Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

В советских ВУЗах курс диалектического и исторического материализма (в рамках преподавания марксистско-ленинской философии) был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах.

Согласно диалектическому  материализму, материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий[2]. Диалектический материализм является составной частью марксистской теории, а не самостоятельным философским учением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Противоречие бытия и познания. Основные типы противоречий.

Гносеология –  «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается природа  познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности  и истинности знаний, возможности  познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности  перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание  в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Человек живет  в окружении мира, в атмосфере  духовной культуры. Сам он – активно  действующее существо. Мы нуждаемся  в мире и постигаем его тайны  для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.

Практика –  это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:

Она является источником познания, его движущей силой.

Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.

Основные типы противоречий.  Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.  

 Взаимодействие  противоположных сторон внутри  даной системы (наприм внутри  данного вида животных или  организма) характеризует внутреннее противоречие, выражающее состояние системы как определение целостности. Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей, относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия относительны.  

 Именно внутренним  противоречиям принадлежит решающая  роль в развитии системы. Внешние  противоречия могут послужить  толчком, но прежде чем стать истинной силой развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта (адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество, которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами). Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.  

 В ряду  внутренних противоречий выделяются  основные (главные) и неосновные  противоречия. Основное - это сущностное  противоречие: оно связано с глубинными, лежащими в основании этой  системы формами взаимодействия  противоположностей, составляющих ее структуру (общество - противоположность между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но производство порождает новые потребности).  

 Антагонистические  противоречия - взаимодействие между  непримиримыми враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в том числе современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война и мир.  

 Неантагонистические  противоречия. Взаимодействие между социальными группами, интересы которых совпадают 

11. Диалектика как  философская концепция  развития, ее основны  принципы и категории.

Наука логики  — диалектика.  Диалектика — это  искусство вести беседу, умение правильно  аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Объективной диалектикой  называется диалектика природы и  материальных общественных отношений.

Субъективной  диалектикой  называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Система диалектической философии:

Главные законы диалектики:

— закон перехода количества в качество и обратно;

— закон взаимного проникновения противоположностей;

— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

— принцип развития через противоречия;

— принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

— сущность и явление;

— единичное, особенное, всеобщее;

— форма и содержание;

— причина и следствие;

— необходимость и случайность;

— возможность и действительность.

Конечно, все  части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.

Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют  процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.

Таким образом, противоречия, которые формируются  в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса.

Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:

— первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;

— второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:

— прикладную логику — охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;

— чистую логику — охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.

Современная логика распадается на множество направлений:

— метафизическая логика (гегельянство);

— психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);

— теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);

— семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);

— предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);

— неосхоластическая логика;

— феноменологическая логика;

— логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.

Логика  является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа. 
 

12. Научное познание  и его специфические  признаки.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

ПРИЗНАКИ научного познания:

• Научное познание ориентировано на объективную истинность, на проникновение в сущность вещей, на исследование объективных законов функционирования и развития объектов познания.

• Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

• Наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий).

• Наука формирует  особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью.

• Существенным признаком научного познания является его cистемность, логическая организованность.

• Результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер.

• Кроме того, часто отмечают и такие особенности  научного познания как тенденция  к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия; проблемная установка исследования (в противоположность установке на чудеса и таинства, а также практические интересы); опора на опыт и разум (а не на веру, убеждение, мнение). В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими. 

13. Познание, субъект  и объект познания.

Познание —  это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит  мир на две части:

— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания  — глубоко понятый осмысленный  познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для  которой — все социальное целое.

Настоящий субъект  познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это  живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"