Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Отсюда вытекает такая особенность философии, как невозможность выучить ее путем усвоения (зубрежки) какой-то одной или многих философских систем. Результатом такого научения и будет в лучшем случае знание этих нескольких систем, не более. Цель же должна заключаться в том, чтобы научить человека философски мыслить, философствовать, развить в нем определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать именно философскую проблематику, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры.
Философ должен быть внутренне готов к диалогу, к ответу на предельные вопросы сквозь преломление их через свое собственное переживание мира, опираясь при этом на достигнутые человечеством знания.
Наблюдая различные варианты
понимания философии - от момента
вычленения ее из мифа до современных
концепций, можно обнаружить, что
на всем протяжении ее истории для
нее была характерна показанная выше
"двойственность". С одной стороны,
философия всегда ориентировалась
на рационально-теоретическое
Мир, окружающий человека, многообразен: растения и животные, машины и механизмы, различные произведения искусства, химические вещества, множество явлений природы, производственные процессы и т. д. Вся эта реальная действительность и называется материей. Классическим в диалектическом материализме считается определение материи, данное В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Общая черта всех материальных тел – они существуют вне сознания человека и независимо от него.
Всеобщими, универсальными свойствами материальных объектов (атрибутами) являются: взаимодействие, движение, структурность, системная организация, неисчерпаемость, пространственная бесконечность и вечность во времени, способность к саморазвитию.
Материя и ее атрибуты существуют
вечно и бесконечно многообразны
по форме своих проявлений. Явления
и процессы в реальном мире объясняются
материальными связями и
Неотъемлемым свойством
материи является движение. Под движением
понимается изменение вообще, количественное
или качественное. Именно движением
материи объясняется
Взаимодействие материальных
объектов в диалектическом материализме
рассматривается как причина
самодвижения материи. Материальные объекты
существуют потому, что они находятся
в постоянном взаимодействии, определяющем
внутреннее содержание каждого из них
и различие их между собой. Изолированный
объект есть нонсенс – нечто
Структурность и системная организация материи относятся к числу ее важнейших атрибутов. Система – это совокупность элементов и связей между ними. Элемент – минимальный, далее уже неделимый компонент данной системы. Совокупность связей между элементами образует структуру системы. Устойчивые связи элементов определяют упорядоченность системы. Различают связи координации между однопорядковыми элементами и связи субординации (соподчинения элементов). В первом случае ни одна часть системы не может измениться без изменения других частей. Примерами таких коррелирующих (корреляция – взаимная связь, взаимозависимость) связей являются: зависимость между голубыми глазами и глухотой у белых кошек, между безрогостью коз и их короткошерстностью и др. Связи по типу субординации выражают сложное внутреннее устройство системы, в которой одни ее части по значимости уступают другим и подчиняются им. Такой тип связей очень ярко прослеживается на примере субординации в армии, где рядовой состав подчиняется младшему офицерскому составу, младшие офицеры подчиняются старшим офицерам.
Объединяясь вместе, элементы системы образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами, присущими только системе в целом. Например, если взять две молекулы водорода и две молекулы кислорода, то из них можно получить две молекулы воды. Однако свойства воды существенно отличаются от свойств молекул водорода и кислорода: водород горит, кислород поддерживает горение, а вода огонь гасит. Или возьмем такие химические элементы как натрий и хлор. Натрий – это щелочной металл, хлор – газ с неприятным запахом, соединяясь вместе, эти два элемента дают хорошо известную нам поваренную соль (хлорид натрия). Соль необходима нашему организму, поэтому мы употребляем ее в пищу. Система, образованная из отдельных элементов, характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Однако, части целого сохраняют свою качественную определенность, обладают известной особенностью и самостоятельностью, что позволяет им занимать в системе строго определенное место и играть строго определенную роль.
Системы можно классифицировать по различным основаниям:
· по формам движения материи – механические, физические, химические, биологические;
· по отношению к движению – статистические и динамические;
· по степени организации – простые и сложные;
· по уровню развития – низшие и высшие;
· по характеру обмена со средой – открытые и закрытые и др.
Уровни организации материи
В естествознании рассматривают два уровня организации материи: живой и неживой природы. С точки зрения современной науки, в качестве структурных единиц на уровне неживой природы выступают: элементарные частицы, атомы, молекулы, все виды физических полей (гравитационное, электромагнитное и т. д.), физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды, звездные системы (галактики), галактические системы, метагалактика (система скоплений галактик).
В живой природе выделяют два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне структурными единицами организации материи являются: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки, клетки и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы (растения и животные), надорганизменные структуры (виды, популяции и биоценозы), биосфера как вся масса живого вещества.
Существуют также системы, которые включают элементы как живой, так и неживой природы – биогеоценозы.
На социальном уровне в структуру материи входят семья, классы, расы, нации и т. д. (изучается обществознанием).
Структурные уровни организации материи выделяют в следующие области: микромир, макромир и мегамир.
Микромир – мир предельно малых объектов: элементарных частиц и ядер атомов, атомов и молекул. Пространственные масштабы этой области составляют порядка 10-8–10-16 см, время жизни микрообъектов – от 10-24 с до бесконечности.
Макромир – мир макроскопических тел, соизмеримых с масштабами жизни на Земле. Пространственные величины этой области измеряются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах и годах.
Мегамир – это область больших космических масштабов и скоростей. Расстояния в этом мире измеряются в астрономических единицах (1 а. е. ≈ 150 млн. км), световых годах (световой год – расстояние, проходимое светом в вакууме за год, ≈ 9,46 триллиона км) и парсеках (1 пк ≈ 3,086∙1013 км). Время существования космических объектов исчисляется миллионами и миллиардами лет. К числу объектов этого мира относятся звезды, планеты, их системы, галактики и т. д.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания. Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла рев-ция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического мат-зма (см. глоссарий). Материя (Ленин) есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них
Понятие "материя" является основным в материалистическом философском учении. Без глубокого понимания сущности материи нельзя познать мир, что нас окружает, в котором есть беспредельное количество предметов, тел, веществ, организмов.
Возникает вопрос: есть ли что-то
общее между этими
В истории философии понятия материи нередко отождествляют с понятием субстанции (СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало). В частности, материалисты древности признавали существование в мире какой-то первичной, неизменяемой субстанции как носителя всех наблюдаемых предметов и явлений.
В новое время материя
В XIX ст. впервые в истории
философии понятие материи
Продолжительное время материя
рассматривалась как некая
Остается один способ определить материю:
выделить совместный признак, что характеризует
любые ее виды независимо от того, познаны
они или будут познаны в
будущем. И таким свойством есть
только свойство быть объективной реальностью,
существовать независимо от нашего сознания.
Такой подход имеет особое значение.
Ведь продолжительное время
Было сделано философское заключение, что все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции Эта гипотеза стала предпосылкой открытия делимости атома, что в свою очередь требовало по-новому подходить к определению материи.