Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат
В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.
Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах.
Характерной особенностью этого типа правопонимания является то, что оно
основывается на различении права и закона. Сторонники этой концепции (Эуген
Эрлих, Леон Дюги) полагают, что именно общество определяет содержание
права, а не наоборот. Право не порождается государством, но закрепляется
им. В то же время право не признается существующим по природе. Право —
результат динамичного функционирования социума. В зависимости от изменения
общественных отношений меняется и право, т. к. представляет собой отражение
общественных отношений.
Право возникает помимо воли членов общества, кристаллизуясь из
традиций, авторитетных обычаев. Делом законодателя и государства является
только лишь нормативное закрепление сложившихся обычаев или выведение норм
из существующих принципов, если обычай не регулирует соответствующую
область правоотношений. Таким образом признается наличие правового и не
правового закона. Правовой закон соответствует интересам общества и
является их отражением. Неправовой закон — это произвол законодателя.
Для Эрлиха
центр правового развития
правовой науке, не в судебных решениях, а в самом обществе. Именно
внутренний порядок человеческих ассоциаций, а не юридические установления,
определяет человеческую судьбу. Объяснение социальных явлений следует
искать не в юридических конструкциях, а выводя основные положения научной
мысли из объективных фактов. Соответствующим образом люди рассматривают
свои права как нечто, исходящее из взаимоотношений людей, а не из
юридических положений, регулирующих эти отношения. Так, существование
государства предшествует принятию конституции, семья предшествует семейному
праву, владение предшествует праву собственности, контракт предшествует
контрактному праву, оставление имущества в наследство предшествует
завещательному закону и т.д. Внутренний строй человеческих ассоциаций не
только предшествует по времени юридическим положениям, но представляет
собой также базисную форму права, из которой исходят конкретные юридические
положения,
Сторонники этого типа правопонимания считают, что в общественных
ассоциациях люди общаются и признают некоторые правила поведения как
обязательные для исполнения. Вообще говоря, они регулируют свое поведение в
соответствии с этими правилами, являющимися социальными фактами, которые
появились в результат действия сил, существующих в обществе. Эти правила
очень разнообразны. Они включают нормы права, трудовой деятельности, этики,
этикета, такта, внешнего поведения, моды и т.д. В социологическом
правопонимании природа юридической нормы та же, что и природа всех других
норм поведения. Самый важный компонент, компонент принуждения, стоящий за
юридической нормой, так же как и за любой другой нормой поведения, является
формой общественного
принуждения вне
Государство — это лишь одна из многих юридических ассоциаций,
существующих в обществе. Другие ассоциации включают семью, церковь и
корпоративные организации. Следовательно, существует множество правовых
норм, которые не находят
выражения в юридических
Функцией государственных принудительных норм является защита правил
поведения, сложившихся в обществе, а также защита различных государственных
институтов.
Существуют
объективные общественные
наличествуют в убеждениях людей, объединенных в ассоциации. Этими фактами
являются использование, господство, владение и проявление воли. Из этих
фактов и ведут свое происхождение нормы права. В этом процессе
государственное принуждение совсем необязательно.
Эти факты права оказывают влияние на правовые отношения тремя
способами: а) они придают принудительный характер этим отношениям, б) они
контролируют, затрудняют или лишают законной силы эти отношения и в) они
приписывают юридические последствия тем отношениям, которые не происходят
непосредственно из этих фактов. Только один тип юридических норм, а именно
норма судебного приговора, является государственным по происхождению.
Превращение государственных норм в основополагающие правовые нормы
происходит тогда, если это вообще происходит, когда эти нормы становятся
частью живого права. Живое право, или право, которое на самом деле
действует в обществе, всегда находится в состоянии эволюции и всегда идет
впереди права, исходящего от государства. Например, Э. Эрлих считает, что
задача юриспруденции — попытаться смягчить эту напряженность, существующую
между этими двумя видами права. Право, таким образом, является продуктом
социального развития и одновременно его стимулом.
Нормы права
регулируют взаимоотношения
фактами права. Эти взаимоотношения проявляются в трех формах: а) могут
существовать правовые нормы, базирующиеся исключительно на фактах права
(например, контракты, уставные нормы корпоративных ассоциаций и т.п.); или
они могут вести происхождение от других факторов (компенсация за ущерб,
незаконное обогащение); б) могут существовать государственные повеления,
создающие или отвергающие социальные факты, например экспроприация или
аннулирование контрактов; и в) могут существовать нормы, которые не связаны
с социальными фактами, т.е. налогообложение, торговые концессии и т.д. Там,
где социальные факты права совершенно ясно видны, задача юриста в основном
чисто техническая. Однако там, где социальные факты права не являются
такими очевидными, юристам необходимо искать руководящий принцип в общих
принципах правосудия и справедливости. Статическая справедливость идеальных
форм, которая способствует укреплению существующих условий, смягчается
динамической справедливостью, которая характеризуется конкурирующими силами
индивидуалистических и коллективистских идеалов.
В свете социологической теории права предметом теории государства и
права должна быть структура социума и отношения в нем. Выясняется, в
процессе каких
Самым большим недостатком в данном типе правопонимания является то, что
не проведено грани четкого различия правовой и неправовой традиции, т. е.
неизвестно, из каких сфер общественной жизни рождается право. Таким
образом, сфера права выглядит достаточно размытой.
НОРМАТИВИЗМ - правовая доктрина,
рассматривающая право
1 В противовес позитивистским,
герменевтическим философскоправовым
концепциям Дворкин, вместе с рядом других
авторов, настаивает на возможности и необходимости дать содержательное
этическое обоснование права. Следуя Канту,
Дворкин подчеркивает особое значение
деонтологического обоснования, т.е. такого,
которое опирается на концепцию долга
и должного. Отчасти принимается и принцип
справедливости Роулса, однако критике
подвергается роулсовская абсолютизация
значения "исходной позиции" в обосновании
прав и свобод человека. Дворкин отвергает
идеи Роулса и его сторонников, которые
пытаются описывать мотивы поведения
людей по принципу "или-или": или индивидуальные
интересы - или моральность. "Я утверждаю,
- писал Дворкин, - что либералы должны
отвергнуть такой ограниченный подход
к своей теории. Они, напротив, должны попытаться
связать этику и политику, обосновывая
такой подход к природе и характеру жизни,
основанной на добре (good life), который сделает
либеральную политическую мораль скорее
непрерывной, чем прерывной, и свяжет ее
с философским пониманием такого рода
жизни".
2 Итак, моральное обоснование политики
и права, согласно Дворкину, не только
возможно, но и принципиально необходимо.
При этом моральное обоснование права
значительно облегчается тем, что позитивное
право неизбежно ассимилирует, концентрирует
в себе и моральное содержание. В этом
с Дворкиным согласны многие специалисты
по философии права и многие этики. В данном
пункте также сохраняется наибольшая
близость современных авторов к подробно
обоснованной Кантом идее о "взаимодополнительности
морали и права".
3 Дворкин, далее, различает - применительно
к философии права и этике - понятия "правила"
и "принципы". Правила - это конкретные
нормы; принципы содержат в себе всеобщие
- и еще требующие обоснования, интерпретации
- правовые положения (такие как человеческое
достоинство, справедливость и равенство).
И принципы и правила равно имеют, согласно
Дворкину и его сторонникам, телеологическую
структуру, т.е. они связаны с целями. Однако
различия между ними весьма существенны.
Правила всегда включают релятивизирующий
компонент "если" и варьируются соответственно
условиям их применения; конфликт между
правилами означает необходимость исключения
или отмены одного из конкурирующих правил.
В случае конфликта принципов один из
них, правда, выступает на передний план,
однако другой вследствие этого вовсе
не утрачивает своего значения.
4 Позитивное право образует, согласно
Дворкину, единство правил и принципов.
Их целостное обоснование достигается
благодаря дискурсивному обсуждению права.
В нем участвуют и граждане государства,
и лица, непосредственно занятые исполнением
или трактовкой закона. "Конструктивная
интерпретация - дело, состоящее в наложении
цели на какой-либо объект или какую-либо
практику во имя превращения их в наилучший
из возможных примеров той формы или того
вида, к которым эта данность принадлежит..."