Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:28, реферат
Понятие — одна из логических форм мышления; образ реальности, ее замещающий.
Понятие имеет свое содержание и свой объем. Содержание понятия — это совокупность
признаков, принадлежащих отражаемой реальности. Объем понятия — совокупность
явлений, которым принадлежат все эти признаки.
Введение………………..……………………………………………………………..…….2
Глава 1. Название…..………..…………………………………………………………….4
Глава 2. Название….........……............................................................................................8
Глава 3. Название…….....……..........................................................................................13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы..............................................................................15
ОбразовательноЕ учреждениЕ профсоюзов
высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Ярославский филиал
Юридический факультет
Реферат
По дисциплине: Философия
Тема: Основные категории философии, их особенности и роль в процессе познания бытия мира.
Руководитель:______________
Группа:____________________
Ф.И.О. студента:____________
Ярославль 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..……………………………………
Глава 1. Название…..………..……………………………………
Глава 2. Название….........……..........
Глава 3. Название…….....…….............
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
1. Категории как особый вид понятий бытия.
2. Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля, 3. Классификация
категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Понятие — одна из логических форм мышления; образ реальности, ее замещающий.
Понятие имеет свое содержание и свой объем. Содержание понятия — это совокупность
признаков, принадлежащих отражаемой реальности. Объем понятия — совокупность
явлений, которым принадлежат все эти признаки.
Категории — предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее
существенные, закономерные связи а отношения бытия в мире; форма и организующий
принцип мышления.
Единичное (отдельное, индивидуальное) — философская категория, выражающая
относительную обособленность,
отграннченность объекта
основании уникальной качественной и количественной его определенности.
Общее (всеобщее) — философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных
вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи я составе целого.
Сущность х явление — философские категории, отражающие определенность бытия в мире
и его познание. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве
многообразия форм его бытия. Явление — обнаружение (выражение) исследуемого объекта
через внешние формы его осуществления.
Элементы и структура — философские категории, обозначающие единство исследуемого
объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с
другом в определенные отношения, а структура — это определенный неслучайный способ
связи элементов в единую систему.
Система — философская категория, выражающая особое единство структурно
организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных
связей.
Причина и следствие — философские категория, обозначающие характер обусловленности
исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за
собой другое явление — следствие.
Необходимость и случайность — философские категории, выражающие различные уровни
связей исследуемого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер
связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность — это такой тип
связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами.
437
Возможность я действительность — это философские категории, характеризующие две
основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность —
это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно
таит в себе.
Часть и целое — это философские категории, характеризующие целостность исследуемого
объекта и методологическую направленность его познания от нерасчлененного
представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим
воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого.
1. КАТЕГОРИИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПОНЯТИЙ БЫТИЯ
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом существования бытия является
движение, а формами его проявления — пространство и время, что все уровни структурно
организованного бытия в своем развитии демонстрируют действие всеобщих законов. Но эта
демонстрация сопряжена с трудностями, как это действие адекватно выразить.
Проблема решается через
обеспечение категориального
анализа. Истоки категориального освоения мира уходят в античность.
Похоже, что термин «категория» был заимствован из лексики судопроизводства, где он
означал обвинение, в отличие от апологии (защиты). Жесткая ориентированность на объект
особого внимания, вероятно, и была основанием трансформации юридического понятия в
философское понятие, означающее однозначность, определенность, обусловленность,
целостность, разграниченность.
Наша речь соткана из понятий, суждений и умозаключений. С их помощью осуществляется
освоение мира, формируется представление о мире как основание последующего отношения
к нему.
Понятие — это мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ. Этот образ
представляет собой
выступают свойства и отношения отраженной в сознании реальности мира.
438
В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание — это совокупность
признаков реальности, отраженной в сознании и фиксированной в понятии. Так, в
содержание понятия «молекула» входит свойство «быть мельчайшей частицей вещества,
сохраняющей физические и химические свойства данного вещества». Объем понятия — это
то множество реалий мира, охваченных конкретным понятием на том основании, что
каждому из составляющих это множество присущи одни и те же признаки.
В логике различают понятия единичные и общие. Основанием деления является количество
элементов, составляющих объем понятия. Примером единичного понятия может быть
определение типа «столица России», примером общего понятия являются определения типа:
атом, молекула, растение, человек, общество, народ, право, столица и т.д.
Понятие должно отвечать требованиям постоянности, определенности, всеобщего признания
и однозначности языкового выражения.
Категория — это философское понятие, которое, в отличие от простого понятия,
ориентировано не столько на свойства, сколько на закономерности развития бытия. Будучи
формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят
отношение бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.
Категории представляют высшую степень абстракции, т. е. отвлечения от конкретного,
единичного, что позволяет более эффективно проникать в сущность природы бытия, ибо,
несмотря на абстрактность, за категориями стоят объективные закономерности мира. В этом
заключается онтологическое значение категорий.
Изучая с помощью категорий эти закономерности, мы получаем возможность познать
подлинную реальность мира. В этом проявляется гносеологическое значение категорий.
439
Философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных
восприятий и представлений. Можно не знать специфики философского вопроса о
соотношении общего, особенного и единичного, но разводить эти уровни в жизни, ибо
категории выступают как особые формы человеческого мышления. В этом проявляется их
логическое значение.
Специальные науки в разрешении своих научных проблем активно используют философские
категории как организующий принцип мышления. В этом проявляется методологическое
значение категорий.
Категории задают интервал и направленность видения мира в любой его форме —
природной, социальной или духовной. Категории ориентируют и обеспечивают сознание,
соотнесенность знания о мире и знания о себе, что позволяет формировать оптимальное
отношение человека к миру. В этом проявляется мировоззренческое значение философских
категорий.
Таким образом, категории философии — это особые понятия, претендующие на
однозначность, обусловленность, целостность, разграниченность, а посему и отражающие
наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия, что позволяет им
выступать в качестве эффективного инструмента освоения (познания) мира.
Дорога к определению статуса категорий, установления их роли и места в процессе освоения
мира была длинной и трудной.
2. ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ
Мыслители античности в поисках первоначала бытия столкнулись с трудностями не только
определения его оснований, но и с проблемой, как выразить эти основания.
По Гераклиту, мир — это «река, в которую нельзя войти дважды». Поскольку в этом мире
все течет и изменяется, все одноразово и неповторимо, то в этом мире вечного становления
познающей мысли не за что зацепиться. В этих условиях мысль познающего реальность
мира лишена своей отправной точки отсчета. Ей остается только фантазировать.
440
В своих взглядах на мир Парменид придерживается прямо противоположного принципа.
Подлинное бытие мира предельно устойчиво, непоколебимо и абсолютно монолитно. Мир
Парменида «подобный цельной массе хорошо закругленного шара». Такое бытие
недоступно чувственному восприятию. Его можно только мыслить. Но, оказывается, и
мыслить нельзя, ибо мысль «скользит по этому шару», не находя опоры, точки отсчета для
его познания.
Мысль познающего оказалась в тупике. Гераклитовское единичное непознаваемо, ибо оно
преходяще. Но непознаваемо и парменидовское общее, ибо оно лишено квантования.
Первый шаг на пути выхода из тупика сделал Демокрит. Создав атомистическую картину
мира, Демокрит как бы снял крайние позиции. Он продемонстрировал абсолютную
изменчивость мира вещей и абсолютную неизменчивость мира элементов, из которых
состоят вещи мира.
Атомы вечны и неизменны, а вещи мира, как комбинации взаимодействующих атомов,
изменчивы, преходящи. По Демокриту, мир предметной реальности, да и сам мир в целом
есть следствие комбинации движущихся атомов. Поэтому «одни миры гибнут, другие
возникают, и наш мир — один из многих», но сохраняет свою вечность атом как начало и
конец всего сущего.
Попытка Демокрита снять
крайности гераклитовс-кой и
свое продолжение. Ее заметил и оценил первый историк философии, энциклопедист
античности Аристотель. Осуществив анализ философского наследия и отдав должное
прошлому, Аристотель разрабатывает свою онтологическую концепцию. Особое место в ней
принадлежит учению о категориях.
441
В трактате «Категории» он предлагает найти нечто такое, где одновременно присутствует
неизменная
преходящих вещей. Аристотель ставит перед собой задачу построить такую систему
категорий, которая способна «схватить» то, что находится посередине между бытием и
небытием, то, что выступает как потенциально возможное.
Возможное __________нельзя считать существующим, но ему нельзя отказать и в определенной форме
предсуществования. Возможное принципиально отличается от того, что не может быть
никогда, ни при каких условиях.
В процессе развития на поле сущего (бытия вообще) прорисовываются первые
демаркационные линии, не только обеспечивающие разграничение, но и устанавливающие
определенность данной вещи, ее отличие от других вещей. Имя этой определенности —
сущность.
Сущности Аристотель уделяет особое внимание. Он выражает несогласие с милетцами,
отождествляющими сущность мира с его конкретными сферами: вода» воздух. Не приемлет
Аристотель и позицию Пифагора, подменявшего сущность числом. Не разделяет он и точку
зрения Платона, сводившего сущность к идее.
Для Аристотеля сущность — это «ничто», способное к самостоятельному существованию и
открытое познанию. Это не материя, ибо она лишена способности к самостоятельности. Это