  общину, а главной силой революции  будет крестьянство. Главным двигателем истории народники считали не народные массы, а героев — критически мыслящих личностей.

Первые марксисты  стремились опровергнуть воззрения  народников и доказать применимость марксизма к России. Первая российская марксистская организация была создана  Г.В. Плехановым в 1883 г. в Женеве.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. (в то время студент горного института) примкнул к народничеству. В 1876 г. во время демонстрации у Казанского собора призвал к открытой борьбе с самодержавием. После раскола «Земли и воли» создал организацию «Черный передел» (1879). В 1882 г. перевел «Манифест коммунистической партии» и в 1883 г. объявил о разрыве с народничеством и создал марксистскую организацию «Освобождение труда».

В первых марксистских работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» критиковал народничество, его идеалистические  философские и социологические  воззрения. Он показал, что Россия уже  идет по капиталистическому пути, крестьянская община уже разлагается на кулачество и бедноту, в стране растет промышленный пролетариат.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"