Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.
Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.
Объект познания
— это любая существующая независимо
от сознания данность, на которую нацелена
познавательно-
Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.
Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.
Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта.
В современной гносеологии различается объект и предмет познания:
— объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;
— предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.
В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.
Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.
Субъективизм
— учение об исключительной субъективности
интеллектуальной истины, а также эстетических
и моральных ценностей, отрицание их абсолютной
значимости.
14. Проблема истины и ее критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Истина — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.
Философия с точки зрения теории познания делит истину:
— на абсолютную;
— относительную.
Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.
Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной.
Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.
Истина — это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.
Истина — это свойство знания, а не самого объекта познания.
Истина — это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.
Понимание истины
с такой точки зрения открывает
более тонкие и адекватные ее связи
с красотой и добром и превращает их единство
во внутреннее дифференцированное тождество.
15. Динамика и формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.
Проблема - выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного и неточного ко все более полному и точному. Обнаружение и постановка проблемы вскрывает неполноту предыдущих знаний и тем самым является необходимым и неизбежным моментом в этом переходе к новому знанию. ( Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания») Языковая форма - вопрос о том, что мы не знаем (Лекция). Проблема простейшим образом определена как научный вопрос. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом - это вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которыхнеобходимы специальные научные средства познания - научная система понятий, методология и методика исследования... (Учебник. Спиркин) Проблема - форма знания и движения знания, которое мы обозначаем как знание о незнании. (Лекция)
ТЕОРИЯ. Термин «теория» употребляется в двух основных значениях: 1) высшая форма научного знания; 2) система понятий, описывающая и объясняющая какую-либо область действительности. 1. Теория включает в себятеоретические . основания (принципы, постулаты, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. 2. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание -характеристика существенных черт, форм, структуры области действительности. Объяснение отвечает на ряд вопросов: почему действительность такова, какова она есть. Объяснение дается на основе ЗАКОНА. Законы порождают и определяют явления и служат поэтому основой их понимания. (Учебник. Спиркин) Теория - система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи(Кочергин «Научное познание»)
НАУЧНЫЙ ФАКТ - явление материального или духовного мира (лекция). Научный факт - это суждение. Это обобщение эмпирических фактов (сами по себе эмпир. факты значения не имеют). Факт есть результат движения мысли, это форма научной мысли. (Учебник. Спиркин)
Н.Ф.-явление
материального или
ГИПОТЕЗА - есть научное предположение. Возникает при анализе фактов науки, при их синтезе. Для того, чтобы предположение было научным нужно, чтобы оно не противоречило теории, благодаря которой были получены факты науки; из этой гипотезы должен быть выведен ряд следствий, которые проверяют ее. (Учебник. Спиркин)
Г.- всякое предположение,
догадка или предсказание которое основывается
либо на предшествующем знании, либо на
новых фактах. Г - вид умозаключения, пытающегося
проникнуть в сущность недостаточно изученной
области мира. В силу своего вероятностного
характера Г. требует проверки и доказательства,
после чего она приобретает характер теории.
(Кочергин «Научное познание»)
16. Место и значение веры, интуиции, понимания, мистического постижения в познании.
Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.
Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.
Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются
важной составляющей мировоззрения. Человек
всегда стремится к идеалу.
Мистическое религиозное
постижение мира. Глагол "Мыин" Первоначально
его смысл был связан с заветом
"хранить молчание." Суть мистического
мироощущения (опыта) сводится к представлению
о двойственности мира. За привычным,
каждодневным признается иное сверхъестественное
бытие. Стремление вступить в земной контакт
с ним. Мистика является основой всех религий.
Под мистикой понимается тип религий,
который подчеркивает непосредственное
общение с богом. Мистическое постижение
бытия основано на откровении. Суть последнего
заключается в том что некоторые люди
в особом сознании якобы говорят от лица
бога. Бог открывает человеку тайны мира
и человек должен в это верить. Высшая
реализация откровений является свешенное
писание. Хорошо известны факты, что люди
в особом состоянии сознания могут понимать
то, что в обычном состоянии понять невозможно.
Реальность этих мистических состояний
признается всеми религиями. В религии
всегда существует что-то, что недоступно
с помощью обычных средств. Специфика
мифических непонятно иная нежели обычные
впечатления бытия. Люди пережившие клиническую
смерть с трудом подыскивают слова чтобы
рассказать о встрече со "светоносным"
существом от отделения души от тела. Человек,
осуществивший мистический опыт оказывается
не в состоянии изложить и описать собственные
ощущения. Иначе говоря мистический опыт
невыразим и специфичен. Он неадекватен
земному опыту и не посвященный затрудняется
понять то о чем идет речь. Мистические
переживания это кратковременные вторжения
человека в какое-то иное бытие. Религиозные
деятели это бытие связывают с существованием
бога. Они сугубо индивидуальны, абсолютны
от разума и имеют место в узкой сфере
бытия, личного опыта. Нельзя отметать
допущение, что в мистическом опыте обнаруживается
иное бытие. Вопрос о том раскрывает ли
мистический опыт некие моменты сознания
или указывает на достоверную феноменологическую
реальность присутствии бога остается
открытым. В мистическом опыте имеет место
чувства присутствия кого-то. Это говорит
о присутствии бога.
17. Особенности и традиции русской философии
Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.
Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:
— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;
— секуляризация общественной жизни.
В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:
— М.В. Ломоносов;
— А.Н. Радищев;
— Феофан Прокопович;
— В.Н. Татищев;
— А.Д. Кантемир и др.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.
Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.
Александр Николаевич
Радищев (1749–1802), как и Ломоносов,
хорошо знал западную философию, в том
числе и французский
После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.
Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.
Первым, кто начал
самостоятельное философское