Основные черты и периодизация русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская философия востановленная.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Будучи сверхвременным, субстанциональный  деятель может устанавливать соотношение между прошедшим, настоящим и будущим. Он осуществляет свои активные действия на основе прошедшего, пережитого им ради будущего, которого он желал, иными словами, его действия целенаправленны.

Главным определением субстанционального деятеля является воля. Воля – это основное, что отличает конкретно-идеальное начало от отвлеченно-идеального, то есть от мира идей, универсалий, не обладающих самостоятельным бытием и предполагающих своего носителя. В этом смысле субстанциональный деятель есть источник силы, динамическое начало в мироздании.

Объединение нескольких деятелей, которые  восприняли некоторое стремление друг к другу для того, чтобы осуществить  их совместно, является средством достижения более сложных стадий существования. Замечательные формы такой субстанциальности возникают тогда, когда группа деятелей подчиняет себя одному деятелю, стоящему на более высоком уровне развития, и становится его органом. В результате этого возникает такая иерархия единств, как атом, молекула, кристалл, одноклеточный организм, многоклеточный организм, общность организмов, подобно пчелам или гнезду термитов, В сфере человеческой жизни существуют нации и человечество как целое. Далее, существует наша планета, солнечная система, вселенная. Каждая последующая стадия унификации обладает более высокими творческими силами, чем предыдущая стадия, и возглавляется личностью на более высшей стадии развития.

Метафизика Лосского, при всей сложности  ее построения и множества разнородных  компонентов, увязываемых в единое целое, по своей сути очень проста. В ее центре находится понятие личности, наделенной свободной волей, жизненной силой Я, творческой потенцией. С помощью учения о субстанциональных деятелях философ хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое обоснование ее бессмертия и свободы. Понятия личности, свободы, творчества объединяют Лосского с философами одного исторического периода: Соловьевым, русским персоналистом Козловым. Однако смысловое содержание этих понятий, связь между ними, характер их обоснования отличают Лосского от других мыслителей даже с очень близкими взглядами. 

Сотворенные Абсолютом субстанциальные  деятели, избравшие сразу жизнь  в Боге, образуют «царство Духа», которое, по Лосскому, есть «живая мудрость, София». Те же субстанциальные деятели, которые «утверждают свою самость», тем самым остаются вне «царства Духа», и среди них возникает склонность к борьбе и к взаимному вытеснению. «Взаимная борьба приводит к возникновению материального бытия, таким образом, материальное бытие несет в себе начало «неправды». И так как, по мысли Лосского, всякая индивидуальная идея есть не природная, а лишь нормативная идея, то есть выражает лишь назначение, вложенное в каждого субстанциального деятеля, то понятно, что отпад от Бога (на пороге бытия) есть падение, «грех».

Система мира, состоящая из целого ряда творчески независимых деятелей, не может рассматриваться как  система, которая содержит в себе основу собственного существования. Основой  системы мира может быть только принцип, который находится над миром, по ту сторону мира, и возвышается над всеми системами. Этот принцип несоизмерим с миром. Это не разум, а «вне разума». Это не личность, а «вне личности». Даже термин «абсолют» к нему не применим, так как абсолют соотносителен с относительным, то есть с космическим бытием. Иными словами, это значит, что сверхкосмический принцип свободен от мира: нет совершенно никакой необходимости для него быть основой мира. Мир не может существовать без сверхкосмического принципа, но сверхкосмический принцип мог бы существовать без мира. Философия открывает его посредством  умозрения мира, то есть посредством интеллектуальной интуиции, направленной на мир, и ведущей к мистической интуиции, которая уже направлена по ту сторону, к сверхкосмическому, металогическому принципу.

Сверхкосмический принцип несоизмерим  с миром. Следовательно, он становится основой мира не через посредство диалектического развития, или эманации, или какого-либо другого вида отношений, допускаемого пантеизмом, но в результате абсолютного творчества, или творения из ничего. Для сотворения мира Бог не нуждался в том, чтобы брать какой-либо материал как из себя, так и извне. Он сотворил мир как совершенно новое бытие, бытие иное, чем он сам.

Бог в своей триединой жизни — это абсолютная полнота бытия, первоначальная, всеобъемлющая внутренняя ценность. Всякая сотворенная им личность наделена качествами, которые при правильном их использовании дают возможность достигнуть абсолютной полноты жизни. Поэтому всякая сотворенная личность есть (во всяком случае потенциально) также всеобъемлющая и абсолютная ценность. Все необходимые аспекты абсолютной полноты бытия, любви, красоты, истины, свободы являются также абсолютными внутренними ценностями, но, будучи просто аспектами целого, они представляют собой частичные абсолютные ценности. Каждая из них — это существование в своем значении для абсолютной полноты жизни. Это означает, что ценность — не дополнение к существованию и не качество, которым она обладает наряду с другими качествами, но органическое единство существования и смысла. Эта теория, согласно Лосскому, представляет собой онтологическую теорию ценностей. Существование, которое приближает нас к абсолютной полноте жизни, есть положительная ценность, а то, что отвлекает нас от нее — отрицательная ценность.

Заслуги Лосского в основных и частных  философских проблемах велики, и  как считают его исследователи, требуют дальнейшего осмысливания.

В области гносеологии непреходящей заслугой Лосского является создание и обоснование интуивистской теории знания, согласно которой предмет вступает в кругозор сознания не как отражение, копия и т.д.,  а в подлиннике.

Именно Лосскому удалось освободить философскую мысль из-под гипноза  «Критики чистого разума» Канта, в течение более чем столетия невольно склонявшую философскую мысль к субъективизму.

В области метафизики Лосский творчески  обосновал и преобразовал лейбницевское  понятие монады, или, по терминологии Лосского, субстанционального деятеля. Мир есть, по учению Лосского, «органические целое», причем эта органичность минимальна, но реальна, в материальном мире и повышается по мере восхождения к высшим формам бытия.

Чрезвычайно важно так же различие, проводимое Лосским между «отвлеченно идеальным бытием» - основными категориями идей, и «конкретно-идеальным бытием» - субстанциональными деятелями, которые не абстрактные сущности, а конкретные существа.

В своей этике Лосский утверждает абсолютность нравственной ответственности  – как мотив поступка, так и  его объективных последствий.

Семен Людвигович Франк  (1877–1950) не был в такой степени типичной фигурой религиозного Ренессанса, какими были Н. Бердяев и С. Булгаков. Мотивы религиозного обновления оказались и у него доминирующими, но не менее сильно было во Франке внимание к чистой философии. Подобно Н. Лосскому, Франк начал строить свое учение с гносеологических проблем. В своих капитальных философских трудах он стремился к системности. В творчестве Франка была классическая строгость мысли и метода, склонность проводить тончайшие умозрительные различия; богословские, экзистенциальные и культуроведческие мотивы, владеющие творчеством Булгакова, Бердяева не были чужды Франку, но они подчинялись классической философской проблематике. Франк умел живо чувствовать современность и болеть ее проблемами, но это не мешало ему созерцать бытие «под знаком вечности», по-новому освещать традиционные и вечные проблемы.

С.Л. Франк родился в 1877 году в  интеллигентной еврейской семье, еще  в гимназии увлекся марксизмом и стал членом марксистского кружка. Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета. В 1899 году был, на короткое время, арестован и лишен прав проживать в университетских городах. В том же году Франк уехал за границу, где продолжал свои занятия в Гейдельберге и Мюнхене. В 1900 году он написал свой первый труд «Теория ценности Маркса», где подверг экономическое учение Маркса обстоятельной критике. Философская эволюция Франка шла, как и у большинства представителей Ренессанса, от марксизма к идеализму. В 1902 году в получившем широкую известность сборнике «Проблемы идеализма» Франк напечатал свой первый философский этюд «Фр. Ницше и этика любви к дальнему». Вдумчиво и блестяще написаны дальнейшие этюды Франка (о прагматизме, о Гете и пр.).

В 1907 году Франк принял деятельное участие в знаменитом сборнике «Вехи».  Он написал для этого сборника одну из лучших статей, «Этика нигилизма», где обвинял русскую интеллигенцию в «арелигиозном морализме», оборачивающемся на практике «культурным нигилизмом». В последующие годы Франку удалось преодолеть соблазн ухода в философскую публицистику и вскоре он начинает писать свою магистерскую диссертацию, вышедшую в 1915 году под названием «Предмет знания». В этом, одном из лучших произведений русской гносеологической мысли, впервые развернулось во всю мощь необычайное философское дарование   Франка.   В   1918   году   выходит в свет новая книга  Франка «Душа человека», которая содержит целую систему «философской психологии». С 1917 по 1921 год Франк занимал кафедру философии в Саратове, а затем — в Москве. В 1922 году, вместе с другими русскими учеными, Франк высылается за границу и поселяется в Берлине. В течение двадцатых годов Франк издает ряд новых книг, из которых особенно важны  «Духовные основы общества», «Основы марксизма», «Введение в философию» и «Крушение кумиров». С 1930 по 1937 год он читает лекции в Берлинском университете, затем уезжает во Францию, а в 1945 году в Англию. В 1939 году выходит в свет лучшая из  его  книг, подводящая итог всему его философскому развитию,   - «Непостижимое»   и   в 1950 году – «Свет во тьме» (система этики).

Скончался Франк в декабре 1950 года в Лондоне.

С.Л. Франк продолжил традицию фундаментального исследования мировоззренческих  проблем, уже сложившуюся в российской философии и представленную трудами B.C. Соловьёва, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Л.М. Лопатина. Однако по многим направлениям его философская мысль шла дальше. Идея Всеединства, широко развитая B.C. Соловьёвым, нашла в лице Франка своего достойного последователя. И если у Соловьёва намечены основные линии антропологии, которая соответствует системе Всеединства, то «только Франк, - подчёркивает В.В. Зеньковский, - договаривал до конца, довёл до предельной чёткости учение о человеке в пределах системы Всеединства, и в этом его громадная заслуга».


С.Л. Франк является и восприемником  многих ведущих идей западноевропейской философии, творцами которых были, прежде всего, Платон, Николай Кузанский. Его  связывали узы дружбы с Н. Гартманом, в одном русле с идеями которого формировались онтология и гносеология Франка.

С.Л. Франк не был приверженцем революционных  порывов, которые якобы должны установить Царство Божие на Земле. Такие  цели утопичны, считал он. Задача государственной  власти не в том, чтобы установить рай на Земле (это невозможно), а в том, чтобы не допустить ада. Не социальный «скачок» (скачок «мимо духовности»), а постепенная, доходящая до глубин народной души «реформа бытия» - таков единственный надёжный верный путь к человечному обществу. Франк, как замечает В.В. Зеньковкский, «не был пессимистом - в его публицистических статьях есть всегда призыв к творческому преображению жизни - к «реформе бытия», как он выражается. Это, в сущности, «новая теория прогресса.. к творчеству Франка должно всегда возвращаться, чтобы искать в нём вдумчивого и глубокого анализа основных тем культуры и жизни».

Франк считал, что русская философия  лишена, с одной стороны, чистой рациональности, с другой - туманного иррационализма; первая крайность свойственна западноевропейской философии, вторая - восточному мировоззрению. Хотя систематическое и понятийное познание не кажется русскому уму чем - то второстепенным, но всё же является чем - то схематичным, неспособным дать полную и живую истину: истина для него неотрывна от правды, справедливости, а рациональное - от переживаний.

В русской философии был установлен фактически совершенно новый критерий истины и соответствующая ему  познавательная способность. Им стало  понятие опыта, но не как опыта  чувственной очевидности, а как  жизненно-интуитивного постижения бытия в сочувствии и переживании. Выдающиеся русские философы рассматривают духовную жизнь человека не просто как особую сферу мира явлений, область субъективного: они всегда видели в ней некий особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с космическим и божественным бытием.

Специфические черты русской философии, отмеченные С.Франком, дают представление и о его собственной философской концепции: его концептуальные идеи концентрируются на духовности как основе человеческого бытия. «Человек укоренён в мире, а тайны мира заключены, прежде всего, в самом человеке; мир очеловечен, и его невозможно постигнуть вне человека».  Таково одно из главных  положений философии Франка.

Он усматривает в реальности несколько слоев, подразделяя её на отдельные «роды». Первый слой есть «эмпирическая», «материальная» реальность, общий всем нам мир, существующий вне нас. Более глубокий слой представлен сферой «идеального». Сюда относится то, что образует «форму» предметов и выражается в их структуре, числовых и геометрических соотношениях, логической подчинённости или соподчинённости, в отношениях причины и следствия, качества и количества, противоречия и единства, целостности и части, в явлениях добра (добра вообще), красоты (красоты вообще) и т.п. «Идеальный» момент бытия имеет два аспекта: с одной своей стороны он входит в состав объективной действительности, «мира» и есть только её «структурный», или «конструктивный» элемент; с другой – он характеризуется совершенно независимо от объективной действительности. Взятые в этом своём качестве «идеальные» содержания не входят сами, как таковые, в состав «мира». «Идея» есть некий продукт или явление самой нашей мысли и находится к нашему внутреннему бытию в некоем более интимном отношении; это есть универсальный элемент мысли.

Это, по Франку, те всеобщие категории культуры, которые являются продуктом социального развития и оказываются действительно надиндивидуальными феноменами, выступая ведущим элементом в формировании индивидуального сознания, основой его конкретного содержания.

Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии