Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1.
Мировоззрение и
его исторические
типы, особенности
философского мировоззрения.
1.Мировоззрение
и его исторические типы
Мировоззрение - система взглядов , понятий
и представлений об окружающем мире. М.
в широком смысле слова включает в себя
совокупность всех взглядов человека
на окружающий мир: философские, общественно-политические,
этические, эстетические, естественнонаучные
воззрения и т.д. Главным вопросом М. является
основной вопрос философии. В зависимости
от его решения различаются два основных
вида мировоззрения: материалистическое
и идеалистическое. М. является отражением
общественного бытия и зависит от уровня
человеческих знаний, достигнутых в данный
исторический период, а также от общественного
строя. М. имеет огромное практическое
значение, т.к. оно определяет отношение
людей к окружающей действительности
и служит руководством для действия. Научное
М., раскрывая объективные законы природы
и общества и выражая интересы передовых
сил, способствует прогрессивному развитию.
Реакционное, античное М. служит отживающим
классам и тормозит развитие общества,
защищает интересы эксплуататорских классов
и отвлекает трудящихся от борьбы за свое
освобождение. Последовательно научным
является коммунистическое, марксистско-ленинское
М., философскую основу и неотъемлемую
часть которого составляет диалектический
и исторический материализм. Это - подлинно
научное М., т.к. оно выражает интересы
пролетариата, всех трудящихся, совпадающие
с объективными законами развития общества.
Исторические типы мировоззрения: мифология,
религия, философия.
1)Мифология - фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании,
воплощенное в характерном для древности
устном народном творчестве. Миф - возникающее
на ранних этапах истории повествование,
фантастические образы которого (боги,
легендарные герои, события и т.п.) были
попыткой обобщить и объяснить различные
явления природы и общества. Поскольку
в ней имеются представления о сверхъестественном,
она содержит элементы религии. Мифологическое
мировоззрение обеспечило социализацию
человека, способствовало осуществлению
перехода от биологической популяции
к человеческой общности,
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
концептуальная обоснованность;
систематичность;
универсальность;
критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно
2. Предмет философии. Основные проблемы и основной вопрос философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Основные проблемы философии:
— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры).
Основной
вопрос философии сформулировал Энгельс
, - есть вопрос об отношении мышления к
бытию. Суть: как соотносятся материальное
и идеальное, дух и природа. Выделяют две
стороны этого вопроса: 1) Что является
первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости
от ответа на первую сторону вопроса философы
подразделяются на материалистов и идеалистов.
Материалисты за первичность берут материю,
сознание рассматривается ими как отражение
материального мира в их понимании. В практике
нельзя абсолютно разграничить материальное
и идеальное. Идеалисты считают за первичное
духовное, идеи. Сегодня многие отрицают
основной вопрос философии его значения.
Главной проблемой выступает ч-к, но основной
вопрос несколько иного рода. Это вопрос
мировоззренческой ориентации ч-ка. В
зависимости от решения второй стороны
вопроса философия разделяется на гносеологический
анализ и агностицизм. гносеологический
анализ - признание познаваемости мира
агностицизм - отрицание познаваемости
мира.
3. Структура философского знания
Структура: 1) Ядро
фил - диалектика, наука о наиболее
общих законах развития природы,
общества и мышления. 2) Гносеология
(теория познания) - наука о том, как ч-к
познает мир и самого себя. 3) Онтология
- учение о бытии. 4) Общая социология - о
закономерностях и движущих силах развития
обва. От общей соц. Отделились такие науки
: этика, политология, религиоведение и
др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные
науки. 5) Историко-филосовский раздел
- изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном
смысле слова 1-3 фил. в узком смысле слова.
4. Философия в системе культуры. Функции философии.
Философия
является сложным и многомерным явлением.
Поэтому необходимо учитывать всю систему
связей, в которой она проявляет себя в
духовной жизни общества. Такой подход
соответствует реальной сути философии
и вместе с тем отвечает острой современной
потребности в широком современном миропонимании.
Рассмотрение философии как культурно-исторического
явления позволяет охватить весь динамический
комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций.
Общественная жизнь людей при ее культурологическом
рассмотрении предстает как единый, целостный
процесс, связанный с формированием, функционированием,
хранением, передачей культурно-исторических
ценностей; с критическим преодолением
устаревших и становлением новых форм
опыта. Будучи эффективным методом исторических
исследований, культурологический подход
способен играть существенную роль и при
разработке теории тех или иных социальных
явлений, поскольку теория выступает как
обобщение их реальной истории.
К моменту возникновения философии человечеством
были накоплены различные навыки действий,
сопутствующие им знания и другой опыт.
Появление философии было рождением особого,
вторичного типа общественного сознания,
направленного на осмысление уже сложившихся
форм культуры. Поэтому воплощенный в
философии способ мышления, обращенный
ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная
функция (опираясь на нее, философия
призвана выполнять двуединую задачу
— объяснять социальное бытие и способствовать
его материальному и духовному изменению).
5. Философия средневековья.
Раннее средневековье
характеризуется становлением Христианской
догматики в условиях формирования
европейского государства в результате
падения Римской империи. В условиях
жесткого диктата церкви и господства
власти философия была объявлена служанкой
богословия, которая должна была использовать
свой рацион. Аппарат для подтверждения
догматов христианства. Эта философия
получила название "схоластики"(опиралась
на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая
религия в Греции и Риме) было сильно влияние
философия неоплатонизма, враждебного
христианству.(Нехристианские философские
школы были закрыты по декрету императора
Юстиана в 529г.) При этом одни христианские
идеологи склонялись к отрицанию, другие
к использованию учений ф. Идеалистов
древности. Так возникла литература апологетов(защитников)
христианства, а за ней возникает патристика–сочинения
отцов церкви, писателей, заложивших основы
философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались
к императорам, преследовавшим христианство.
Они стремились доказать, что христианство
поднимает такие вопросы, которые ставила
и предшествующая греческая философия
, но дает более совершенное их разрешение.
Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена,
2в.)- сущ. непримиримое разногласие между
религией, божественным откровением, священным
писанием и чел. мудростью. Не создав ф.
систем апологеты, однако , наметили круг
вопросов, кот. стали основными для хр.
ф.(о боге, о сотворении мира, о природе
человека и его целях). Апологетика использует
логические доводы, обращенные к разуму,
для доказательства бытия бога, бессмертия
души. разбирает доводы, обращенные против
религии и отдельных догматов. Противоречие
в том, что будучи рациональной по форме,
апологетика иррациональна по содержанию,
т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости
разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная философия космоцентрична, философия
средневековья–теоцентрична(
Основные принципы средневековой философии
(отражают принципы средневекового мышления):
1. Принцип абсолютной личности — наиболее
фундаментальная идея философского значения.
2. Теоцентризм — принцип, согласно которому
Бог является центром, фокусом средневековых
философских и религиозныхпредставлений;
конкретизирует принцип абсолютной личности.
3. Монотеизм — Бог един, а не множествен.
В отличие от античных богов христианский
Бог един и уникален.
4. Креационизм — учение о сотворении мира
Богом из ничего. Тем самым дается новый
ответ на уже в античности поставленный
вопрос о том, как из единого рождается
множественное.
5. Символизм — понимание земного как инобытия,
мира Бога.
6. Средневековый антропоцентризм: человек
— не просто микрокосмос, а созданное
Богом привилегированное существо, повелитель
всего созданного для него. Главная проблема
философии (и религии) — не Космос, а человек.
Человек обладает не двумя измерениями,
а именно телом и душой, как считали гении
античности, а тремя. К первым двум добавляется
"дух" (духовность) — причастность
к божественному посредством веры. Высочайшая
добродетель — не разум, не интеллект,
а добрая воля, повиновение заповедям
Бога. Вслед за Богом человек причастен
к добру. Суть человека — вера, надежда,
любовь, "но любовь из них больше"
(апостол Павел). Быть человеком — значит
жить по этическим правилам, изложенным
Христом в Нагорной проповеди.
6. Философия эпохи возрождения.
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм —
разновидность
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
— Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
— Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
— Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи
Возрождения наполнена
Этапы развития гуманизма:
— светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
— ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);