Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Значение феноменологической теории состоит в том, что обращаясь к анализу мыслимых (интенциональных) предметов, Гуссерль проясняет роль телесности в общей структуре сознания. С одной стороны, “плотское сознание” является «полной и нормальной» формой сознания, а с другой стороны, в нем явственнее, чем в какой-либо другой деятельности сознания проявлены материальные, телесные и вещественные его содержания.
На завершающей
стадии нашего «прозаического»
введения вот что следует
«Сам театр
чрезвычайно прост как в плане,
Театральная улица, так же как и все здания по Чернышевой площади, дорического ордера. Монотонная разбивка этой улицы подготовляет зрителя к радости видеть на заднем плане роскошный коринфский фасад театра. Театральная улица ведет на Чернышеву площадь, архитектура которой того же дорического ордера, как и вся улица, причем в центре площади, в главном здании, прорезана арка для проезда на садовую улицу. Посреди площади проектировалась церковь-ротонда с портиком, смотрящим на Фонтанку. Эта церковь не была осуществлена. Другой площади, выходящей на Невский, Росси также хотел придать вид подчиненной части единого архитектурного замысла, чтобы не нарушать целостности впечатления. Это ему удалось лишь впоследствии, а именно в 18832 году, когда он пристроил новую часть к старой Публичной библиотеке. В этой пристройке он еще раз показал себя остроумным, талантливейшим и хорошо дисциплинированным мастером. Он сохранил целиком боковой фасад Соколова, смотрящий на площадь, три окна в три этажа, и повторил их слева, середину же забрал коринфской колоннадой, сохраняя первый этаж в прежнем виде.»74
Я привела
большой фрагмент из книги
И. Грабаря, и, надо сказать,
мне стоило больших трудов
ограничиться в цитировании,
Отметим
для себя, что в описании россиевской
постройки Грабарь не
И. Грабарь описывает конкретное здание Петербурга. И это здание построено великим зодчим Карлом Росси. Оно является выдающимся произведением искусства, вошедшим в состав классических искусств, это значит, что оно обладает общим универсальным признаком, присущим всем шедеврам зодчества. Очевидно, что в нем выражены общие ожидания, приложимые ко всяким сверхмерным предметам культуры. И это, так или иначе, должно отразиться в описании такого рода произведений искусства. И это должно совместиться с описанием уникальных неповторимых признаков, присущих именно этому шедевру. К чему это рассуждение нас приводит? К тому, что мы обнаружили весьма противоречивую природу произведения искусства – сочетание в нем универсального и единственного в своем роде.
Кроме
того, это произведение архитектуры
принадлежит к определенному
историческому стилю «русский
ампир». Ампир – это второе
дыхание классицизма,
Таким образом, предметом описания является то, что схватывается сознанием как некоторая очевидным образом присутствующая сущность, определенно конкретная, «вот эта», «это здание», «это ампирное сооружение», «этот театр», сущность, которая наполняется смыслами «по мере явления», «по мере сущности», по мере конституирования сознанием явления. Вне сознания единственно, что мы можем констатировать, что предмет присутствует, наличествует – гипотетически и проблематически. Всякое индивидуальное сознание конституирует эту сущность всякий раз заново, и вне этого способа осуществления у предмета нет возможности «быть». Поэтому, определяя, или описывая предмет, мы всякий раз даем ему возможность осуществиться посредством нашего сознания. И потому кроме своей предметной сути и тех горизонтов смысла, которые наполняют предмет, любое явление осуществляется посредством разных форм сознания. Одно дело, когда мы видим Александринский театр, другое – когда слышим, как о нем рассказывают другие и достраиваем его, опираясь на эти описания в своем воображении, и совсем иное дело, когда рассказчиком выступает такой знаток, как И. Грабарь, который видит предмет в совершенно особом горизонте смыслов. Благодаря описания знатоков мы конституируем предметы не только «по мере восприятия», но и «по мере понимания» и «по мере знания».
Эти особые горизонты предмета открываются в комментариях Грабаря к тому, что можно увидеть в простом предметном созерцании, но совершенно не придать этому значения, не реализовать это в форме необходимого предметного смысла: «И когда ему /К. Росси – В.С./ поручают в 1828 году постройку Александринского театра, он затевает одновременно грандиозный проект перестройки Театральной улицы., Чернышевой площади и переустройство всей Михайловской площади И ему удается провести это в жизнь – редкое счастье для строителя. Здесь талант Росси развертывается во всею свою широту. Здесь он показал себя настоящим гением и наконец создал произведение, достойное великих римлян, с которыми сравниться он так мечтал. Действительно, нельзя не вспомнить времена цезарей, глядя на безумную роскошь архитектуры в его Театральной улице с Александринским театром в глубине. Эта роскошь архитектуры еще мало оценена, но настанет время, когда будут приезжать смотреть эти великолепные произведения Росси, как ездят смотреть мастеров Ренессанса в Италию.»75
Итак, кроме
потенциально расширяющегося
по мере восприятия;
по мере воспоминания;
по мере образа;
по мере явления;
по мере сознания;
по мере суждения;
по мере сущности;
по мере описания.
Но, с другой
стороны, этот индивидуальный
уникальный и единичный опыт
восприятия встраивается в
ЛИТЕРАТУРА
1. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962
2. Гуссерль Э. Идеи
к чистой феноменологии и
философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
3. Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Издат. фирма Marginem, 1996.
4. Абельс Х. Интерпретация,
идентификация, презентация.
5. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Моск. филос. Фонд и др., 1995.
6. Марков Б.В. От
феноменологии сознания к
Лекция 9. Этические явления как проблема феноменологического анализа.
Любая философская теория без этики как науке о нравственном отношении человека к миру является не только неполной, но и неполноценной.
Сразу же стоит оговориться, что феноменологическую аналитику этики, как и другие конкретные феномены «жизненного мира», Гуссерль не успел осуществить в форме развернутой дескрипции. Скорее, он смог феноменологически тематизировать этическую проблематику. Тем не менее, этика, редуцированная на раннем этапе формирования метода феноменологического описания, возвращается в феноменологию в поздних работах Гуссерля и представляет собой развернутый проект неосуществленного до конца замысла.
Включение этики в феноменологию Гуссерля можно схематически выразить следующим образом: редукция “мира” в феноменологической установке и ориентация всего феноменологического исследования на интенциональные предметы - выявление их содержаний - редукция этих содержаний к целостным смысловым коррелятам в эйдетическом описании.
С позиции Гуссерля ни традиционная этика, ни философия, ни история, упорядочивающие свой материал в форме обычного увязывания фактов, “принципиально” не могут претендовать “на понимание в своей области”. Этика должна быть редуцирована к феноменологии, пока поток различных нравственных законов, форм и структур этического смыслообразования не прояснится в своем предельном многообразии. На самом раннем этапе анализа этики мы должны вернуться к вопросу о том, почему мнения о справедливости, благе, добре, регулирующих моральные законы, столь многообразны, что люди расходятся в понимании природы этих понятий. Значит, мы должны рассуждать об этике «с самого начала», осуществляя принцип феноменологических редукций, т.е. понимая, что этика целиком лежит в феноменологическом поле и представляет собой не свод конечных, не подлежащих сомнению законов и правил, а, напротив, является формой непрерывного смыслопорождения.