Основные черты и периодизация русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская философия востановленная.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Лосский – философ многосторонний. Основные разделы его философии  включают в себя учение о предмете, методе и структуре философии, гносеологическую характеристику интуитивизма, «идеал-реалистическую» онтологию и метафизику, философскую антропологию и психологию, логику, этику, эстетику, социальную философию и психологию, историю философии. Философские проблемы рассматривались во многих работах Лосского, основными из которых считаются: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1919), «Условия абсолютного добра» (1949).

Философия, согласно Лосскому, призвана решать мировоззренческие задачи. Во введении к работе «Типы мировоззрений» он пишет: «В безбрежном океане мирового бытия человеческое я занимает ничтожное место, однако смелою мыслью оно стремится охватить весь мир, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире.  Решить эту задачу способна только высшая из наук - философия, правда, не в обособлении от остальных знаний, а в живом общении со всей системою всех остальных наук. Отсюда понятно тяготение к философии всякой живой цельной души, не низведшей себя путём чрезмерной иссушающей специализации на степень лишь дроби человеческой индивидуальности».

Свое гносеологическое направление  Лосский называет интуитивизмом.

По Лосскому, интуитивизм вскрывает  и устраняет ложную предпосылку  разобщенности между познающим  субъектом и познаваемым объектом, лежащую в основе теорий знания индивидуалистического  эмпиризма,  докантовского рационализма и кантовского критицизма. Лосский утверждает, что отрицая источник знания, доставляющий большую часть познаваемого материала, эта предпосылка приводила к односторонним теориям знания, которые преувеличивали значение то одной, то другой из субъективных деятельностей и таким образом пытались выйти из затруднений: индивидуалистический эмпиризм преувеличил значение ощущений, докантовский рационализм - значение разума, кантовский критицизм - значение структуры всей познавательной способности вообще (чувственности, рассудка и разума). Устраняя ложную предпосылку, интуитивизм освобождает теорию знания   от   всех   подобных   односторонностей.

Интуитивизм Лосского устраняет спорные  пункты старых направлений, к которым  принадлежат противоположности  знания и бытия, рационального и иррационального, априорного и апостериорного, общего и частного, аналитического и синтетического. Другими словами, интуитивизм — это учение, которое противопоставляет рациональному познанию непосредственное „постижение" действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному мышлению.

Познанный объект включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность, понимается независимым от акта познания. Подобного рода созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое Я - некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с миром. То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, Лосский называет гносеологической координацией. Это отношение как таковое не есть познание, потому, что для того чтобы объект не только был бы связан с Я, но также был им познан, субъект должен направить на объект целую серию интенциональных (целевых) умственных актов - осознания, внимания, дифференциации и тому подобного.

С понятием «интуитивизм» тесно  связано понятие «персонализм». Эти два понятия имеют общий корень - монадологию Лейбница. Персонализм - это учение о признании личности первичной реальностью, понимании личности как духовного первоэлемента бытия, и в соответствии с этим является обязательным элементом и основой любого интуитивизма.

Метафизика Лосского есть вариант построений Лейбница в том смысле, что Лосский принципиально защищает плюрализм, то есть нерастворимую и непреходящую множественность в бытии. Как Лейбниц, Лосский признает «единицы бытия» (монады) сотворенными Абсолютом (Богом). Идею творения Лосский не применяет к миру в целом, а только к его основным «единицам бытия», которые он характеризует, как «субстанциальных деятелей».

По Лосскому, когда мы воспринимаем или мыслим какой-либо предмет, необходимо различать в этом процессе две стороны - субъективную и объективную. Субъективная сторона состоит из актов сознавания, различения, припоминания, а объективной стороной может быть любое бытие из состава мира. Следовательно, существует много видов интуиции, опыта. «Можно наблюдать чувственные качества предметов, цвета, звуки; это - чувственная интуиция, и данные этого опыта, цвета, звуки суть не субъективные психические состояния человека, а свойства самих материальных процессов внешнего мира. ... Можно наблюдать идеальную сторону мира, например, математические идеи; это - интеллектуальная интуиция, умозрение. Можно иметь опыт, направленный на металогическое (конкретно-идеальное) бытие; это – мистическая интуиция».

Чувственная интуиция по Лосскому является созерцанием, которое осуществляется при участии органов чувств. Чувственные качества предметов, цвета, звуки, тепло и т.д., согласно интуитивизму Лосского, транссубъективны, т.е. принадлежат самим предметам внешнего мира.

Предметы внешнего мира, по Лосскому,  координированы с познающим индивидуумом целиком со всем бесконечным множеством своих содержаний, но все это богатство предмета связано с человеческим Я лишь подсознательно. Из состава предмета человек опознает только бесконечно малую часть его, именно только те стороны предмета, которые представляют для него интерес и которые он подвергнул различению на фоне наличных и вспоминаемых содержаний бытия. Лосский объясняет различия в восприятии одного и того же предмета различными индивидуумами тем, что выборка из состава предмета тех сторон, которые возводятся из подсознания в область сознания и знания, производится разными лицами различно. Лосский говорит, что восприятие есть выборка, акты выбирания субъективны, но выбираемое транссубъективно.

Помимо внешнего мира интуиция может  быть направлена на внутренний мир другого человека и на идеальные начала. Акту чувственной интуиции всегда сопутствует интеллектуальная интуиция: «Воспринимая яблоко, мы находим в нём единство таких свойств его, как цвет, твёрдость, аромат и принадлежность их к субстанции; единство, принадлежность, субстанция - всё 
это идеальные стороны предмета, доступные только интеллектуальной интуиции, умозрению. Даже ... когда мы воспринимаем и опознаём только цвет ... в восприятии соучаствует интеллектуальная интуиция: цвет сознаётся как 
определённость ... нечто иное, чем все остальные определённости ... что уже есть идеальный аспект предмета». В интеллектуальной интуиции также следует различать субъективную и объективную стороны - интенциональный акт интуиции и идеальный предмет, на который он направлен (понимание и понимаемое) - для правильного осознания смысла восприятия отношения между идеальным.

Не наиболее важным и ценным моментом гносеологии Лосского является учение о мистической интуиции, познании внелогических, металогических форм бытия. В чувственной и интеллектуальной интуиции познаётся бытие, определенное согласно законам тождества, противоречия и исключенного третьего, т.е. законам логики. Но есть и металогическое, конкретно-идеальное бытие, все субстанциальные деятели по Лосскому в основе своей металогичны. Их много, каждый есть самостоятельное существо, но с другой стороны они составляют систематическое единство космоса. Такая соотнесенность их друг с другом влечёт существование Сверхсистемного и Сверхмирового начала, стоящего выше субстанциальных деятелей и придающего им характер единства. Мистическая интуиция и есть познание в подлиннике сверхпространственных и сверхвременных субстанциальных деятелей, среди них и Сверхсистемного начала, равнопервоначального им по своему бытию, а также запредельного трансцендентного Бога.

Теория интуитивизма утверждает максимальную близость знания к познаваемому предмету: истина есть обладание в сознании самим предметом в подлиннике, и весь состав суждения о предмете есть самосвидетельство предмета о себе. Лосский, как и Вл. Соловьёв, утверждает, что, хотя данные чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции глубоко различны, но лишь одновременное осмысление данных всех этих трёх гносеологических компонентов позволяет нам приблизиться к познанию истины.

Согласно классификации, данной самим  Лосским в работе «Типы мировоззрений», его система является конкретным органическим идеал-реализмом.

Название «идеал-реализм» у Лосского означает, что в мире есть, с одной  стороны, идеальное бытие (в античном значении этого термина), т. е. бытие сверхвременное и сверхпространственное. Сюда он относит, например, содержание общих понятий, все отношения, например, причинная связь, связь качества и носителя качеств, количественные формы и отношения (число, единство, множество и т. п.). С другой стороны, в мире существует реальное бытие, состоящее из временных и пространственно-временных событий. Реальное бытие может существовать и быть системным только на основе идеального бытия.

Кроме идеального и реального бытия, есть еще бытие металогическое, т.е. стоящее выше законов тождества, противоречия и исключенного третьего, например Бог. Идеальное бытие есть предмет интеллектуальной интуиции (умозрение). Оно созерцается непосредственно в подлиннике; следовательно, дискурсивное мышление не противоположно интуиции, оно есть один из видов интуиции. Металогическое бытие есть предмет мистической интуиции.

Конкретным называется идеал-реализм, если он, помимо отвлечённых идей, признаёт конкретно-идеальные начала, такие как, например, человеческая душа.

И, наконец, органическое миропонимание, по Лосскому, означает учение о том, что «целое обусловливает свои элементы, что оно не есть продукт суммирования элементов», «целое есть нечто основное, а элементы – производное».

Чтобы отличить друг от друга разные способы бытия - физическое от психического,   реальное   от   идеального,     Лосский   использует   понятия пространства и времени. При этом ключевым моментом является свойство внеположности вещей (событий) в пространстве и времени.

Всякое событие, происходящее в  пространстве и во времени, относится, по Лосскому, к материальному (физическому) бытию, а то, что развивается во времени, но не имеет отношения к  пространству - это психические либо психоидные события. Всё вышеперечисленное является реальным бытием, в отличие от идеального - сверхвременного и сверхпространственного.

События,      имеющие      временную      форму,      но      не      имеющие пространственной формы  Лосский называет психическими процессами, в то время, как события, имеющие пространственно-временную форму, являются телесным бытием. Если в их составе есть процессы отталкивания, то это - материальное телесное бытие.

Интуитивизм Лосского обосновывается состоянием мира как органического  целого. Но в его философии объединены не только метафизика и гносеология: те единицы, которые Лосский называет субстанциальными деятелями, являются отправными точками его антропологических характеристик.

По мнению философа, «субстанциальные деятели творятся неопределенными... Бог, творя их... наделяет необходимыми для осмысленной жизнедеятельности свойствами, но не придает им никакого эмпирического характера… Все виды жизни вырабатываются самими субстанциальными деятелями постепенно в процессе развития мира, в процессе свободной творческой эволюции». Бог творит только личности, точнее,  «из рук Божиих тварь выходит лишь как потенция личности, но еще не действительная личность». Вся судьба субстанциального деятеля определяется в дальнейшем им самим. Субстанциальные деятели обладают свободой выбора - даже если само их бытие лишь потенциально заключает в себе «деятеля». В силу этой «свободы выбора» одни субстанциальные деятели выбирают путь к Богу, другие избирают «землю», то есть бытие вне Бога. Этим актом свободы (еще «на пороге бытия») субстанциальные деятели второго рода отходят от Бога, образуя тем самым «наше царство грешного бытия», — и тут для них открывается возможность некой эволюции, которая будет заключаться в сближении отдельных «точек» бытия и в формировании некоторых единств. Эта эволюция возможна лишь в той мере, в какой каждый субстанциальный деятель способен «частично отказываться от себялюбия». «Каждый субстанциальный деятель может развиваться и поднимать на все более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти подражательно усваивая все более сложные типы жизни. Так, человеческое Я есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вел жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив еще более свое тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешел к жизни одноклеточного животного, — после ряда перевоплощений или, лучше, выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз... стал человеческим «Я».

Человеческое Я — это деятель, производящий не только психические, но и материальные процессы притяжения и отталкивания, которые образуют его телесную форму, или, выражаясь точнее, человеческое тело. Человеческое тело является результатом сотрудничества между человеческим Я и целым рядом других субстанциональнх деятелей на ранней стадии развития. Следовательно, нет никакой необходимости допускать две различные субстанции, одну как причину умственных, а другую — материальных процессов. Признавая, что материальная реальность — не субстанция, а только процесс создания чувственных качеств и актов отталкивания и притяжения, можно понять и допустить, что один и тот же деятель — источник как психического процесса, так и материального процесса. Субстанциональный деятель — идеальная, сверхпространственная и сверхвременная сущность и как таковая выходит за пределы различия между психическими и материальными процессами — это «метапсихофизическая» сущность.

Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии