Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Таким образом, восприятие
зависит от интенциональной обращенности
на целое-части. Объем содержания воспринятого
меняется, хотя объект остается одним
и тем же. Это означает, что
явление разворачивается в
Итак, время
с позиции феноменологии
Вспомним, что Гуссерль
в процессе феноменологической редукции устраняет вопрос об объективном
времени. Однако, он не исключает возможности
реконструирования феноменологического
смысла “вещи опыта в объективном времени”.
И речь, по-видимому, идет о феноменологическом
смысле таких предметов, как хронологическое
единство или линейный временной порядок,
как единство неодновременного, но субъективно
или интерсубъективно тождественного
содержания восприятий, как различение
предметов одновременного или разновременного
опыта, как значение темпоральной нейтральности
или, наоборот, значимости времени в описаниях
“вещей физики” и т.п.36. Но при этом феноменологическая установка
определяет и ограничивает смысл этой
объективности – во-первых, темпоральность
всегда ориентирована на абсолютно конститутивный
порядок потока сознания, и в этом смысле,
во-вторых, временные структуры имеют
только, так сказать, интенционально-
ЛИТЕРАТУРА
1.Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962
2.Уитроу Дж. Естественная философия времени. М, 2003
3. Грюнбаум А. Философские
проблемы пространства и
4. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.,
1977
5. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. № 8, 1989
6. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант.
7. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего
сознания времени. М., 1994
Лекция 4. Проблема времени в феноменологии. Часть 2. Теория воображения. Вторичная память.
Воображение, или фантазия, составляет, наряду с восприятием, базовую основу предметной деятельности сознания и представляет одну из важнейших его модификаций, когда предмет сознания предстоит в модусе “как бы” существования. Поэтому теория воображаемого многое проясняет в структуре феноменов.
Анализ фантазии, или воображения, занимает особое место в феноменологической теории Э. Гуссерля. Фантазия связана с «всеобщим понятием возможности», которое, как следует из “Картезианских размышлений”, “в модифицированном виде дублирует все бытийные модусы”.
Как это часто бывало в теоретической практике Гуссерля, исследования фантазии поначалу осуществлялись в его преподавательской деятельности. Эти исследования в виде подготовительных материалов к лекциям были опубликованы в 1980 г. в 23-м томе “Гуссерлианы” под названием “Фантазия, образное сознание, память”. Гуссерль предупреждает против того, чтобы рассматривали фантазию только со стороны ее “содержаний” (т.е. нафантазированного, типа «кентавра»), хотя он и отдает дань “кентавромании”, прибегая к подобного рода примерам.
Воображение понимается Гуссерлем как основа деятельности вторичной памяти.
В некотором смысле именно воображение проявляет возможность сознания конституировать объектность как таковую, поскольку класс воображаемых (идеальных), или как говорит Гуссерль, имманентных37 предметов неизмеримо больше, чем трансцендентных38. Гуссерль обращает внимание на то, что “ясные фикции предоставляют <...> не только столь же хорошее, но – и в большом объеме – лучшее основание, нежели данности актуального восприятия и опыта”39. Важно здесь то, что идеальные имманентные предметы являются основой деятельности воображения.
Однако, Гуссерль утверждает
еще и то, что при помощи воображения
мы переходим к “совершенно
На первый взгляд кажется, что реальное оказывается редуцированным по эмпирическим признакам этого реального к данностям “внешних чувств” или к историческим, культурным и другим “формам реального”. В феноменологии осуществляется попытка реконструировать смысл и структуры реального. Редуцируя объект к интенциональному предмету, Гуссерль делает очевидной деятельность сознания в производстве “вещи”, которая приобретает чрезвычайно сложную и, так сказать, многослойную структуру (предмет – смыслы, ему приписываемые, – модификации сознания, посредством которых предмет реализуется в сознании). Редуцируется в феноменологии только та “вещь”, за которую в естественной установке мы выдаем за мгновенный и ускользающий образ. Подвергаются ревизии все формы объективистских полаганий – объективное время, пространство, вещественный характер предметов, исторические факты и культурные события и артефакты.
Ясно, что
если бы мы упорно
Общий
смысл теории воображения-
В феноменологической дескрипции Гуссерль с самого начала вводит онтологическую проблематику, расширяя реальность до абсолютных пределов: «быть реальным» - значит «быть представленным в структурах сознания», реализовываться в сознании в разных формах и модификациях. Феноменологическое “реальное”, как мы уже видели, коррелируется (соотносится) не с “реальными вещами”, а «ноэматически», т.е. со смысловыми единствами сознания, следовательно, нужно исследовать способы, какими вещи являются нам в разных формах опыта. Подтверждая эту мысль, Я.А. Слинин пишет: “В самом деле, согласно тому, что сказано Гуссерлем в “Логических исследованиях”, не бывает предметов воображения или предметов мысли, существующих отдельно от тех объектов, которые постигаются перцептивно /в восприятии – В.С./: и перцепция, и воображение, и интеллектуальная интуиция по-разному дают одни и те же объекты – объекты интенциональные. Если так, то можно отбросить общепринятое мнение о том, что воображение и мысль всегда имеют дело с имманентными сознанию объектами (образами и концептами), в то время как чувственное восприятие всегда дает объекты ему трансцендентные. Вслед за ним можно отбросить и мнение о том, что критерием истины является соответствие или несоответствие чего-то, всегда пребывающего внутри сознания, чему-то, всегда находящемуся вне его”42. Это, теперь мы видим, не значит, что Гуссерль раз и навсегда покончил с “реальностью”. Напротив, “реальность” всегда во всяком феноменологическом контексте представляет одну из основных проблем: реальность (вещность, объектность, конкретность) постоянно довлеет над феноменологией, следовательно, и редукции должны проводиться повторно, вновь и вновь. Таким образом “вынесенный за скобки” редуцированный материал возвращается в феноменологию – как предмет с индексом «реальный».
В разных
произведениях Гуссерля реально
Итак
принципиальный пункт феноменол
Наиболее явным образом это проявляется в структурах вторичной памяти. Феномен – это вещь, которая в феноменологической редукции перестала пониматься как внешняя предоставленная сознанию реальность, но осознается как включенный в сознание предмет, данный разнообразными способами в структурах первичной (в восприятии) и вторичной (в представлении) памяти. В феноменологии предмет понимается как имеющий опору в сознании, а не достающийся из «бесхитростного созерцания вещи». Итак, реальность в той же степени принадлежит воображаемым в сознании предметам, как и предметам воспринимаемым. В чем же тогда между ними разница?
В предыдущей
лекции (о первичной памяти) было
показано, как в каждый следующий
момент времени в Точке-теперь
объект меняется и, однако,
пребывает тем же самым