Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

                                    Классификация культур.

  1. Деление на восточные и западные (кроме первобытных).

Восток – Китай, Япония, Корея, завоевания от Китая (среднее течение реки Хуанхэ); Индобуддийский восток; арабо-мусульманские страны.

Западная Европа. Отличия от Востока:

- новаторский характер, стремление к обновлению

- направленность познания на  внешний мир (ретроспективный характер) => появление науки, философии, техники, прагматизм. Желание преобразить  мир.

- особенное понимание человека (индивидуалистическое) – как уникального  существа, как личности. Начинается с греческих полисов, заканчивается Европой.

- особенный вид социума –  демократия: общество – коллектив  равноправных индивидуумов. Демократические начала управления.

  1. Деления по господствующей религии:
    • мир исламской культуры
    • страны индо-буддийской культуры
    • христианский тип культуры
  2. Деление по этической принадлежности. Признаки (характеристики) этноса:
  • менталитет
  • историческая память
  • язык
  1. Культура отдельных социальных общностей:

- сословий (феодалов, дворянства)

- профессиональной группы

- молодежная

  1. По степени распространения

- традиционная (народная) – традиции, фольклор

- массовая культура

- культура узко профессиональных  групп

     Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.

     Культура появилась  раньше цивилизации, вместе с  человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется:

1) превращение материального производства  в основной источник получения  материальных благ. Человек от  собирательства переходит к производству;

2) материальное производство становится  на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство.

На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное, информационное общество.

   ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ, ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

     Западную цивилизацию, сформировавшуюся в Европе в XV-XVII в., можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. М. Вебер показал что сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.

     Западному типу культуры  в философии противостоит восточный  тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

     По особому стоит  вопрос относительно России, как  соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19 в. сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

22 вопрос

Философия науки.

Наука – сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство, систематизацию, проверку знаний. – сумма полученных знаний. – организационные структуры. – профессионалы, объединенные в сообщество, занимающиеся данным видом деятельности.

Структура.

  1. Естественные науки – изучают законы природы. (физика, химия, биология, астрономия)
  2. Технические – вырабатывют способы освоения, преобразования природы, имеют прикладную направленность. (аэродинамика, гидродинамика, механика)
  3. Гуманитарные (общественные) – изучают человека как социальное существо, общественные, культурные явления. (история, социология, политология, психология, экономические науки, культурология)
  4. Интегрирующие – дают другим наукам систему методов исследования (математика, логика, информатика)

Между группами нет чёткой границы. Ряд дисциплин занимают промежуточное положение.

По отношению к практике.

  1. Фундаментальные (познание базисных законов и структур природы, общества, расширяют горизонты человеческого познания, позволяют понимать происходящие процессы, явления (ТО, классическая механика, квантовая механика, молекулярная биология))
  2. Прикладные (занимаются применением результатов научных исследований для решения практических задач, создания новых технологий(генная инженерия, электроника))

Взаимосвязаны, образуют одно целое.

Функции науки.

1) культурно-мировоззренческая. (наука  определяет форму мировоззрения, объясняет разл. явления, отвечает на вопросы природы, жизни человека) 2) функция производительной силы (практическая ориентация науки, НТП) 3) наука позволяет решать возникающие проблемы (экология, медицина).

Уровни научного познания.

  1. Эмпирический (установление фактов)

Наблюдение (познание объектов в их естественных условиях)

Эксперимент (искусственное воспроизведение явления в контролируемых условиях)

Измерение (количественный анализ наблюдаемых явлений, процессов) «Наука начинается там, где начинается измерение» - Менделеев.

  1. Теоретический (создание абстракций высоких порядков (научные понятия; принципы; законы – принципы, описанные математическими методами, выраженные количественно; гипотезы – предположения, носят вероятностный характер; теории - обоснованные, доказанные системы научного знания))

Методы научного познания.

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое, в систему). АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение)  форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования. Идеализация - мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании. МОДЕЛИРОВАНИЕ, исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

ОБОБЩЕНИЕ, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области. КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю), в логике — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от экстра... и лат. polio — приглаживаю, изменяю) распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. Аксиоматический метод – построение научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), которые позволяют путём логической дедукции получать утверждения данной теории. (геометрия Евклида). СИСТЕМНЫЙ метод, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Формализация – применение специальной символики, которая позволяет  заменить реальный объект множеством знаков или символов. Связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях.

Научная ТЕОРИЯ (от греч. theoria — рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; обоснованное, доказанное утверждение.

Критерии научности.

- это совокупность правил, которые  позволяют сказать является ли  знание научным или нет. Любая  наука имеет свои критерии. Наиболее  общие * согласованность и непротиворечивость – знания должны быть увязаны в систему и не противоречить друг другу, * воспроизведение знаний – результат на практике, * рациональное обоснование (доступность разуму, пониманию), логичность, * объективность (не зависит от сознания чел-ка).

  1. Кореспондентная концепция научной истины (истина – то, что соответствует экспериментальным знаниям, эмпирически подтверждаемо, проверяемо)
  2. Когерентная (согласованная) – все научные теории и факты должны согласовываться с уже известными.
  3. Прагматическая (критерием достоверности является её практическое применение, её полезность).

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Сторонники сциентизма считали, что: *”Наука превыше всего”, * ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все виды деят-ти чел-ка. * отождествляет науку с естественно-математическим и техническим знанием, *  отрицание и принижение соц-ой науки (не имеющие познавательного значения.).

Концепции развития науки.

КУН Томас (18 июля 1922— 17 июня 1996), американский физик, философ и историк науки выделял:

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала, обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д. Этот период развития знания Кун назвал нормалоьной наукой. Но постепенно возникают причины для сомнения в ясности, очевидности и обоснованности общепринятых теоретических положений. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к исходным принципам действующей парадигмы со стороны значитеьной части научного сообщества). И в переходе к новой парадигме действуют те же факторы. Постепенно рациональные основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все большее количество сторонников пока не произойдет смена научной парадигмы.

1. Эволюционный механизм – постепенное  накопление, приращение научных знаний в рамках одной картины мира (парадигмы – нормы, образцы эмпирического, теоретического мышления, принятые в данном научном сообществе, приобретшие характер убеждения)

2. Революционный – ломка старых  мировоззренческих парадигм, замена  их новыми. Научная революция (17в. к 19-н20в.)

 

23 вопрос

Философия техники.

Понятие техники, ее классификация и функции. Концепция индустриальной и постиндустриальной цивилизации (Ростоу, Бэлл, ТОффлер). Технократизм. Информационные технологии и этапы НТР.

          Понятие техники и ее функции.

греч. techne – мастерство, искусство

Техника – система искусственно организованной  деятельности (или орудий производства), а так же приемы и операции осуществления трудового процесса.

Техника – совокупность артефактов (объектов, искусственно созданных человеком).

Техника сопровождает человека на протяжении всего его существования. Это результат тысячелетнего практического опыта людей. Уровень развития техники – важнейший показатель развития общества в целом.

       Современная техника может быть разделена на несколько функциональных отраслей:

Информация о работе Лекции по "Философии"