Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Итак, предметный смысл схватывается в идеации. По-другому ее можно определить как категориальную интуицию, позволяющую “экономно” осуществлять сложнейшие отождествления в сфере того, что Гуссерль в своем позднем сочинении “Опыт и суждение” определял как “категориальную артикуляцию” или “предикативную очевидность”, как интуитивную возможность оперировать далекими от созерцания понятиями. В представлении о характере идеации Гуссерль расходится с Кантом, который отделял категориальные формы от интуитивных. Интуитивные данности, согласно кантовской трансцендентальной теории, связываются посредством схематизма воображения, который первичен по отношению к схематизму трансцендентальной дедукции, связывающей категории. Это значит, что, согласно Канту, мы видим раньше, чем понимаем. Для Гуссерля принципиально то, что сущность видимого и мыслимого может схватываться сознанием одновременно, например, в восприятии, которое является вполне полноценной формой сознания именно в силу полноты представленной в нем сущности предмета. В этом заключается определенный вызов феноменологов: неужели, когда я вижу за окном пейзаж (как, например, фрагмент петербургского зимней загородной природы), я осознаю его так глубоко и полно, что рефлексия ничуть не продвинет меня в понимании того, что именно мне представлено в непосредственном созерцании. Конечно, рефлексия дополнит, углубит, может даже изменит это первое впечатление от увиденного. Но само по себе данное в восприятии будет осуществляться вновь и вновь устойчивым образом. А рефлексия будет только прикладываться к этой картинке как необязательное, но весьма ценное и уникальное дополнение. Именно из такого рода приложений к тому, что мы видим, состоят всякая наука и всякое искусство. Рефлексия играет в работе сознания ту же роль, что и художественная форма по отношении к определенной природной основе. Один и тот же пейзаж художники отразят совершенно по-разному даже тогда, когда их художественным преображением руководит канон. Например, в иконописи существует множество воплощений образа Христа. И при том, что в руководстве к изображению персонажей Священного писания, который называется «Изводом», строго описано, как именно должен строиться образ, нет двух одинаковых изображений Спасителя или Богородицы. Так же и рефлексия, - она позволяет видеть то, что вообще говоря, невидимо, но, с другой стороны, именно рефлексия является основой разного рода ошибок, «фантазмов», заблуждений и извращений предметной сути.
Ноэматическое ядро феноменологической дескрипции (то есть то, что более привычно определялось как суть понимания вещей) является корреляцией предмета, смысла и тех конкретных видов деятельности сознания, которые и дают нам в результате то, что дают - «феномен». Содержательное наполнение происходит благодаря выявлению совокупности формальных или материальных, определенных или неопределенных подразумеваемых смыслов предмета. Феноменологическая дескрипция на стадии эйдетического анализа является таким описанием предмета, в котором он характеризуется как коррелят множества взаимосвязей сознания в процессе “совершенно определенного сущностного наполнения”. Это и есть форма феноменологической конкретности, которая дается “в постоянной сопряженности со всеми регионами бытия и со всеми ступенями всеобщности вплоть до бытийных конкреций”55. Корреляция предмета с его содержательным наполнением выражает сущностный предметный смысл, или, как определяет его Гуссерль, “фундаментальный кусок ноэмы”56. Ноэматический коррелят определяет основные цели дескрипции: “в отрезке феноменологической длительности - зафиксировать все целое конкретное сознание вещи”57. Очевидно, что эйдетическая редукция осуществляется во множестве модификаций: как идеация, - привычное сущностное интуитивное схватывание предмета, когда мы его так или по-иному называем, именуем. Предмет дается в нашем сознании как «подразумеваемое как таковое, отделенное от меняющихся своих предикатов», он представлен как нечто тождественное («простое Х»). Гуссерль определяется предмет как “тождественное”, как “подразумеваемое как таковое, отделенное от меняющихся переменчивых предикатов”. Предмет представляет собой нечто, абстрагированное от конкретного наполнения. По-видимому, надо понимать Гуссерля таким образом: как бы мы ни представляли предмет, чтобы его смысл не сводился к какому-либо конкретному содержанию, не важно даже, истинному и ложному, просто «вот к этому», сознание обладает способностью удерживать предмет как общее, предельно несодержательное понятие, как имя предмета. Идеация - это общая всем способность сознания оперировать сущностями. Это для нас – привычная операция, и мы, как правило, никогда не задумываемся, как именно мы ее осуществляем. Между тем, это одна из сложнейших форм мышления. Например, мы используем временную шкалу отсчета без всякого прояснения того, что такое время. Предметный смысл оказывается доступным в самом непосредственном интуитивном способе предметного конституирования.
Но в каких именно модификациях сознания утверждается предметное тождество? Оно может осуществляться “по мере восприятия”, “по мере воспоминания”, “ясно-наглядно”, “по мере мысли”, как “данное” и т.д. в прямом соответствии со способами, какими предмет и его содержание производятся. Одна из форм эйдетического конструирования и одна из фундаментальных модификаций первичного материала – внимание. В нем сознание выступает источником «ноэтического света, который, - как говорит Гуссерль, - выхватывает из темноты фрагменты, секторы видимого». Феноменологическая дескрипция выявляет бесчисленные эйдетические (смысловые) конкретности, описанные в самых различных измерениях смыслов. Простое внимание (его распределение и его модусы: замеченного – незамеченного; внятного – невнятного, сконцентрированного – не сфокусированного, удерживаемого – рассеянного и т.д.) фиксируют изменения интенционального содержания (смыслов), в то время как предметный состав (предметное тождество) остается тем же самым.
Гуссерль не
случайно сравнивает внимание
с блуждающим лучом, который,
выхватывая из темноты
Анализ
внимания показывает, что феноменологическая
дескрипция состоит из
Приведем пример. У французского художника Бодэна есть картина в импрессионистском стиле, которая называется «Натюрморт с яйцом всмятку». Она выполнена в нежных пастельных тонах, в которых проявляются всевозможные перламутровые оттенки – нежно-розовые, пепельно-серебристые, голубовато-зеленоватые, и при этом выдерживается благородная серая гамма. Но название! Только внушением, через определение цвета, которого нет в картине, в этот бледный изысканный натюрморт вторгается желтый, разрушительный для целого, цвет. Он взрывает этот гармоничный колористический порядок только упоминанием, никак не показом оттенка желтка яйца, сваренного всмятку. Наше восприятие разрушается не увиденным, а только представленным желтым цветом. Таким образом Шарль Бодэн оказывает редкостную услугу феноменологам, демонстрируя две разные способности сознания, - восприятие и фантазию, равно участвующие во всех без исключения предметообразующих и смыслообразующих структурах, и делает это исключительно художественными средствами. Мы не объяснили бы все эффекты, производимые этим натюрмортом, если бы не описали действия воображаемого мира картины. Оказывается, что часть мира, заключенного в произведении Бодэна, мы видим (воспринимаем), а часть, - примысливаем, воображаем. И все это – реальность картины. Тогда понятно, как, с феноменологической точки зрения, восполняется реальное, редуцированное на первой стадии феноменологической аналитики, но затем вошедшее в феноменологический контекст в качестве определенного смыслового коррелята предмета.
А
что будет являться
Потому
проблема статуса реальности, которая
была поставлена Гуссерлем,
Реальность
– это определенный предмет,
включенный в определенную
Что
же по сути своей представляет
дескриптивное описание? Определяя
смысл феноменологической
Является ли феноменологическое описание жесткой
структурой или оно осуществляется спонтанно,
сообразуясь с теми многообразными формами,
или модификациями сознания,
благодаря которым производятся (реализуются)
феномены? Дескриптивная практика осуществляется
в определенной степени стихийно, она
не расписана в заданной последовательности,
как это имеет место в естественнонаучном
опыте. Что в конечном итоге является данностью
феноменологического описания? Реальное
редуцировано, так же как редуцирован
“предмет-как-он-есть-на-самом-
В чем выражается “полный” результат феноменологического описания? В чем состоит ее телеологический ориентир? Общий план феноменологического описания можно определить в следующих пунктах (правилах дескриптивного описания):
Вопрос
о дескрипции – это вопрос
о «плодотворности
Только
так мы можем возвратиться
к редуцированному на
Перечисленные
пункты теории