Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

 

33 Исторические  типы диалектики. Материалистическая диалектика, её современное значение и потенциал.

Диалектика –  это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. 
Основные типы диалектики:

  1. Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями  Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому. 
Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». 
Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. 
Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

  1. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.  
Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. 
Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

  1. Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика –  наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. 
Ее появление связано с естественно-научым развитием:

  • Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).
  • Клеточная теория (Шванн, Швеннер).
  • Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

 

Диалектика, будучи методом  осознания изменений и развития, сама по себе тоже изменяется и противоречиво  развивается, исторически изменяя свое лицо. В XIX веке диалектический метод особенно ярко проявил себя в утверждении принципа развития в сфере и философского, и естественнонаучного знания. В XX веке, когда с принципом развития стали «согласны все», он стал чуть ли не синонимом диалектики. XX век показал также, что сам по себе принцип развития может трактоваться и недиалектически (например, в понимании развития как чисто количественного изменения). Равно как и то, что признание объективного характера противоречий тоже не гарантирует отказа от метафизики как антипода диалектического метода (например, когда противоречие трактуется как взаимодействие двух противоположностей, представляемых как чисто внешние друг другу стороны явления).

На наш взгляд, ярко проявившая себя в философии XX века тенденция усиления иррационализма в скрытом виде представляет собой н процесс развития, совершенствования диалектического метода, потребности чего давно назрели. Это выявление ранее остающегося в тени одного из фундаментальных принципов диалектического метода — принципа самодвижения, саморазвития. Фактически иррационализм — это одна из форм выражения потребности признания существования и значимости внутренней активности объектов, которая напрочь игнорируется метафизикой, механицизмом, представляющими объекты (и материю вообще) сугубо пассивными, косными. Ставя в основу бытия волю и другие аналогичные начала, иррационалисты по-своему фиксируют необходимость признания существования внутренней активности объектов и осознания ее значимости в процессах развития, в саморазвитии бытия.

Аналогично отмеченную тенденцию  совершенствования диалектического метода в XX веке выражает, на наш взгляд, и характерная для него все нарастающая замена понятия материи (весьма отягощенного своим метафизическим и механистическим прошлым) понятиями энергии и полей. Энергетизм, родившийся на рубеже XX века и в крайностях своих выражающий отрыв движения от материи, вместе с тем выражает и давно назревшую потребность в методологии, способной полновесно включать в поле зрения разнообразные проявления внутренней активности, т. е. самодвижения материи.

Принцип внутренней активности материи, т. е. признания ее самодвижения, саморазвития (а не просто движения и развития), должен стать и фактически становится ныне одним из фундаментальных принципов диалектического метода.

 


Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"