Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:00, лекция
Какова роль идеалов в производстве (распределении, потреблении) ценностей?
Идеологические автоколебания в истории общества.
Потребительские автоколебания в истории общества.
Что такое ценность? Каково соотношение абсолютного и относительного в ценности?
Итак, что может быть связано со свободой как ответственностью? Метауровень самоорганизации и возникающие в нем метавозможности. Это и есть уровень ответственности. Лишь с этого уровня (суперотбора) можно предполагать и знать, что произойдет и какова может быть случайность в тех или иных повторяющихся условиях на уровне простого отбора. Задача, вначале как сугубо моральная, а именно, показать, что ответственность за выбор сводится к ответственности за отбор, привела к тому, что мы обнаружили особую ценность высшей свободы и проистекающей из нее особой ценности ответственности. История философии, литературы и искусства не раз подтверждала значение случайности и ее роли в осуществлении свободы и миссии (ответственности) человека на Земле. А именно, чтобы подлинно отвечать за случившееся, необходимо подняться до уровня познания закономерностей суперотбора (знание необходимостей), а затем, пользуясь этим знанием, формировать ответственное поведение на уровне простого отбора (знание случайностей).
В качестве негативного примера разберем противоречивое соотношение прав и обязанностей – этих важнейших символических форм деятельности людей в обществе. Права обозначают (символизируют) формальную сторону социального статуса (роль, положение человека в обществе), а обязанности – содержание деятельности, которая должна обеспечивать эти права. Так же как противоречие между трудом и капиталом, раскрытое в свое время Марксом, противоречие между правами и обязанностями обнаруживается в системе распределения функций между людьми. Кто-то работает, а кто-то присваивает (в той или иной форме) результаты труда. Кто-то обременен обязанностями, а кто-то пользуется обеспеченными за счет этого правами. Если в обществе возникают необходимые условия, позволяющие соединить права и обязанности в лице одного субъекта (с достаточно широкими полномочиями, т.е. охватывающими широкий круг социальных действий), то его поведение было бы не только свободным, но и ответственным. Противоречия между свободой и ответственностью можно обнаружить лишь в виде частных проявлений, поскольку свобода и ответственность – суть глубинные, сущностные, необходимые элементы социума как системы общественного воспроизводства. Свобода и ответственность не могут быть разделены как разные функции субъектов, поскольку проявляются только в виде определенных символических видов деятельности (права и обязанности и проч.). Следовательно, задачей социальной синергетики является обоснование возможности гармонии свободы и ответственности (через гармонию потребностей и способностей, прав и обязанностей, капитала и труда, призвания и миссии и пр.). Безусловно, такая гармония явилась бы высшей общечеловеческой и общекультурной ценностью.
Литература:
Информация о работе Философский анализ проблемы ценностей (В.П. Бранский)