Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

5. Философия жизни 

"Философия жизни", течение  второй пол. XIX - начала XX века - поставило  жизнь в основу всего бытия,  существования, и в центр собственных  учений, сделав ее первой категорией, интерпретируемой ими как первичная  реальность, органическая целостность,  процесс, предшествующий разделению  материи и духа, бытия и сознания. Это направление выступило за  реабилитацию жизни, против ее  ущемления и обеднения рассудочным,  политическим, экономическим и иными  утилитарными (практическими, пользовательскими)  и рационалистическими подходами.  В связи с этим, понятие "жизнь", как центральное понятие этого  философского течения, призвано  заменить понятие "бытие". Бытие  это статичное состояние. Жизнь  - это движение, становление. "Нет  бытия, есть только становление", - заявлял Ф. Ницше. Ряд представителей  философии жизни подчеркивали, что  жизнь - это деятельность, творческое  созидание, самовыражение человека, формы объективации человека  в культуре, позволяющие ему реализовать  и познавать самого себя. Каждый  индивид ощущает себя в рамках  какой-то огромной жизни, затрагивающей  его и угрожающей ему. Он  чувствует себя подчиненным каким-то  потокам, потокам жизни. Жизнь  как поток, неуловима рассудочными  методами познания. Ее познание  осуществляется на основе особых  познавательных способностей: переживания  и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т.д.

В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую "философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель),"творческую эволюцию" А. Бергсона (1859-1941) и его последователей, "философию воли" Ф. Ницше (1844 - 1900) и его последователей.

1. Академическая философия  жизни. Вильгельм Дильтей и  Георг Зиммель определяют жизнь  как факты воли, побуждений, чувств  и переживаний. С этой точки  зрения, действительность - это то, что  содержится в опыте самой жизни.  Следовательно, действительность - это чистое переживание, вне  которого действительности не  существует. Дильтей говорит о  необходимости веры в реальность  внешнего мира, основанную на  волевом, "практическом" отношении  человека к миру. Г. Зиммель  также видит в "жизни"  центр, от которого с одной  стороны идет путь к душе, к  "Я", а с другой - к идее, Космосу,  абсолюту. Тем не менее, определяющие  характеристики жизни - это переживание, "жизненный опыт".

"Жизненный опыт" и  выступает объектом познания, он  не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это поток, изменение,  творчество. Поэтому представители  этой школы отрицают возможность  знания как отражения закономерного,  всеобщего. Жизнь не может быть  постигнута только через индивидуальное; методом "наук о духе" выступает  непосредственно переживание исторических  событий. В их системах "науки  о духе" принимают форму герменевтики - искусства истолкования, искусства  "понимания" письменных текстов, "зафиксированных жизненных откровений". По Дильтею, историк должен  не просто воспроизвести истинную  картину событий, но и "пережить" ее заново, "истолковать и воспроизвести  в ее жизненности", "вжиться"  и "сопереживать". Дильтей в  своих работах опирался прежде всего на историю и психологию (описательную, понимающую, а не объяснительную, естественнонаучную).

2. "Творческая эволюция" Анри Бергсона. В отличие от  других представителей "философии  жизни" Бергсон в своих работах  опирался на естествознание. На  основе концепции "жизни"  он стремился построить картину  мира, которая по-новому бы объяснила  эволюцию природы и развитие  человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского  учения А. Бергсона - жизненный  порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта, однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально  недоступен "жизненный порыв". Его познание возможно только на основании  интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии (сопереживания), посредством которой человек  переносится внутрь предмета, чтобы  слиться с тем, что есть в нем  единственно, и следовательно, невыразимо. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа, в известном смысле, как самое жизнь. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися (в процессе жизни) интуициями.

3. Философия воли, волюнтаризм: "воля к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего существенного,  Ницше заимствует у Шопенгауэра.  Однако, если для Шопенгауэра  Воля служит основанием бытия,  то Ницше придает этому понятию  социально-нравственный оттенок. "Жизнь,  по его словам, стремится к  максимуму чувства власти". "Воля  к власти" - это наиболее значимый  критерий любого типа поведения,  любого общественного явления.  Именно таким правом должен  руководствоваться подлинный человек  во всех сферах своей жизнедеятельности.  Из права сильного, "воли к  власти" Ницше выводит все основания  морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой  являются понятия добра и зла,  возникает как следствие чувства  превосходства одних людей над  другими: аристократов (лучших) над  рабами (худшими).

В основе "морали господ", с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы:

1) "ценность жизни"  есть единственная безусловная  ценность;

2) существует природное  неравенство людей, обусловленное  различием их жизненных сил  и уровнем "воли к власти";

3) сильный человек свободен  от моральных обязательств, он  не связан никакими моральными  нормами.

Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Наряду с генетической характеристикой сверхчеловека, как  Человека арийской расы, с определенными  фенотипическими признаками ("нордический  тип"), Ницше пропагандировал двойную  мораль сверхчеловека. По отношению  друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные  люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных  тормозов и руководствуются в  своих действиях инстинктами. Ницше  был категорическим противником любых форм господства массового сознания. Его сверхчеловек - это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека  еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Заратустра (образ сверхчеловека, заимствуемый Ницше из истории) - это не сверхчеловек, а путь к сверхчеловеку. Обычные  люди нашего времени - это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву  для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у  Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили - возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

Влияние философии жизни  было наиболее сильным в первой четверти ХХ века. Некоторые идеи Ницше заимствовались фашизмом.

6. Прагматизм

Прагматизм (от греч. прагма - дело, действие) - философское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Основные идеи прагматизма высказал Чарлз Пирс, за - тем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид. Прагматизм с самого своего возникновения отказался от ряда основополагающих идей предшествующей философии и предложил совершенно новый тип философского мышления. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире. "Реконструкция в философии", осуществлённая прагматизмом, состоит в трактовке процесса мышления и научного познания лишь как средства биологического и психологического удовлетворения (Д. Дьюи).

Прежде всего Пирс стал говорить не о знании, а о вере (англ. belief - верование, убеждение), понимая под ней готовность или привычку действовать тем или иным способом. Если противоположностью знания обычно считалось неведение, то Пирс противопоставил вере сомнение, нарушающее плавность действия. Теперь (с т. зр. действия) процесс познания означал переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (верованию), однако не субъективной, а коллективной или социальной. Объективное знание было заменено социально принятым верованием.

Что касается истины, то она  была определена Пирсом, как общезначимое принудительное верование, к которому по каждому изучаемому вопросу пришло бы беспредельное сообщество исследователей, если бы процесс исследования продолжался  бесконечно. Пирс так сформулировал  свой знаменитый "принцип", или "прагматическую максиму": если рассмотреть, какие  практические последствия могут  быть произведены объектом понятия, то понятие обо всех этих следствиях и будет полным понятием объекта. Другая, формулировка "принципа Пирса" гласит: наша идея вещи есть идея ее чувственных  последствий (эти принципы прагматизма  были изложены Ч. Пирсом в его статьях "Закрепление верований" и "Как  сделать наши идеи ясными", 1878).

Ч. Пирс был также первым мыслителем, который попытался ввести понятие значения в философию, придав ему строгий логический смысл (теория значения, семиотика).

Основополагающие идеи Пирса  были развиты Уильямом Джеймсом в  более стройное учение, которое он часто излагал в популярной и  вольной форме (полагают, что именно благодаря популяризации прагматизма Джеймсом он стал таким известным и влиятельным философским направлением). Джеймс рассматривал прагматизм как некоторый метод и как особую теорию истины. В качестве метода прагматизм был предназначен для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопоставления и оценки. Используя этот метод, Джеймс, в частности, решает давний спор между материализмом и идеализмом в пользу идеализма. Согласно Джеймсу, материализм в будущем, пусть отдаленном, означает неизбежный крах всего, гибель Земли и человечества со всеми созданиями его духа. С этой перспективой, полагает Джеймс, не может смириться ни один думающий человек. Напротив, идеализм, принимающий существование вечного духовного начала, родственного человеку, открывает надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей, столь дорогих человеку. Выбор между этими двумя концепциями Джеймс считает возможным осуществить на основании принятого им принципа "воли к вере". Согласно этому принципу, в случае, если жизненно важный выбор между двумя альтернативными решениями невозможен на чисто рациональных основаниях, человек имеет моральное право сделать этот выбор на нерациональных, эмоциональных основаниях.

При трактовке проблемы истины Джеймс отказывается от понимания истины как соответствия высказывания или  теории объективному положению дел  в мире. Джеймс понимает истину, как  успешность или работоспособность  идеи, как ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой добивается человек.

В отличие от тех философов-эмпириков, которые считали, что опыт складывается из отдельных элементов - восприятий (напр, Маха), Джеймс ввел понятие об опыте как непрерывном потоке сознания, из которого мы своими волевыми усилиями выделяем отдельные отрезки или части, обретающие для нас статус вещей благодаря наименованию.

В своей версии прагматизма  Джон Дьюи также опирается на понятие  опыта, рассматривая его, с одной  стороны, в более натуралистической перспективе, охватывающей многообразные отношения человека к природе, а с др. стороны, как социальный опыт преимущественно в его морально-политическом аспекте. Поскольку философия, по Дьюи, возникает не из удивления перед миром, как думали древние философы, а из стрессов и напряжений общественной жизни, именно анализ и совершенствование социального опыта составляют для него главную цель философии. Дьюи понимает опыт чрезвычайно широко - вплоть до отождествления с ним всей активной человеческой жизни, включая и отношение человека к природе, а иногда и самое природу. С его т. зр. опыт обозначает все, что переживается, мир событий и лиц, мир, воспринятый в опыте, а также деятельность и судьбу человека, магию и науку. Такое понимание опыта исключает необходимость и возможность поиска какого-либо его метафизического основания, что позволяет современным философам видеть заслугу Дьюи в подрыве т. наз. фундаментализма, под которым понимается характерное для прежней философии убеждение в том, что все явления, в том числе и духовные, должны иметь под собой какие-то устойчивые основания. Дьюи выводит противоположность материализма и идеализма из сложившегося еще в Древней Греции резкого разделения физического и духовного труда. В наше время, полагает Дьюи, нет оснований для подобного противопоставления. Любое разграничение имеет лишь относительное значение, поэтому окостенение совокупности тех или иных идей в виде "материализма" или "идеализма" неправомерно.

Ставя задачу совершенствования  социального опыта и опыта  вообще, Дьюи пытался решить и вопрос о способах такой реконструкции, о создании соответствующего метода. Образцом для него послужил прагматически истолкованный научный метод. Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах опыта. Прежде всего, полагает Дьюи, необходимо установить специфику данного затруднения или проблемной ситуации. Затем необходимо выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего необходимо теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения. Наконец наступает период его реализации и экспериментальной проверки. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено. Ни одно предложенное решение не должно исходить из каких-то заранее принятых рецептов и превращаться в догму. Оно должно всецело определяться особенным характером данной специфической ситуации. Т. обр., вся процедура носит экспериментальный характер, основанный на методе проб и ошибок, а важнейшая черта метода - его способность самокорректировки. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должна считаться истиной, а возникшая новая, теперь уже определенная ситуация, сменившая сомнительную или проблемную, приобретает статус реальности. Т. обр, в концепции Дьюи, как и во всем прагматизме, процесс познания изменяет познаваемый предмет. Возможность функционирования "метода науки" или "метода разума" Дьюи связывает с демократическим устройством общества, предоставляющим свободным индивидуумам широчайшие возможности как для социального, так и для иного экспериментирования и непрерывного улучшения жизни общества, так что "сам рост есть единственная моральная цель". Следует добавить к этому, что важнейшим принципом социальной реконструкции Дьюи считает использование только мирных средств и категорический отказ от какого бы то ни было насилия.

Информация о работе Лекция по "Философия"