Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие русской философии.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

 

Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герценa, — это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в  котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого  ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение  перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. В молодости он был глубоко  верующим, впоследствии разделял идеи атеизма, говоря точнее, находился в  поисках и колебаниях в этом вопросе. Герцен уделил особое внимание взаимоотношению  личности и общества; он критиковал Как буржуазный индивидуализм, так  и уравнительные коммунистические утопии. Размышляя над проблемой  свободы и необходимости, он стремился  избежать крайностей и фатализма, и  волюнтаризма, пытался осмыслить  историю как “свободное и необходимое  дело”, развивал идею единства среды  и личности, исторических обстоятельств  и человеческой воли.

 

Герцен с  глубоким интересом воспринимал  идеи социализма, например, высоко ценил  труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона  и др. Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят  от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры. Относительно России он считал, что для нее  наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская  община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную  форму общественного устройства, при этом от методов революционного преобразования он склонялся все  же к реформистским путям совершенствования  общества. В своем произведении “С того берега” он поставил резонный и мудрый вопрос:

 

“Где лежит  необходимость, чтобы будущее разыгрывало  нами придуманную программу?” Другими  словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что  идеалы социализма осуществимы?

 

В области  философии истории в фокусе его  внимания была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались  как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной деятельности индивидов и общества в целом  в виде развития научного знания. Герцен боролся за просвещение масс, подготавливающее их к социальному перевороту. Но после поражения революции 1848 г. он существенно пересмотрел некоторые  основные положения своих социально-философских  воззрениях, в частности, отказался  от идеи разумности хода истории, подверг  резкой критике различного рода социальные утопии и романтические иллюзии. В своей критике западноевропейской цивилизации Герцен дошел до скептицизма, ставя под сомнение способность  человеческого разума понять и предвидеть направление исторического развития. Он пришел к выводу о возможности  для России иного, отличного от западноевропейского  пути развития, рассматривая общину как  основу для такого развития, видя в  мирской сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая  общественность. Он возвел фундамент  для позднейшего русского народничества. Но чем дальше, тем все больше он чувствовал, что Россия заражается “буржуазной оспой”.

 

Последним словом социально-философских воззрений  Герцена явились письма к М.А. Бакунину, направленные против крайностей его революционной теории: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, требований не “учить народ”, а “бунтовать его”. Герцен говорит теперь уже так: нельзя звать массы к такому социальному  перевороту, потому что насилием и  террором можно только расчищать  место для будущего, но не создавать  новое. Для социального созидания  необходимы “идеи построяющие”, нужна  сила, нужно народное сознание. “Нельзя  людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены  внутри”"2" .

 

По мнению С.Н. Булгакова, все сознаваемые страдания  Герцена имели источником позитивизм и атеизм. Но при всех своих позитивно-атеистических  воззрениях, Герцен был постоянно  занят вопросами религиозного сознания — о смысле жизни, истории и  т.д. — карамазовскими вопросами. Но, как и Карамазову, Герцену суждено было испытать не радость положительного разрешения этих великих и страшных вопросов, а горечь сознания их неразрешимости. Он искал и не нашел; однако истинная религиозность состоит именно в искании. Со всепобеждающей силой внутреннего переживания значение религии на русской почве было показано Ф.М. Достоевским, а позднее Вл. Соловьевым с помощью логической аргументации, опирающейся на философию идеализма. Поэтому можно сказать, что Герцен, хотя и кружным путем, более Отрицательным, чем положительным, ведет к... Достоевскому и Соловьеву. В нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной борьбы, но и один их провозвестников грядущего религиозного возрождения "3". Отношение к христианству у Герцена было противоречиво-поисковым. Заслуживает упоминания, что к Евангелию он всегда сохранял необычайно теплое чувство "4" .


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"