Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:28, реферат
Понятие — одна из логических форм мышления; образ реальности, ее замещающий.
Понятие имеет свое содержание и свой объем. Содержание понятия — это совокупность
признаков, принадлежащих отражаемой реальности. Объем понятия — совокупность
явлений, которым принадлежат все эти признаки.
Введение………………..……………………………………………………………..…….2
Глава 1. Название…..………..…………………………………………………………….4
Глава 2. Название….........……............................................................................................8
Глава 3. Название…….....……..........................................................................................13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы..............................................................................15
и не единичность предметного мира, не род и не вид. Сущностью является единство
активной формы и пассивной материи, которая проявляется как «атом бытия».
«Атом бытия» выступает как отдельная вещь, проявление мира на уровне единичного. Но,
осуществляя свою самостоятельность,
это единичное сохраняет
бытием сущего (общего), ибо единичное выросло из общего и в нем сохраняет свою
укорененность.
Сущее, или бытие как таковое, представляет собой чистую возможность многообразия
сущностей, определенность которых обеспечивается категориями, как «разграничительными
линиями».
442
Благодаря категориям, единичное обретает свою определенность и обусловленность,
вырастая из бытия сущего.
Таких «разграничительных линий» у Аристотеля десять. Это сущность, качество и
количество, отношение, место и время, положение и обладание, действие и страдание.
Становление единичной реальности есть ее выделение из нерасчлененыого бытия чистой
возможности и обособления
ее как самостоятельной
качеством и количеством, местом и временем своего существования, положением в
пространстве и характером отношения к миру. Либо эта реальность выступает как активное
начало, либо она проявляется как страдающее состояние, как объект восприятия внешнего
воздействия.
Благодаря категориям («разграничительным линиям»), единичная реальность, получив
определенность, обретает статус собственного имени. Она становится конкретным бытием,
имеющим свою сущность.
Все десять категорий имеют свою онтологическую укорененность в том смысле, что они
имеют свое объективное содержание.
Смысл онтологического понимания категорий заключается в том, что они составляют
особую часть объективной реальности. По Аристотелю, категории — это компоненты
«активной формы», обеспечивающие формообразование пассивной «материи». Знающий
категории может проследить процесс расчленения сущего бытия до конкретного,
исследовать развитие от чистой возможности до сущности, отделить сущность от всего
мнимого и иллюзорного.
Для обеспечения категориального анализа, выявления в объективной реальности
«демаркационных линий» бытия Аристотель разрабатывает учение о познании. Основу
этого учения составляют три гносеологических принципа.
Во-первых, многообразие единичных сущностей предполагает их причастность к единому
бытию.
443
Во-вторых, путь познания — это движение от конкретного бытия к его истокам.
В-третьих, знание конкретного бытия обеспечивается через призму основных категорий.
Применяя категориальный анализ, исследователь получает возможность объединять
рассматриваемые объекты в группы и классы. Это позволяет рассматривать сходные в том
или ином отношении объекты, исследовать один объект и знание о нем экстраполировать на
все родственные объекты.
Если учесть, что античность проходит свое становление и развивается в границах парадигмы
космоцентризма, ориентированной на феноменальный уровень освоения природы и
человека, то установка на онтологическую укорененность категорий безусловно имела свое
основание. Но космоцентризм вытесняется геоцентризмом, чтобы уступить место
антропоцентризму эпохи Возрождения. Тот в свою очередь открывает дорогу Новому
времени, где парадигма противостояния «Я» и «не-Я» формирует принципиально новый
взгляд на познание мира и человека, на роль и место категорий.
Если, по Аристотелю, категории в силу онтологической укорененности способны выполнять
аналитическую функцию, обеспечивая познающему субъекту возможность проследить
квантование чистого бытия до уровня конкретного бытия, доступного познанию, то, по
Канту, категории выполняют синтетическую функцию.
С помощью категорий человеческий рассудок осуществляет синтез. Он объединяет
разрозненные чувственные восприятия в систематизированные целостные комплексы.
Упорядоченный чувственный опыт становится предметом суждений, располагающих
априорно синтетическим характером. Категории выступают как априорные (доопытные)
формы рассудка. Они не выводятся из опыта, но применимы к опыту. Они являются
исходным условием рассудочного познания. Таким образом, категория, по Канту, не
аристотелевское средство анализа исследуемой реальности, а инструмент упорядочения
444
информации о мире на феноменальном уровне. Поскольку в этом процессе познания
замешан априорный опыт, то Кант формальной логике противопоставляет
трансцендентальную логику рассудка, ориентированного на синтез информации
чувственного восприятия.
Как полагает И. Кант, в процессе познания принимают участие два компонента:
чувственный опыт и рассудочное мышление. Второй компонент оснащен категориями.
Кант выстраивает свою систему категорий, которая имеет следующий вид:
1. Категории количества (единство,
множественность и целостность)
2. Категории качества (реальность, отрицание и отграничение).
3. Категории отношения
(самостоятельность и
взаимодействие как отношение
между действующим и
4. Категории модальности (возможность и невозможность, существование и
несуществование, необходимость и случайность).
По Канту, эти категории изначально присутствуют в человеческом сознании как
структурные схемы организации и упорядочения первичного опыта, задающие основание
общего языка и понимания в рамках освоения мира.
Категории качества обеспечивают внутреннюю определенность, упорядоченность,
совокупность свойств конкретного явления.
Категории количества обеспечивают
однозначное выражение
исследуемого объекта.
Качество и количество связаны мерой, в пределах которой данное качество явления
сохраняет свою определенность.
Мера — это форма отношения, взаимосвязи структурно организованных элементов
исследуемого объекта, обеспечивающая его целостность, обусловленность и
разграниченность.
445
И наконец, модальность как способ существования конкретного явления. Модальность
может выступать в двух ипостасях: как онтологическая и как гносеологическая. В первом
случае имеет место
уточнение способа
случае — способ его понимания.
Таким образом, кантовские категории, в отличие от аристотелевских, являются не
категориями бытия, а категориями рассудка. Определенность, обусловленность и
целостность мира не открываются усилиями нашего сознания, а привносятся в мир
деятельностью нашего сознания. Сознание познающего субъекта воспринимает
информацию о мире и упорядочивает ее с помощью категорий.
Но категории не только обеспечивают единство исследуемого объекта, его определенность,
обусловленность, целостность, но и задают законы природы. Не открывают законы развития
природы, а приписывают ей каноны, задают целесообразность. Само бытие должно
сообразовываться с ними.
Эта тенденция подчинения (зависимости) бытия от категорий нашла свое продолжение в
философии Гегеля, хотя и смущала последнего своей субъективностью.
В основу своей философской системы Гегель закладывает единство бытия и мышления. Это
единство он называет Абсолютной идеей, или Абсолютным духом. Поскольку Гегель
исходит из тождества бытия и мышления, постольку логика превращается в онтологию и
выступает как наука о взаимосвязи мышления и бытия.
Будучи одновременно и субъектом, и объектом развития, Абсолютная идея выступает
сначала в своем логически чистом виде. Она еще не несет на себе ни печати природного
бытия, ни его чувственного восприятия. Она есть выражение чистой неопределенности. Ее
первоначальный статус — «ничто». Но это ничто, благодаря становлению, предстает уже как
«наличное бытие», как первая определенность, как конкретное «качество», антитезой
которому выступает «
446
Наличное бытие, как сложившееся единство качества и количества, через меру находит свое
первоначальное выражение
в «сущности конкретного бытия»
выступает «явление», а синтезом — «действительность».
Из этой диалектической «игры» немецкого мыслителя следует вывод о том, что категории
имеют жизненную силу. Более того, они задают энергетический потенциал конкретному
бытию. В своей онтологической укорененности категории не просто «разграничительные
линии» Аристотеля, инструмент упорядочения опыта И. Канта, а своеобразная «матрица»
развернутого состояния бытия.
По Гегелю, развитие Абсолютной идеи осуществляется в процессе самоотчуждения, когда
она обретает иные формы своего бытия. Механизм ее развития осуществляется силой
внутреннего противоречия между тезисом и антитезисом, которое снимается в синтезе.
Последний тут же заявляет о себе как новый тезис, полагающий свою противоположность и
устремленность к новому синтезу.
Благодаря категориям происходит «опредмечивание» Абсолютной идеи в конкретных
формах бытия с последующим возвращением к себе самой в процессе «распредмечивания»
бытия. Новое состояние Абсолютной идеи отличается от прежнего состояния только на
величину осуществленного опыта, который поддается расшифровке через категориальный
анализ.
Таким образом, категории в философии Гегеля выступают в двух ипостасях: как каркас
развития Идеи (как абсолютный
иерархический порядок
исторически развивающегося познания. В своем развертывании Абсолютная идея лишена
какой-либо чувственности. Через свои категории она демонстрирует возможности чистого
разума.
Посему разум, познающий ступени развития Абсолютной идеи, обязан соблюдать чистоту
эксперимента. Он должен воздерживаться от своих пристрастий (симпатий или антипатий)
относительно объекта познания.
447
Лишенные всякой субъективности» категории безупречно отделяют одну определенность от
другой, обеспечивают ее обусловленность и однозначность, целостность а разграниченность.
Обретая логическую стойкость, мир теряет человеческое измерение, но зато находит себя
как мир необходимого и всеобщего, мир развития Абсолютной идеи, где теряются страдания
и заботы отдельно взятого человека.
Философия марксизма сделала попытку сориентировать гегелевскую диалектику на
человека, рассматривая ее не как «диалектику Абсолютной идеи», а как «диалектику
природы», как инструментарий
познавательно-
Гегель шел к конкретному бытию от Абсолютной идеи, то Маркс идет от анализа
отчужденного труда к идеям преобразования несправедливой действительности, к идеям
формирования «общественного человека и человеческого общества». Такая редакция
гегелевского наследия казалась безупречной и перспективной. Увы, гегелевская установка
на магистральную линяю развития Абсолютной идеи оказалась сильнее ортодоксального
марксизма. Человек в границах осуществления этой линии потерял себя как самоценность,
получив взамен статус быть средством утопической цели. Инверсия самоценности в
средство не исключение,
а правило новоевропейской
основания которой были заложены немецкой классической философией. На место
декларации о величии и значимости человека пришла реальность человека как
общественной функции, как одномерного существа в условиях его отчуждения от всего, от
всех и от самого себя.
В целом, подводя итоги, можно сказать, что категории — это не только средство познания
мира на феноменальном уровне (Аристотель); это не только принадлежность рассудка,
обеспечивающая
это не только творческий потенциал Абсолютной идеи (Гегель), это в первую очередь
результат практического отношения человека к миру, инструмент его познания и
объяснения как на феноменальном, так и на сущностном уровне.
448
Категории философии — это единство объективного и субъективного, опредмеченного и
распредмеченного, материального и идеального. Плюрализм, составляющий содержание
категорий, рождает трудности понимания их сущности.
Поскольку категории есть отражение объективного в субъективном, то о них можно сказать,
что они всегда объективны по своему содержанию и субъективны по форме восприятия
этого содержания.
Категории всеобщи и необходимы. Они возникают не в результате игры ума отдельно
взятого человека, а являются продуктом определенной интеллектуальной среды, продуктом
философской культуры коллективного опыта.
Категории являются универсальными, ибо они адекватно выражают сущность человека,
мира и их отношения друг к другу.
Благодаря всеобщности и универсальности, категории в процессе познания выполняют
методологическую функцию, задают «дисциплинарную матрицу», парадигму познания,
называя феномены мира своими именами: сущность или явление, причина или следствие,
форма или содержание. И в этом смысле категории организуют и корректируют движение