Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:28, реферат
Понятие — одна из логических форм мышления; образ реальности, ее замещающий.
Понятие имеет свое содержание и свой объем. Содержание понятия — это совокупность
признаков, принадлежащих отражаемой реальности. Объем понятия — совокупность
явлений, которым принадлежат все эти признаки.
Введение………………..……………………………………………………………..…….2
Глава 1. Название…..………..…………………………………………………………….4
Глава 2. Название….........……............................................................................................8
Глава 3. Название…….....……..........................................................................................13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы..............................................................................15
познающей мысли, прогнозируют результаты научного поиска.
Поскольку категории не только корректируют научную мысль, но и обеспечивают
оценочное отношение субъекта к объекту исследования, то __________категории выполняют и
мировоззренческую функцию.
Все названные признаки и отмеченные функции дают возможность определить категорию
как предельно широкую форму отражения объективного мира, наиболее общее понятие, как
исходное основание познания, а в случае необходимости и преобразования познанной
действительности.
449
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЙ ПО ОСНОВАНИЯМ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ,
ОБУСЛОВЛЕННОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ
А. Категории определенности
Путь познания предметной реальности имеет свои вехи. Это ощущение, восприятие,
представление, понятие, суждение и умозаключение. На этом пути категории выполняют
роль ступеней познания, следующих друг за другом и ориентирующих на
последовательность в познании исследуемого объекта.
Первый шаг связан с установлением определенности, с поиском ответа на вопрос, что
представляет собой
обусловленности, почему исследуемый объект такой, а не другой. И наконец, третий шаг
связан с установлением выбора информации, необходимости обоснования оптимального
отношения к исследуемому объекту. Этим этапам освоения конкретного объекта
соответствуют категории определенности, категории обусловленности и категории
целостности.
Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект
исследования, установить его определенность.
В мире существует бесконечное многообразие явлений. Все они единичны в своем бытии.
Вся последующая практика мира как бы подтверждает мысль Гераклита о том, что все в
мире «одноразово и неповторимо». Похоже, природа неистощима в творчестве единичного,
она не терпит штампов.
Единичное — категория, выражающая отграниченность друг от друга во времени и
пространстве объектов с присущими им особенностями, составляющими их неповторимую
определенность.
Но представление о мире как о многообразии абсолютно уникальных явлений односторонне,
а потому и неверно. Каждый человек уникален и неповторим, но при всей уникальности и
неповторимости ему присуще нечто общее, характерное для всех людей. Это общее,
450
как единое во многом, отличает людей от нелюдей, выступает как единичное, но единичное
особого рода. Это единичное фиксирует уже не индивидуальную сущность человека, а
родовую сущность людей. И тем не менее, при всех различиях уровней единичного можно
констатировать переход единичного в общее, а общего в единичное.
Категории единичного и общего при всей их кажущейся простоте имеют свое и
мировоззренческое, и методологическое значение. Для представителей объективного
идеализма характерны отрыв общего от единичного, абсолютизация общего и превращение
его в то, что предшествует единичному и творит его (см.: философию Платона, Гегеля). В
рамках философии Нового времени среди представителей эмпиризма бытовало мнение об
особом характере единичного. Единичное рассматривалось в качестве исходного начала. Что
касается общего, то оно воспринималось как производная абстракция и не более того.
Наряду с мировоззренческими трудностями существуют и методологические. Понятия
единичного и общего зачастую употребляются в разном смысле. Единичное иногда
рассматривается как отдельное, а иногда как особенное. Общее рассматривается как
одинаковое, а иногда как целое. Чтобы снять терминологические недоразумения,
необходимо определить содержание
и объем рассматриваемых
Бытие в мире представляет собой многообразие единичных явлений, обладающих
особенными и общими характеристиками.
Общее есть единое во многом, то, что присуще явлениям одного класса.
Особенное есть то, что отличает одно явление от другого в пределах одного класса.
Единичное есть единство общего и особенного, характеристика уникальности и
конкретности рассматриваемого явления.
Всеобщее есть то, что присуще всем явлениям всех уровней бытия в мире. Например,
общество как объект философского анализа есть единичное, и все присущие ему черты есть
проявление отдельного.
451
Особенное представлено общественным производством, общее — способностью к
самовоспроизводству и саморегуляции, т. е. той способностью, которая характерна для всей
живой природы. И наконец, всеобщее в обществе — это то, что присуще всем материальным
системам: движение, пространство, время и т.д.
Единство общего и особенного в единичном, как реальность действительности, отражается в
процессе освоения этой реальности, ее познания. Познать определенность исследуемого
явления — значит выделить те его общие свойства, которые позволяют отнести его к
определенному классу явлений. Кроме того, определить те особенные свойства, которые
отличают исследуемое явление от других явлений этого же класса. Например, в определении
человека ближайшим родом будет указание, что человек есть живое существо, а видовым
отличием — те свойства, которые отличают человека от всех других живых существ.
Выделяя или определяя те или другие свойства, следует принимать во внимание, что нет
общих и особенных свойств вообще, а есть всегда конкретные свойства, которые
проявляются всегда в определенном отношении. Понимание конкретного единства общего и
особенного позволяет в процессе познания избежать многих ошибок. Обобщение, как
движение от особенного к общему, вскрытие закономерностей, как движение поисковой
мысли от общего к особенному, открывают дорогу к установлению внутренних связей
исследуемого явления, обеспечивают возможность связать познанные факты в единую
теорию. Настоящее познание не является простым зеркальным отражением единичного, а
есть сложный и длительный
процесс расчленения
выделения каждой стороны, установления каждого свойства в отдельности. Все это делается
для того, чтобы более
точно воспроизвести
воспроизвести его во всей полноте, создать его абстрактный образ, обрести рабочее понятие
исследуемого объекта. Это понятие и есть исходная ступенька в познании конкретного,
единичного__________.
452
Образуя понятие, исследователь отходит от единичного, но оно сохраняется в самом
понятии, хотя и не в явном виде. Понятие как общее включает в себя единичное и
особенное. Последние обнаруживаются в суждениях и умозаключениях по поводу
исследуемого объекта.
Движение от общего к единичному в пределах рационального уровня познания
осуществляется методом дедукции. Движение от конкретного к общему осуществляется
методом индукции.
Проблема соотношения единичного, особенного и общего имеет важное значение в теории
права при решении проблемы построения типологических моделей, где обобщение и
индивидуализация выступают во взаимосвязи. Образ, не представляющий собой обобщения
существенных сторон конкретного, есть искажение действительности. Образ, абсолютно
лишенный конкретики, выглядит как схема, и в этом смысле его познавательная ценность
сомнительна.
Знание взаимосвязи общего и единичного является необходимым условием для
теоретической и практической деятельности.
Так, на основе соотношения отдельного, особенного и общего в праве строится вся система
юридических категорий. Если
отдельное участвует в
единичных правовых явлений может обеспечить углубленное познание сущности права,
обнаружить новые и конкретизировать известные закономерности его развития.
Если общее есть отражение закономерности развития отдельных правовых явлений, то,
следовательно, правоведение должно приумножать богатство своих идей, учений, теорий.
Поскольку границы общего, особенного и отдельного не являются абсолютными, то это
заставляет четко определять
направление каждого
изучать связи и отношения исследуемого правового явления с другими явлениями
социальной действительности.
453
Если общее и особенное в праве выражают разную степень сходства свойств, связи,
отношений, то при сравнительном анализе различных (отдельных) исторических типов
права необходимо заострять внимание не на формальном сходстве, а на существенном
отличии, выделяя в каждом случае особенное.
Если особенное есть единство общего и отдельного в их конкретном проявлении, то,
применяя на практике общую правовую норму к сложному случаю правонарушения, нужно
соблюдать требования правового предписания, тщательно изучать совокупность условий
совершения правонарушения и личности правонарушителя.
Основание взаимоперехода отдельного, особенного и общего позволяет правоведам
способствовать превращению отдельных происшествий правовых явлений в общее,
контролировать и научно обеспечивать этот процесс совершенствования права, не забывая,
что без добротного знания общего исключается возможность научного предвидения,
научного руководства. Недостаточное внимание к единичному, особенному открывает
дорогу к догматизму со
всеми вытекающими
Если единичное, как единство общего и особенного, является первым шагом к установлению
определенности, то категории «содержание и форма» составляют следующий шаг на этом
пути.
Содержание и форма несут информацию о внутренних и внешних характеристиках
исследуемого объекта. Если содержание представляет собой некую совокупность элементов,
связей, отношений, образующих данный предмет, явление, процесс, то под формой
понимается организация содержания, способ связи частей, элементов, составляющих данный
предмет или явление, а также способ их существования.
Содержание и форма существуют в единстве, и разъединить их можно только в
гносеологическом плане, рассматривая в отдельности специфику и возможности как
содержания, так и формы исследуемого объекта.
454
Форма и содержание находятся не только в состоянии единства, но и в состоянии
взаимообусловленности. Содержание требует свою форму, но форма — это больше чем
приложение к содержанию, это способ его существования и проявления.
Категории содержание и форма появляются в философии античности. Выстраивая свою
систему объективного идеализма, Платон полагал, что вещи чувственно воспринимаемого
мира возникают в результате взаимодействия формы (идеи) и содержания (материи), причем
форме принадлежит не просто активная, а определяющая роль.
Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие
субстанции. Субстанция представляет собой взаимосвязь материи и формы,
характеризующих страдательное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за
потенциальное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное
бытие.
Кусок мрамора, как его ни крути, еще не статуя. Идея статуи в голове скульптора тоже еще
не статуя. Только обработанный мрамор, получивший определенную форму, становится
произведением искусства. Приоритет формы как активного начала нашел свое развитие и в
аристотелевском учении о душе как форме тела, о Боге как форме всех форм, как
первопричине мира, его перводвигателе.
Первый шаг к реабилитации категории «содержание» сделала философия Нового времени.
Ф. Бэкон выдвигает идею о приоритете содержания над формой, об их взаимосвязи. Кант
обосновывает тезис о том, что форма есть средство упорядочения содержания, обеспечение
его синтеза. Гегель идет дальше, рассматривая связь формы и содержания как
взаимоотношение противоположностей, их взаимопревращение.
Последующее развитие философии внесло свой вклад в решение вопроса о соотношении
содержания и формы, о выявлении возможностей единства в целом и каждого
составляющего компонента в частности.
455
Рассмотрение форм как
объекта гносеологического
выступать не только законом строения исследуемого объекта, но и законом его изменения.
Она является не только законом связи компонентов, составляющих объект, но и законом
сменяющихся его состояний.
Формы делятся на внутренние и внешние. Например, книга, наряду с внутренней стороной
изложения ее содержания, имеет
и внешнюю форму как
Внешняя форма безразлична для содержания, но только до определенного предела,
нарушение которого ограничивает возможности проявления содержания, и последнее уже не
может реализовать свой потенциал. В условиях нормального единства содержание
«заказывает» форму, а изменение содержания влечет за собой и изменение формы.
Изменение формы вслед за изменением содержания происходит с некоторым отставанием,
что косвенно свидетельствует об относительной независимости и самостоятельности формы
по отношению к содержанию. Так, изменение такой формы, как производственные