Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа
Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.
Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но, главным образом, с реальным «собирательным творчеством». Подобно искусству, идеал которого не в «предварении», а в «осуществлении» - познание становится истинным и плодотворным, включаясь в реальное творчество - свободную «теургию», как его называет Соловьев. В реальном творчестве преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой личности и всего общества.
Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентричной. Человек - вершина творения. Возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому Богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии.
В систему всеединства В. Соловьева вписывается и его философия человека. С одной стороны, как уже отмечалось, человек – это высшая точка развития природы, с другой – с человеком и обществом связана история. В целом В. Соловьеву присуще религиозное понимание человека. В философии Соловьева человек «совечен» Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он един с Богом.
Человек в метафизике всеединства имеет множество определений. В зависимости от точки зрения они могут быть гносеологическими - и тогда он определяется через качества и характер единства своих познавательных способностей, и этическими - в этом случае он рассматривается как существо, призванное собирать, умножать, творить добро.
Можно найти у В.Соловьева и философско-историческое определение личности, которая свою деятельность осуществляет «снизу», точнее, из точки равноудаленности от неба и земли. Процесс их соединения во имя торжества богочеловечества, которое, в свою очередь, есть становящийся синтез бога и человечества в рамках земной исторической судьбы людей как социального организма. В аспекте мирового развития «человек есть некоторое соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий...».
В системе всеединства человек предстает посредником между Богом (абсолютно-сущим) и человеком. Вся человеческая история развертывается как восхождение к Богу, или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым космоэволюционным процессом - строится этика Соловьева, его учения о Добре как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.
Не чуждо В. Соловьеву и культурологическое отношение к проблеме человека. Это связано с его попытками познать сущность и конкретное состояние мировой цивилизации на рубеже XIX вв. Несмотря на врожденный оптимизм соловьевского восприятия действительности, на веру философа неограниченные возможности человека и его «причастность» мирам «иным», суждения о нем в контексте истории и социологии духовной культуры достаточно противоречивы и несут в себе если не понимание грядущего кризиса, то глубокое ощущение неудовлетворительного нравственного, социально-исторического, духовного и даже религиозного состояния общества и индивида. «Современный человек, - пишет В.Соловьев, - осознает себя внутренне свободным, осознает себя выше всякого внешнего, от него не зависящего начала, утверждает себя в центре всего, а между тем в действительности является только одной бесконечно малой исчезающей точкой на мировой окружности».
Вслед за Паскалем и Достоевским Соловьев склонен считать истоком всякого неблагополучия личности прежде всего метафизическое несоответствие между духом и плотью человека: «Человеческое я, безусловное в возможности, ничтожно в действительности. В этом противоречии зло и страдание, в этом несвобода, внутреннее рабство человека. Освобождение от этого рабства может состоять только в достижении того безусловного содержания, той полноты бытия, которая утверждается бесконечным стремлением человеческого я». Еще более отчетливо трагическая полярность человека проявляется в его отношении трансцендентному: «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество».
В «Чтениях о богочеловечестве» Соловьев отмечал, что человеческая личность безусловна отрицательна, она не хочет и не может удовлетвориться никаким условным, ограниченным содержанием. Но человеческая личность может достигнуть положительной безусловности, то есть что она может обладать полнотой бытия. Истинная нравственность - это человечность. Смысл жизни человека состоит в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильному. Нравственное добро ведет к совершенству человека. А для того, чтобы способствовать совершенствованию человека, Бог вступил в земной исторический процесс как богочеловек Иисус Христос. Об этом Соловьев пишет неоднократно. Своим словом и подвигом своей жизни, начиная с победы над всеми искушениями нравственного зла и кончая воскресением, то есть победой над злом физическим - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям Царствие Божие.
Соловьев утверждает, что добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, «бессильный порыв». Открывшаяся во Христе бесконечность человеческой души, способна вместить в себя и величайшее добро, и высочайшую истину и совершеннейшую красоту. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом, красота есть то же добро и та же истина, воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение есть и цель и совершенство. Вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир. Но мир не должен быть спасен насильно, в этом Соловьев твердо убежден.
Он настойчиво проводит мысль о социальном характере любого нравственного акта. В этом смысле Соловьев, подобно Канту, дает определение морального «закона» и для общества: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма».
Значение Вл. Соловьева для русской интеллектуальной культуры «стыка веков» огромно. В своем творчестве он не только выделил специфически русскую философскую проблематику, но и определил «болевые точки» переломного, кризисного для всей России периода.
ГЛАВА 4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА
4.1. Проблемы онтологии, гносеологии и антропологии в русской философии ХХ века (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов)
Конец XIX – начало ХХ века было временем короткого и блестящего расцвета русской духовной культуры, справедливо названной культурой «серебряного века». Философия занимала в этой культуре особое место.
Самая общая характеристика русский философии определяет ее значимость не как научной системы, а как мировоззрения, «миросозерцания эпохи». В конце XIX - начале XX века русская философия выражает, по крайней мере, две характерные черты духовной культуры России: во-первых, ярко выраженную революционность, понимаемую как поиски новых ценностных парадигм, духовных идеалов, наиболее полно отражавших потребности современной эпохи, во-вторых, стремление уравновесить нестабильность и бифуркационность социальных и политических процессов философским и художественным творчеством, утверждающим идеалы гуманизма. В первом случае формирующим и определяющим принципом философии является критицизм - от полного отрицания до переосмысления философской традиции как отечественной, так и западноевропейской. Но и этот принцип в русской культуре специфичен, в смене направленности русская философия этого периода весьма подвижна. Увлечение марксистской философией сменилось ее критикой уже в последние десятилетия XIX века, а затем - преклонением перед философскими изысканиями Ф. Ницше. Но уже в начале века антитезой ницшеанству стали статьи С. Франка, цикл работ по философии творчества, известный бердяевский «Смысл творчества». Утверждение принципа «любви к ближнему» - основе русского гуманизма, способствовало интересу к этике долга и нравственных императивов, что в свою очередь определило внимание к формированию теории ценностей, вызвало интерес к неокантианским школам Виндельбанда и Риккерта. Анализ специфической «ткани» самобытного историко-философского развития России закономерно вызывает обращение к классикам мировой философии.
Тем не менее, подход к решению собственно гносеологических проблем начинался с критики их постановки в европейской философии. В результате был сформулирован вывод, согласно которому гносеологический индивидуализм, утверждаемый западноевропейской философией, объявлялся выражением господства социального и нравственного индивидуализма самой жизни Западной Европы. Анализ этой проблемы, обнаруживший высокую осведомленность русских о новейших течениях европейской философии, привел их к пониманию громадного значения учения Канта, которое стало для русских философов своеобразной отправной точкой в их движении, с одной стороны, к метафизике, а с другой - к сциентизму.
Философия оказалась на гребне популярности. Богатство ярких индивидуальностей, необозримое количество литературы самых разных философских жанров, необычайная популярность периодических журналов - «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Новые идеи в философии» - и в каждом «толстом» издании философских разделов, общественно-культурная деятельность издательств, наконец, нескончаемость философских споров в кружках, салонах, различных обществах и собраниях - все говорило о восприимчивости русского общества к философскому творчеству и о поощрении последнего. Очевидно, что наиболее убедительной характеристикой этого периода был «русский духовный Ренессанс», в конечном счете, оформившийся в религиозно-философское движение.
Анализ и критика ценностей
светского гуманизма стали
Первым свидетельством общественного
значения этих мировоззренческих установок
была широкая полемика в русской печати,
вызванная появлением сборников «Проблемы
идеализма» (1902) и «Очерки реалистического
мировоззрения» (1904). Главная тема сборников
- теоретические основания освободительного
движения в России. Авторы «Проблем идеализма»
полагали, что «непререкаемо утвердить
нравственные и общественные идеалы»,
придать им
«абсолютную санкцию» возможно только
на пути метафизических изысканий, выходя
за пределы преходящих и относительных
критериев и оценок. Задуманные как ответ
идеалистам «Очерки реалистического мировоззрения»
доказывали совершенно противоположное
– социальные идеалы имеют вполне земное
происхождение, они совсем не нуждаются
в метафизической санкции, а их общезначимость
обеспечивается принудительной силой
природного и общественного развития.
Авторы первого сборника, в особенности недавние марксисты – С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, - стремительно двигались от философского Абсолюта к живому Богу и скоро вместе с представителями «нового религиозного сознания» стали трудиться на ниве воспитания «новой религиозной общественности», чтобы осуществить давнюю мечту русской интеллигенции о единстве с народом.
Философские идеи входили в практику социальных и культурных отношений, обосновывали ответ на вопрос о смысле истории (в частности, русской истории) и вместе с ней человека. С другой стороны, практика исторического самоопределения воздействовала на характер философских идей и способ их формирования. Дискуссии и споры – подчас грубые, с призывами к общественному гонению – обычное дело для начала ХХ века. «Интеллигентская правда» безусловно преобладала над «философской истиной». В значительной степени эта ситуация разрешалась попытками соединения онтологии и гносеологии, созданием «философии жизни», которая, по словам С. Булгакова, была бы «жизнеутверждением, а не софистикой».
При всей национально-русской специфике, философия этого периода имела значение, выходящее за рамки одного периода и одной духовной культуры. В философских поисках русских мыслителей оформились принципы, ставшие актуальными в европейской философии позднее. Экзистенциализм в начале ХХ века связывался не только с художественным творчеством Ф.М. Достоевского, но и с философскими трудами Н.А. Бердяева, иррационализм получил обоснование в философской концепции Л.И. Шестова, впоследствии соединившего экзистенциальное бытие с иррациональным. Представители западного интуитивизма во многом обязаны разработкой гносеологических проблем в работах Н.О. Лосского и С.Л. Франка.
Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) – выдающийся представитель отечественной философии ХХ века, создавший оригинальную философскую систему, отличающуюся глубиной и последовательностью мысли.
Н.О. Лосский родился в семье
лесничего в местечке Креславка (ныне
Краслава, Латвия) Витебской губернии.
Был исключен из гимназии за пропаганду
атеизма и социалистических идей. В 1891
году ему удалось поступить в Петербургский
университет, где он специализируется
по психофизиологии. Через три года, поняв,
что его призвание – философия, Лосский
поступает на историко-филологический
факультет. В 29 лет был оставлен для подготовки
к профессуре, снова уехал за границу.
В 1903 г. Лосский стал магистром философии,
в 1907 г. — доктором философии, доцентом,
а позже экстраординарным профессором
Петербургского Университета. В 1921 г. был
изгнан из Петербургского Университета
за религиозную пропаганду, в 1922 г. был
выслан за границу из России. По приглашению
Массарика обосновался в Праге. В 1942 г.
был
избран профессором Братиславского Университета,
где оставался до конца войны. В 1945 г. переселился
во Францию, с 1946 г. по 1952 г. жил в США. Умер
Лосский в 1965 году в Париже.
Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии