Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа
Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.
Пониманием характера, свойств русской мысли диктовалось то, какие задачи Булгаков ставил перед ней, как смотрел на свою эпоху и на перспективы России. «То что я любил и чтил больше всего в жизни своей, - писал он, - некричащую благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, все это мне было дано в восприятии родины». Он приходит к заключению, что ищущая Бога душа народа, так же как весь духовный склад интеллигенции, ручается за религиозное возрождение, которое рано или поздно должно наступить в России. Истинная и искренняя религиозность рассматривалась как противоположный полюс мещанства, а, тем самым, борьба с мещанством и означала бы ожидаемое религиозное возрождение, реформу не внешнего только, но и внутреннего человека. Вытекающей отсюда задачей русской мысли Булгаков сначала назвал подлинное осмысление и усвоение философии Вл.Соловьева, исследующей с позиции разума содержание религиозного сознания и предлагающей философское оправдание веры, т.е. сплетающей в одной системе религию, философию, науку и жизнь. Затем цель была сформулирована шире: пересмотреть «при свете христианского идеала» социальную науку, социальные идеалы и саму общественную жизнь, именно этим создав самостоятельную научную мысль в России, в которой он был уверен.
С размышлений о характере
Трудно вычленить в творчестве
Булгакова то, что сугубо касалось России, потому
что заботой о ней, о настоящем и будущем
русского народа проникнуто все, что было
им написано, в том числе и в самых ранних, «марксистских»
работах, отражавших отношение к России
и понимание ее, отринутое самим автором
весьма скоро как заблуждение. Именно
мысли о России более всего показывают,
куда шел мыслитель от марксизма, в наибольшей
степени служат своеобразными мостками
между негативным этапом отказа от марксизма
доследующими позитивными этапами в его
творчестве. С полным правом его называют
национальным мыслителем: типические
черты метущегося между полярными
суждениями, а тем самым между полярными
сторонами души, русского человека не
просто были подмечены ими в интеллигенции
и в народе (см. сб. «Вехи), но как бы писались
с себя.
Тема России увлекала Булгакова – об этом свидетельствуют содержательные статьи 1902 года: «Душевная драма Герцена» и «Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели)». Идею народности Булгаков воспринимал как религиозную, связывая ее с общей идеей существования нравственного миропорядка или промысла Божия. Народы имеют свою нравственную задачу, историческую миссию, которая наперед предусмотрена этим миропорядком, поэтому не только могут, но и должны сказать собственное слово в истории. Уже сам факт существования великого народа, по мысли Булгакова, свидетельствует, что ему суждено «на свой лад послужить добру». Характерные черты народа, по мнению Булгакова, отражены и воплощены в его выдающихся представителях, именно они несут в себе национальную идею. Так, апофеоз русского народа – Пушкин, и далее - Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой: «Мы в своей национальной совокупности являемся их творцами». Они признаются самобытными плодами русской культуры благодаря передаче средствами живописи, литературы, философии веры, прошедшей через горнило сомнения. Их творчество содействует пониманию религиозной психологии народа: «Гений религиозного чувства, а не художественная техника делает Васнецова мастером, которому мы удивляемся» . Победу веры над безверием считал Булгаков темой Достоевского и темой Вл. Соловьева. Лик Христов открылся русскому народу в его безмерных и нескончаемых исторических страданиях, как писал Булгаков в 1906 году. С религиозным предназначением русского народа, с выработанными им свойствами - «всечеловеческой душой» и «синтетическим складом» - Булгаков, вслед за Достоевским, связывал устройство человеческой жизни на началах христианской свободы.
Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937) – ученый, философ, священник – личность уникальная, и фигура в русской культуре – знаковая. Его сравнивали с Леонардо да Винчи и с Паскалем, он «неизмеримо … выше Паскаля, - утверждал В. Розанов, которому Флоренский казался святым: «до того необыкновенен его дух, до того исключителен». П.А. Флоренский родился в Закавказье, возле местечка Евлах (ныне – Азербайджан) в дворянской семье. Учился в тифлисской гимназии, окончил ее с золотой медалью, по ее окончании поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Увлечение чистой математикой (философско-математическая школа Н.В. Бугаева) сочетал с занятиями философией (под руководством С.Н. Трубецкого, Л.М. Лопатина). Писал статьи для журналов «Новый путь», «Весы».
В 1904 году окончил университет. В том же году познакомился со старцем Антонием, жившем тогда в Донском монастыре, тот посоветовал ему поступить в Московскую Духовную академию. По окончании работал на кафедре истории философии, разработав в этот период ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и др. В 1914 г. увидело свет самое известное произведение Флоренского «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи». На войну с Германией отреагировал тем, что в 1915 г. уехал на фронт в качестве полкового священника военно-санитарного поезда.
После Октябрьской революции
С 1920 г. работал в различных
Несмотря на отделение церкви от государства, на гонения, и даже физическое уничтожение верующих, отец Павел в течений ряда лет продолжал церковную деятельность. Он не оставил чтения лекций. В Академии проводил духовные семинары и занятия.
Проводившаяся в конце 20-х годов политика поголовного уничтожения верующих затронула и Флоренского. ОГПУ взяло его под стражу. Но никакого обвинения ему вынесено не было. Запретив жить в больших городах и научных центрах, его сослали в Нижний Новгород. Но по ходатайству влиятельных государственных деятелей, которые высоко ценили его талант, отец Павел был освобожден от ссылки и через полгода вернулся домой. В 1933 году он снова арестован и сослан уже на 10 лет в Сибирь за якобы участие в контрреволюционной организации, состоявшей из монархиствующих и кадетских элементов и попытавшихся создать республиканское правительство, опирающееся на Православную Церковь. В 1934 он был переведен в Соловецкую тюрьму, где, видимо, и был расстрелян 1937 г. П.А. Флоренский был реабилитирован дважды - в 1958 и 1959 годах - ввиду отсутствия доказательств виновности в антисоветской деятельности и за отсутствием состава преступления.
Даже скупое перечисление отраслей наук, в которых плодотворно трудился Флоренский, свидетельствуют о его энциклопедизме. «Он был профессором перспективной живописи; прекрасным музыкантом, проницательным поклонником Баха и полифонической музыки, Бетховена и его современников, в совершенстве знавшим их произведения. Флоренский был полиглотом, в совершенстве владевшим латинским и древнегреческим, большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии...» – таково мнение не только Н.О. Лосского, но и многих исследователей его творчества.
Отправной точкой философских исследований Флоренского является его определение культуры. Он отрицает культуру как единственный во времени и пространстве процесс. Флоренский развивает мысль о подчиненности жизни отдельных культур ритмически сменяющимся типам культуры средневековой и культуры возрожденческой. Первый тип характеризуется органичностью, объективностью, конкретностью, самособранностью, а второй – раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью и поверхностностью. Ренессансная культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу ХХ века, и с первых же годов нового столетия можно наблюдать по всем линиям культуры первые ростки культуры иного типа.
Свое собственное
Исследования, которыми занимался Флоренский в границах философско-математической школы Н.В. Бугаева, оставили отпечаток на его философском мышлении.
Мировоззрение Флоренского сформировалось на почве математики и пронизано ее началами. Поэтому для него наиболее существенным в познании мира представляется всеобщая закономерность как функциональная связь. В мире господствует прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Дискретность реальности ведет к утверждению формы или идеи как единого целого, которое «прежде своих частей» и «их собою определяет, а не из них слагается». Отсюда интерес к интегральным уравнениям и к функциям линий, поверхностей, отсюда же, пифагорийский уклон и стремление понять число как форму. А в связи с представлением о многослойности реальности и недоступности одних слоев другим – стремление дать наглядную модель мнимостей.
Флоренский видит в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения, но в абсолютизации математики находит причину ее культурного бесплодия: направляющие импульсы математике необходимо получать, с одной стороны, - об общего миропонимания, а с другой – от опытного изучения мира и от техники. Собственные занятия Флоренского направлены в обе эти стороны, причем предметом техники служит электротехника, преимущественно электрические поля и их материальные среды. Учение о полях, расширительно, связывается с задачами геометрии и натурфилософией, а материаловедение – с гистологией материалов как областью применения учений о множествах и теории функций.
Способом философствования П.А. Флоренского,
пронизывающим все его
Характерной чертой философских взглядов П. Флоренского является антиномизм. У истоков антиномизма П.А. Флоренский ставит Платона, большинство диалогов которого он понимает как «художественно драматизированные антиномии». Высоко оценивается и антиномизм Канта: «идея о возможности антиномий разума – это самая глубокая и самая плодотворная из идей Канта».
Сама истина у Флоренского есть антиномия: «Безусловность истины с формальной стороны в том и выражается, что она заранее подразумевает и принимает свое отрицание и отвечает на сомнение в своей истинности принятием в себя этого сомнения и даже – в его пределе. Истина потому и есть истина, что не боится никаких оспариваний; а не боится их потому, что сама говорит против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание; но это самоотрицание свое истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковой». Постижение этой истины-антиномии подвиг веры.
Труды Флоренского вплотную подводят к идее «философско-математического синтеза». О его непрестанной работе над воплощением этой идеи свидетельствует изложение части «Столпа и утверждения Истины» на языке математических символов. П.А. Флоренский пытался все более и более расширять математизированную часть философии и богословия, стремясь к всеохватывающему синтезу. К этому делу он привлекает все новые разделы математики: логистику, теорию вероятностей, делает попытку привлечь теорию мнимых величин и теорию инвариантов. П.А. Флоренский и в более поздних своих работах трудился в направлении «философско-математического синтеза».
В качестве предела применимости «философско-математического синтеза» Флоренский называет индивидуальное бытие.
Бессилие логической мысли над индивидуальным бытием призван показать раздел «Понятие тождества в математической логике» книги «Столп и утверждение Истины». Математическая логика не определяет индивида, ибо он есть реальность сверх-рассудочная, но способна определить лишь признаковое тождество, т.е. формальное подобие, не проникающее в бытие индивида. Здесь самым наглядным образом встает бессилие логической мысли перед конкретным, т.е. индивидуальным бытием.
Флоренский углубляет и
Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии