Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат
В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.
Каждый судья способен и по роду своих занятий должен включаться в общий правовой дискурс и восходить от конкретного деласлучая к идеально значимому решению. При таком подходе индивидуальным субъектам права и закона вверяются весьма широкие возможности в деле сохранения непрерывности правового пространства и даже соединения правовой практики и теории. И действительно, Дворкин апеллирует к некоему идеальному субъекту, "судье-Геркулесу", который якобы знает все принципы и целеполагания, необходимые для оправдания оптимального, по его мнению, решения и одновременно разбирается во всех хитросплетениях существующих законов. Соглашаясь с Дворкиным в том, что фигура судьи (или другого толкователя и исполнителя закона) должна быть для философии права центральной, представители "легального реализма", в частности "движения за критическое изучение юридической сферы", высказали свои сомнения относительно того, что право как нечто "когерентное", единое существует, тем более в последовательно проведенной форме, и что правовая практика рационально соотносится с соответствующими законодательными установлениями и господствующими учениями. Подверглась критике и презумпция "судьи-Геркулеса": судья из плоти и крови, возражали критики, не имеет ничего общего с идеальной фигурой судьи в изображении Дворкина.
Дворкин подробно отвечал на критику юристов и философов, придерживающихся "реалистической" позиции. Он ввел понятие "интегральность", настаивая на том, что сообщество реально интегрирует своих членов там и тогда, и только тогда, когда реально признает их свободными и равными друг другу. Иными словами, существование правового государства уже в себе самом содержит доказательство интегрированности, цельности сферы права. На связь позиции Дворкина с американским опытом указал Ю.Хабермас: "Будучи американцем, Дворкин имеет за плечами более чем двухсотлетнее непрерывное конституционное развитие; будучи либералом, он скорее склонен к оптимистическим оценкам и открывает в американском правовом развитии образец для подражания".
В полемике Дворкина и его критиков в философии права (A. Aarnio, R. Alexy, Gunther) были также затронуты и достаточно плодотворно обсуждены и более общие проблемы социальной философии: взаимодействие индивидов в сообществе, социальная интерграция, роль коммуникации, диалога, дискурса в социальной практике, в социальной интеграции.
Решающую роль в критике обновленных проектов либерализма сыграл уже упомянутый комму нитаризм, оказавший большое влияние на дискуссии последних лет в социальной философии и этике.
В соответствии с этим изучение права представляет собой исследование различных классов внешних проявлений правового опыта и различий между элементами этого опыта и проявлениями связанных с ними психических процессов. Этот метод может быть простым или экспериментальным. Экспериментальный метод так же применим к этим исследованиям, как и к изучению любой области психического опыта других людей.
Эти позитивистские и эмпирические основания приводят Петражицкого к тому, что он не рассматривает юридические правила и абстрактные правовые принципы в качестве решающего элемента для понимания правовых феноменов, а исследует действительные механизмы человеческого сознания, испытывающего чувство долга и правоты своих притязаний. Право и мораль присутствуют в нашем опыте, имеющем отношение к выполнению обязанностей. Они представляют собой психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку и динамическое осознание долга. Негативная оценка происходит тогда, когда, обдумывая какое-либо действие или наблюдая его, мы испытываем отсутствие желания его совершить или отвращение к нему — чувства, вызванные властным мистическим влиянием, исходящим как бы от высшей силы. Позитивная оценка совершается тогда, когда во время такого обдумывания или наблюдения мы испытываем чувство одобрения и влечения, сопровождающееся толчком, импульсом или желанием совершить указанное действие, чувство, которое также исходит свыше от властной мистической силы.
Поэтому право или мораль являются проекцией нашего правового или морального эмоционального опыта. Существуют эмоции двух видов: во-первых, это эмоции, направленные на конкретный, ясно обозначенный объект, как, например, эмоции влечения, в которых объект нас привлекает (т.е. голод, жажда), и эмоции отвращения, в которых объект нас отталкивает (страх); и, во-вторых, абстрактные или незаполненные эмоции, которые могут иметь отношение к самым разнообразным действиям в качестве стимула и объекта. Правовые, моральные и эстетические эмоции относятся к этой категории.
Итак, по теории Петражицкого, как
право, так и мораль принадлежат
к области психики. Они различаются
по разным типам эмоций. В моральном
опыте присутствует лишь осознание
долга, другими словами, властное желание
воспрепятствовать
Таким образом, правовые эмоции являются
императивно-атрибутивными в
Последствием того, что императивно-атрибутивный характер рассматривается в качестве отличительной черты права, явилось распространение действия права на более широкую область, чем это традиционно принято. Как указывает Петражицкий, оно включает игры, спорт, поведение детей родителей и горничных в домашней обстановке, поведение учителей, правила общественного гостеприимства и этикета, религиозное право, отношения между членами криминальных групп, отношения между возлюбленными, друзьями и родственниками и т.п.
На основе императивно-атрибутивного опыта Петражицкий делит право на две категории: 1) интуитивное и позитивное право и 2) официальное и неофициальное право.
Разделение права на интуитивное и позитивное охватывает императивно-атрибутивный опыт, который является абсолютно независимым от идеи каких-либо властно нормативных фактов, таких, как постановления, обычаи и т.д.
Интуитивное право отличается от позитивного права не в том, что интуитивное право является желаемым или идеальным правом, а позитивное право реально существующим; различие состоит в том, относится или нет императивно-атрибутивный опыт к нормативным фактам. Содержание интуитивного права является интеллектуальным и характеризуется отсутствием идеи нормативных фактов. Из этого следуют четыре вывода.
1) Содержание интуитивного
права индивидуально
2) Указания интуитивного
права соответствуют индивидуал
3) Интуитивное право развивается постепенно и симметрично, свободно варьируясь и адаптируясь к изменяющимся условиям, в то время как позитивное право отстает от существующих в данное время духовных и экономических условий благодаря фиксации его положений нормативными фактами, являющимися фактами прошедшего времени.
По теории Петражицкого,
право выполняет две
У психологической теории права есть ряд существенных недостатков: 1.) слишком расширена граница права, и в его сфере оказываются самые различные отношения, включая спорт, игры и т. д. 2.) не разработан и не указан научный критерий для определения положительных и отрицательных качеств интуитивного права. 3.) не учитывается то, что право — не только субъективное явление.
Предметом теории государства и права в этом случае является человеческая психика, психология и ее тайны.
Марксизм возник в 40-х гг. XIX века. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих
Энгельс (1820–1895) пытались выяснить условия
и указать пути реального освобождения
трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации,
от всяких форм социального угнетения,
бесправия, неравенства. Они поставили
перед собой задачу наметить контуры строя,
который сможет преодолеть отчуждение
труженика от собственности и власти,
наиболее разумно организует общественную
жизнь, обеспечит свободное гармоничное
развитие личности. Увлеченные
прежде всего и главным образом этой проблематикой,
К. Маркс и Ф. Энгельс, естественно, обратились
к широкому кругу прямо связанных с нею
вопросов государства, права, законодательства,
политики. Плодом такого
обращения и
явилась марксистская историко-материалистическая
концепция государства и права.
Специфика марксистского подхода к изучению
государства и права – анализ явлений
политической и правовой жизни в первую
очередь как органических составных
частей (моментов)
классовой общественно-исторической
формации, отказ от усмотрения в политико-юридических
институтах феноменов религиозного, психологического,
этнического и тому подобного порядка.
Упомянутый подход зиждется на идее зависимости
государства и права прежде всего и главным
образом от уровня общественного разделения
труда, классовой структуры и соотношения
классовых сил в обществе.
1. Государство и право как надстроечные
явления Суть историко-материалистического
подхода к государству и праву состоит
в понимании этих образований в качестве
надстроечных по отношению к экономической
структуре общества. Уподобление государства
и права надстройке – исследовательский
прием, призванный доказать наличие того
факта, что данные явления коренятся в
"материальных жизненных отношениях",
опираются на "реальный базис" и в
своем бытие зависят от него.
"Реальный базис", производственные
отношения не только лежат в основании
политической и юридической надстройки,
но и образуют ее условие, определяют ее
саму: "Способ производства материальной
жизни обусловливает социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще".
К государству и праву от экономической
структуры идет и линия причинно-следственной
зависимости. Конечную причину и решающую
движущую силу всех важных исторических
событий марксизм находит в экономическом
развитии общества. По словам Энгельса,
"конечных причин всех общественных
изменений и политических переворотов
надо искать… в изменениях способа производства
и обмена…". Идея
детерминации надстроечных учреждений
экономическим базисом неразрывно связана
с идеей относительной самостоятельности
и постоянной активности надстройки (государства
и права в особенности). Обе эти идеи естественно
дополняют друг друга; их единство образует
теоретическую модель соотношения
политико-юридических
систем и социально- экономической
структуры классового общества.
2. Классовый характер государства и права
Марксистский взгляд на классовый характер
государства и права произведен
от историко-материалистического
Кроме того, оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и не решенным, не умея, как отмечал Н.М. Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать "божественное установление". Государство и право получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола"*(83).
И это действительно так. Как показывает опыт решения проблем происхождения государства и права, особая роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. "Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова", - читаем мы в Библии.
Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти "не от Бога".
Примерно в тот же период появляется учение широко известного в просвещенном мире ученого - богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам Божественный разум, согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь последнее обязано защищать религию.
Призывая светские власти беспощадно бороться с еретиками, Ф. Аквинский писал, что "извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков".