Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка
Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Философия есть наука о всеобщем.
Мудрец (философ) — это тот человек,
который знает всё о
Основные функции философии: Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии. 1) общенаучная функция. 2) методологическая функция. 3) социальная функция. 4) нормативная функция. 5) мировоззренческая функция. Функции означают: 1) то, что в рамках философии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Философия — есть наука о всеобщем. 2) то, что Философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук. 3) то, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы). 4) в рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой. 5) Философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.
Взаимозависимость философии и
частных наук – одна из
важнейших закономерностей
Смысл этой
зависимости заключается в том,
материала естественных, общественных и технических наук, прежде всего –фундаментальных наук. Философское исследование, используя специфические философские формы абстракции, связанные с категориями философии,
производит дальнейшую
науками. Частнонаучное
Чтобы
сделать более глубокие
обобщения, философия не
может прямолинейно и “
Философская
теория создается, таким
Глубокая
зависимость философии от частн
механистический характер. Преобладание в науке XVI1 – XVIII вв. методов индукции, анализа, разделения реальности на отдельности обусловило метафизичность материализма. Переход науки в систематизирующую стадию, возникновение научных концепций в механических областях физики, в химии, биологии, геологии, т. е. окончательное становление частнонаучного исследования обусловило появление и научной философии – диалектического и исторического материализма.
С возникновением
последнего философия
С возникновением
научной философии ее взаимосвязь
с частными науками становится
глубокой и продуктивной, поскольку
научная философия
Обусловливая содержание и само существование философии, частные науки в свою очередь находятся в глубокой зависимости от нее, даже если ученый этого не осознает.
Прежде
всего, выделяя предмет своей
науки, ученый так или
иначе исходит из
Таким образом,
диалектико-материалистической философии в развитии частных наук.
Связь диалектико-
наука обычно не обращается к мощному аппарату научной философии, составленному системой философских категорий, хотя последние, войдя в структуру и стиль мышления, продолжают действовать на бессознательном или
интуитивном уровне.
Особенно
велика роль философской
концепции человека
и материалистического
Исторический процесс развития общества – это процесс развития человеческой сущности.
Философская
концепция человека в ее
Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
Мировоззре?ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.
Первый исторический тип – это мифология.
Мифология – взгляд на мир первобытных людей.
Мифологический тип
С точки зрения древних людей все, что окружает нас, имеет антропоморфную природу, т.е. все объекты мира живые и разумные.
Способом реализации мифологического мировоззрения является магия и колдовство.
Маг владеет языком животных, растений и стихий и может осуществлять воздействие на них.
В настоящее время мифология сохранилась в форме пережитков (дети, любители животных, коллекционеры, поклонники).
Второй тип – религия.
Переходные типы:
1. Тотемизм – вера в кровнородственную связь человека и животных.
2. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов.
3. Анимизм – вера в душу и духов
Согласно религиозному мировоззрению, в мире нет антропоморфных объектов и мышление присуще только человеку, но наряду с нашим миром существует потусторонний мир, в котором наличествуют антропоморфные существа.
Источником религии является аномальный опыт избранных людей.
Поскольку большинству аномальный опыт не доступен, способом реализации религиозного мировоззрения является вера.
Мифологическое и религиозное
мировоззрения тесно
Третий тип – философия.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.
Четвертый тип.
В настоящее время идет формирование 4 типа мировоззрения – научного.
Согласно данному
Это попытка отношения к людям как к неодушевленным предметам.
Способ реализации – рационализация.
В современных условиях научное мировоззрение доминирует только среди узких групп ученых.
Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.