Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Vopros_Filosofia_ee_predmet_i_funktsii_Vzaimos (2).doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Философия, ее предмет  и функции. Взаимосвязь философии  и частных наук.

Объект, предмет и функции философии.

Философия (Пифагор автор слова  фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных  вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук. 2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур Философия — Философия природы, социальная Философия — всеобщая Философия общества. 3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).

Основные функции философии: Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии. 1) общенаучная функция. 2) методологическая функция. 3) социальная функция. 4) нормативная функция. 5) мировоззренческая функция. Функции означают: 1) то, что в рамках философии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Философия — есть наука о всеобщем. 2) то, что Философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук. 3) то, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы). 4) в рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой. 5) Философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.

Взаимозависимость философии и  частных  наук  –  одна  из  важнейших закономерностей развития науки. В  основе  этой  взаимозависимости  лежит  взаимосвязь  всеобщего,  являющегося  предметом   философских   наук,   и  особенного,  служащего  предметом  частных  наук.  Понимание  взаимосвязи  философии и частных  наук  основывается,  таким  образом,  на  диалектике  категорий всеобщего и  особенного  (частного).  С  точки  зрения  научной  диалектики всеобщее существует только  через  особенное,  во  всей  массе  особенных, а особенное – только  в  связи  со  всеобщим.  Эта  диалектика  определяет глубокую зависимость философии от частнонаучного знания  и,  в  свою очередь, не менее важную зависимость  частных  наук  от  философских  знаний.

         Смысл этой  зависимости заключается в том,  что  философия  не  имеет   никакого другого первичного  материала, из обобщения которого  она могла бы  выводить свою  теорию, кроме  совокупного   фактического  и  теоретического

  материала естественных, общественных и технических наук, прежде всего   –фундаментальных наук. Философское исследование, используя специфические  философские  формы  абстракции,  связанные   с   категориями   философии,

  производит дальнейшую глубокую  проработку эмпирического и  теоретического  материала науки, обнаруживая в нем скрытое содержание, которое  заключает  в себе вся  масса  особенных  предметов  и  явлений,  изучаемых  частными

  науками. Частнонаучное мышление,  выполняя  свои  собственные   функции  в  познании частных областей действительности, вместе с  тем  подготавливает  появление  философских  абстракций.  Философия  идет  дальше,  формулируя  понятие о  всеобщих  чертах,  свойствах,  законах  реального  мира.  Так,  биология и история изучают реальные процессы эволюции  жизни  и  развития  человеческого общества,  философия,  всецело  опираясь  на  биологическую  теорию эволюции и историческую теорию,  раскрывает  всеобщую  сущность  и  законы  всякого  развития,  которые  выходят  за   пределы   возможностей  частнонаучного способа мышления.

         Чтобы   сделать  более  глубокие  обобщения,  философия   не   может  прямолинейно и “некритически”  воспользоваться уже  готовыми  заключениями  частных наук: философ  должен  понять  как  факты,  на  которые опираются частнонучные теории, так и содержание этих теорий, способ их выведения из  фактов. Философия, следовательно, должна в некоторой степени уподобляться  частным наукам, философ должен  обладать  своего  рода  профессиональной  подготовкой  в  частных   областях   науки..   При   этом   частнонаучный  профессионализм  философа   не   может   быть   совершенно   одинаков   с  профессионализмом ученого физика, химика,  биолога,  математика  и  т.д.,  философ  не  должен  быть  чрезмерно  “специализирован”,  владеть   всеми  деталями данной отраслизации, ее методикой и т. п.

         Философская  теория создается, таким образом,  благодаря глубокому  и   квалифицированному (“профессиональному”)  вторжению философии в содержание  частнонаучного знания, на основе глубокого философского анализа материала  науки. Такой анализ  должен  иметь  критический  характер,  философия  не  должна принимать полностью на веру ни факты, ни заключения частных  наук.

           Глубокая  зависимость философии от частных наук  выражена  в  каждой  исторической форме материализма, существенные  черты  которых  во  многом  определялись состоянием частных наук. Античный материализм был наивным, а  его диалектика – стихийной прежде всего потому, что он не имел под  собой  твердой конкретно-научной базы. Материализм XVII  –  XVIII  вв.  получает  серьезную  опору  в  виде  механики  и   математики   и   носит   поэтому

  механистический характер. Преобладание  в науке XVI1 – XVIII  вв.  методов   индукции,  анализа,  разделения  реальности  на  отдельности   обусловило  метафизичность материализма. Переход науки в систематизирующую стадию,  возникновение научных концепций в механических областях физики, в химии,  биологии,  геологии,  т.  е.  окончательное становление   частнонаучного  исследования обусловило появление и научной философии – диалектического и  исторического материализма.

         С возникновением  последнего философия окончательно  определяет  свой  предмет,   отношение   к   частным   наукам,   приобретает    оптимальную  относительную самостоятельность как наука о всеобщем и его познании.

         С  возникновением  научной  философии  ее  взаимосвязь   с  частными  науками становится  глубокой и продуктивной, поскольку   научная  философия  приобретает  адекватный науке характер. Эта нормальная связь  складывается  по мере формирования и развития научной философии, сталкиваясь с большими  трудностями,  связанными  с  огромной  сложностью   и   противоречивостью  развития философии и науки, социальной  практики,  социально-политических  процессов. Укрепление творческой связи философии и частных  наук  было  в  значительной мере задержано и искажено под влиянием условий,  сложившихся  в ходе построения деформированного социализма.

         Обусловливая  содержание и  само  существование  философии,  частные  науки в свою очередь находятся в глубокой зависимости от нее,  даже  если  ученый этого не осознает.

         Прежде  всего, выделяя предмет своей  науки,  ученый  так  или   иначе  исходит из представления   о  целостном  внешнем  мире,  существующем  вне  человеческого  сознания.  Признано,  что  без  такой   материалистической  предпосылки, основанной  хотя  бы  на  общечеловеческом  здравом  смысле,  научное познание  не  может  осуществляться.  Убеждение  в  существовании  внешнего мира может иметь стихийный или сознательный, глубокий  характер.

  Таким образом, материалистическая  философия  выступает  либо  стихийной,  бессознательной,   либо   глубоко   осознанной    широкой    предпосылкой  частнонаучного  мышления.  Такова  первая,   наиболее   широкая   функция

  диалектико-материалистической  философии в развитии частных  наук.

         Связь диалектико-материалистической  философии  с  частными  науками   осуществляется преимущественно  через решение крупнейших, узловых  проблем  естественных, общественных и технических наук. В решении частных  проблем

  наука  обычно  не  обращается  к  мощному  аппарату  научной   философии,  составленному системой  философских категорий,  хотя  последние,  войдя  в  структуру  и стиль мышления, продолжают действовать на бессознательном или

  интуитивном уровне.

         Особенно   велика   роль   философской   концепции    человека    и  материалистического понимания   истории  для  системы   наук  об  обществе.

  Исторический  процесс  развития   общества   –   это   процесс   развития  человеческой сущности.

         Философская  концепция человека в ее значении  для  системы  частных   наук выступает еще одной важной  стороной. Изучая человека как  высший цвет  материи, высшую  ценность, раскрывая смысл человеческого существования,  философия способствует  выработке гуманистической ориентации  развития  системы наук, ее направленности  на  всестороннее  и свободное развитие  человека, человеческих индивидуумов.

 

Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

Мировоззре?ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Широко распространено внерефлексивное  мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

Первый исторический тип – это  мифология.

Мифология – взгляд на мир первобытных  людей.

Мифологический тип мировоззрения  определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

С точки зрения древних людей  все, что окружает нас, имеет антропоморфную природу, т.е. все объекты мира живые  и разумные.

Способом реализации мифологического  мировоззрения является магия и колдовство.

Маг владеет языком животных, растений и стихий и может осуществлять воздействие на них.

В настоящее время мифология  сохранилась в форме пережитков (дети, любители животных, коллекционеры, поклонники).

Второй тип – религия.

Переходные типы:

1. Тотемизм – вера в кровнородственную связь человека и животных.

2. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов.

3. Анимизм – вера в душу и духов

Согласно религиозному мировоззрению, в мире нет антропоморфных объектов и мышление присуще только человеку, но наряду с нашим миром существует потусторонний мир, в котором наличествуют антропоморфные существа.

Источником религии является аномальный опыт избранных людей.

Поскольку большинству аномальный опыт не доступен, способом реализации религиозного мировоззрения является вера.

Мифологическое и религиозное  мировоззрения тесно взаимосвязаны  и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение  предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное в ряде случаев  не содержит такого элемента, как "вера в сверхъестественное".

Третий тип – философия.

Философское мировоззрение рассматривает  мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.

Четвертый тип.

В настоящее время идет формирование 4 типа мировоззрения – научного.

Согласно данному мировоззрению  человеческого начала нет даже в  человеке.

Это попытка отношения к людям  как к неодушевленным предметам.

Способ реализации – рационализация.

В современных условиях научное  мировоззрение доминирует только среди  узких групп ученых.

Вопрос 3. Мифология и  философия. Специфика философского знания.

Исходной для человеческого  общества системой общих знаний о  мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"