Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Люди отличаются
от животных своим осмыслением
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в
процессе своего исторического развития
создают свою национальную культуру.
Но существуют и культурные универсалии
— общие черты, которые характеризуют
культуру как развивающийся во времени
коллективный интеллект всего человечества
в целом.
35. Глобальные проблемы современности. Решение глобальных проблем – путь к целостному миру, единому человеческому обществу.
Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.
Человек - ее неразрывный элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.
У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.
По В. И. Вернадскому, Ноосфера («
Творя историю, человек создает себе Новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:
1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;
2) сокращение
энергетических и
3) рост населения в ареалах нищеты и голода;
4) угроза войны
с использованием оружия
5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;
6) глобальные
проблемы в экономической,
В наиболее цивилизованных
странах Запада доминирует Технико-
Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.
Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.
Экологический императив - комплекс свойств окружающей среды, изменение которых недопустимо ни при каких условиях.
Нравственный императив - обновленная нравственность, заслоняющая людей от социальных опасностей.
Оба эти понятия должны быть органическими составляющими стратегии человечества, а не табу или необоснованными догматами. Здесь нельзя фантазировать или даже экстраполировать сложившееся положение вещей в будущее.
Для реализации
стратегии человечества необходимо
планетарное гражданское общество как
институт, как механизм международного
контроля; необходима мобилизация всего
современного философского, научного,
эстетического и этического потенциала
для преобразования существующей системы
отношений. Необходим переход от техногенной,
информационной цивилизации к антропогенной,
где главная ценность – человек.
36.
Понятие общественно-
«Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно», и впервые выдвинул категорию общественно-экономической формации, установив, что развитие таких формаций есть естественно -исторический процесс.
Общественно-экономическая
формация - это исторически конкретное
общество на данном этапе его развития.Общественно-
Маркс разбил всю историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда у Маркса есть еще и другое деле-ние истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабст-во, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Мар-ксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с пре-дыдущей.
Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, и т.д.). Т.е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст-ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов-ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ-ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно-шений.
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, исто-рии, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Она адекватно отражает реальную действительность, но адек-ватность следует понимать как отражение сущности, а не явления.
Категория общественно-экономической формации дает объективный критерий для от-граничения одной ступени общественного развития от другой, для вычленения конкрет-но-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. Она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенден-ции его прогрессивного исторического развития. Таким образом она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс во времени.
Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще-ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо-логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест-венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра-нам и регионам, но и во всемирном масштабе.
Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а, наоборот, предпола-гают друг друга, выступая в единстве.