Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Рассмотрим, что из себя представляет философия, исходя из структуры общественного сознания. Общественное сознание включает в себя два уровня:
1) Уровень обыденного (повседневного, или массового) сознания. Носители — абсолютное большинство людей.
2) Научно-теоретический.
Рассматривать философию
как уровень научно-
Давайте посмотрим понятие мудрости. В житейском понятии мудрость накапливается с возрастом, и к старости человек становится мудрее, как правило. Но житейская мудрость, это совершенно не то, что мудрость в философском понимании. Дело в том, что если житейская мудрость предполагает аккумуляцию знаний, приобретаемых индивидом в его собственном жизненном опыте и опыте других людей, то мудрость в философском понимании отличается тем, что она базируется на знании, приобретенном всем человечеством.
Каждый человек философствует, в меру своего интеллектуального ресурса. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны большая часть людей невежественна в вопросах философии, а с другой стороны желание человека философствовать. Это все объяснимо, если принять во внимание, что важен сам факт философствования. Весьма точно передает эту мысль высказывание Петра Ивановича Лаврова: ”Философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени не раздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии. Философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо”. ”Философия не есть наука, она есть только деятельность, строящая науку, и без нее не существовало бы не одной науки”. Из этого высказывание следует, что стремление философствовать заложено в каждом человеке, но далеко не у каждого это стремление аполизированно. Что такое философствование? — это по своей сути элементарное обобщение. Для чего нужна философия, если ее даже рассматривать сугубо прагматически? Она нужна для того, чтобы формировать культуру мышления. Чтобы учиться мыслить.
Мудрость и хитрость. В повседневном сознании эти понятия переплетаются в выражение типа хитро мудрый. На самом деле, если разобраться, это нонсенс. Человек мудрый не может быть хитрым, а хитрость исключает мудрость. Дело в том, что это параметры разных уровней сознания. В первую очередь мудрость, как квалифицирующий признак философского ума, по своей сущности гуманистична. Хитрость в большинстве случаев корыстна и эгоистична. Второй момент: мудрость предполагает всегда ориентацию на перспективу, решение проблем в стратегическом ключе. Мудрость долговечна. Хитрость направлена на то, чтобы получить некие преимущества в ближайшее время.
Основной вопрос философии был сформулирован в свое время Энгельсом: ”Основной вопрос философии — это вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет две стороны или два аспекта: онтологический и гносеологический”. Онтологический аспект основного вопроса философии предполагает выяснение того, что первично — бытие или мышление. Гносеологический аспект предполагает выяснение вопроса о том, познаваем ли мир (в состоянии ли мышление адекватно отражать бытие). Вопрос потому и назван основным, что от его решения зависит решение остальных вопросов. Он является основным, потому что его постановка позволяет выявить более важные параметры того или иного учения. Выявляются основные направления в истории философской мысли. А именно материализм и идеализм. Но материализм и идеализм бывают разные. Материализм различают диалектический и метафизический. Идеализм — объективный и субъективный. Материалисты считают, что первично материальное по отношению к идеальному, идеалисты наоборот. Объективные идеалисты исходят из того, что существует субъект надъиндивидуального порядка (как правило, бог), который определяет бытие во всех его закономерностях. Объективный, потому что бог существует, не зависимо от, по логике, чьего-либо желания, он объективен по отношению к людям в целом. Субъективные идеалисты исходят из неоспоримого факта, что только конкретный, отдельный человек (субъект) есть в конечном счете данность, которую нужно принимать во внимание. Они выдвинули следующий тезис: Мир существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его субъект. Но если логически продолжить эту мысль, то получается, что со смертью отдельного человека, мир умирает не только для него, но и вообще.
Пример субъективного идеализма: вам приносят розы, дают понюхать, затем уносят и спрашивают: пахнут ли розы? С точки зрения субъективного идеализма ответ один: нет. Т.к. вы не ощущаете запах роз в данный момент. Но тогда можно с ними поспорить, сказав, что издавать запах — это свойство самих цветов, на что субъективный идеалист ответит, что не может этого утверждать, не ощущая их запах.
Наряду с материализмом и идеализмом, как основными направлениями историко-философского процесса, выделяется также дуализм. В чем суть дуализма? Если и материализм, и идеализм во всех формах являются учениями монистическими (монизм, “моно” - один), то есть также учения, которые являются дуалистическими (признают несколько независимых оснований). Классическим примером служит Рене Декарт.
Существуют и другие направления,
соответственно формулируемым критериям.
Например, можно рассматривать
Соотношение философии и науки.
Исторически, философия возникает раньше науки. Т.е. на первых этапах она концентрирует в себе знание, которые тут же приобретают статус научного. Наука появляется как отдельная отрасль знания приблизительно в XVIII веке. Но уже в античности начинается процесс отпочкования. Нужно отметить, что философия и наука — это разные формы общественного сознания. Различие заключается главным образом в том, что наука стремится к объективному знанию, означающему, что субъект “выносится за скобки”, т.е. не учитываются все особенности, связанные с его индивидуальностью. Философия же всегда носит на себе индивидуально-личностные особенности мыслителя. По этому основанию философия удаляется от науки и приближается к искусству. Т.к. в любом произведении художник стремится запечатлеть собственное понимание мира. И философская концепция всегда оригинальна. Но это не значит, что у науки и философии нет ничего общего. Нужно говорить об их конгруэнтности (буквально — совпадение при наложении).
Философия, как и религия,
есть форма общественного сознания.
Подобно религии, она представляет
собой мировоззрение, т.е. имеет в
центре своего проблемного поля вопрос
об отношении человека и мира. Она
есть система взглядов на мир в
целом и на отношение человека
к этому миру. Различаются они
содержательно - в трактовке мира
в целом, его основы, первоначала,
а также в средствах постижения
своего объекта. Если в религии на
первом плане находится вера, то
в философии, несмотря на многообразие
ее средств постижения реальности,
ведущим средством являются методы
рационального познания. Одно из определений
философии таково: философия - это
наиболее систематизированное, максимально
рационализированное мировоз-
Приведем еще одно определение
философии. Философия - особая форма
общественного сознания и познания
мира, вырабатывающая систему знаний
об основаниях и фундаментальных
принципах человеческого бытия,
о наиболее общих сущностных характеристиках
человеческого отношения к
Философия в отличие от
религии и других форм общественного
сознания является комплексным видом
познания. Швейцарский философ А.
Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь
к модусам познания. Он усматривает в философском
знании четыре модуса (или способа, установки):
1) объективный способ, объективность,
которая характеризует науку;
2) субъективный способ, или субъективность,
характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности
(коммуникативный способ), свойственный
морали, и только морали; и 4) созерцательность
мистического свойства (или "контемплативный
способ мышления"). Анализ природы философского
знания показывает, что оно действительно
является комп-лексным, интегральным видом
знания. Ему присущи признаки, свойственные:
1) естественно-научному знанию; 2) идеологическому
знанию (общественным наукам); 3) гуманитарному
знанию; 4) художественному знанию; 5) трансцендирующему
постижению (религии, мистике) и
6) обыденному, повседневному знанию людей.
В философском знании эти виды знания
представлены как стороны, ипостаси, компоненты
его внутреннего содержания. Они внутренне
взаимосвязаны между собой, причем настолько,
что порой оказываются слитыми, неразделимыми.
В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания; они переплетены здесь и дают единое интегральное целое.
Философия представляет собой
вечное стремление к мудрости, претендуя
на выдвижение мировоззренческих ориентиров
для деятельности человека и общества
в целом. В этом плане она обладает
комплексом специфических черт. При
этом и в данном аспекте обнаруживается,
что ряд характеристик
Философ, конечно, может остаться непонятым по тем или иным причинам, однако он не должен стремиться заведомо неясно излагать свои мысли. Чаще всего за внешней сложностью и неясностью скрывается примитивизм рассуждений. Вряд ли следует считать такой вариант философствования состоятельным. Поскольку философия оперирует понятиями, их ментальное содержание можно изложить. То, что нельзя высказать, что является невыразимым, утверждает Ортега-и-Гассет, не является понятием, и познание, состоящее из невыразимого представления об объекте, будет чем угодно, но никак не тем, что мы ищем за словом "философия". Таким образом, за простотой и ясностью изложения философских идей может скрываться очень сложное и совсем иное, чем кажется на первый взгляд, содержание, а за внешней сложностью - лишь особенности личностной терминологии автора, в которой вполне можно разобраться, даже если сам автор этот процесс сознательно затруднил.
Необходимая ясность и
доступность философии (как ее цель)
связана с тем, что она не приемлет
замкнутости в узком
Таким образом, называя первых
греческих философов мудрецами,
современники фиксировали не изменившийся
к этому времени способ построения
системы знаний (которое все в
большей степени становилось
доказательным), а именно его восприятие
на уровне обыденного сознания. Человеку
было некогда разбираться в
Такое восприятие философии во многом остается в умах большинства людей и в наше время. К философу если и обращаются при решении той или иной проблемы, то желают от него получить прежде всего однозначный ответ или совет, причем желательно подтверждающий их собственное понимание или поведение. И если при этом философ начинает говорить о диалектичности мира, сложности и относительности критериев истинности и нравственности, принципиальной невозможности в ряде случаев дать однозначные ответы, его мудрость в умах спрашивающих мгновенно превращается в свою противоположность и слово "философ" в лучшем случае произносится с иронией.
Диалог, рассуждение по поводу какой-то проблемы без обязательности ее решения не устраивает обыденный разум.
Исторически становление философии отражает факт преодоления житейской мудрости.
Философия, таким образом, преодолевает житейскую мудрость, так как ее выводы носят рационально обоснованный характер. Но она не отказывается от нее полностью, пытаясь обосновать в том числе и практику жизнедеятельности человека. Философия стремится к мудрости, пытаясь осуществить связь между рационально выработанными представлениями о сущности мира и человека, что уже само по себе составляет ее важнейшую особенность и в то же время выступает как попытка рационального обоснования деятельности людей, в том числе и их обыденных поступков, их жизни и поведения в обществе, их взаимоотношений.